Рубрики
Дополнительное образование

Опыт практической работы с подростками по материалам компании Smart Course

В 2016–2017 учебном году ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370» приняла участие в совместном проекте компании SmartCourse и городского проекта «Школа Новых Технологий» – #ЛюбиДелай. Основная идея компании SmartCourse является помощь подросткам в их профессиональном становлении.

0
Петрова Анна Владимировна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
house77@yandex.ru

 

В 2016–2017 учебном году ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370» приняла участие в совместном проекте компании SmartCourse и городского проекта «Школа Новых Технологий» – #ЛюбиДелай. Основная идея компании SmartCourse является помощь подросткам в их профессиональном становлении.

Для участников проекта были предоставлены материалы для педагогов и родителей с целью эффективной профориентации подростков, которые можно было использовать во время реализации проекта, так и в дальнейшем. Была предоставлена возможность обучения для педагогов и подростков. Особого внимания заслуживает мероприятие Weekend профессий с целью знакомства подростков с успешными людьми.

Рассмотрим опыт реализации занятий в школе на основе представленных материалов. Следует отметить, что занятия простроены с учетом применения современных технологий, поэтому у обучающихся обязательно должен быть доступ к интернет ресурсам.  Так, например, к уроку № 6 для подростков и их родителей предоставлена инфографика по следующим темам: «Выбор специальности по ЕГЭ», «Современные направления профориентации». Например, для обучающихся, которые выбрали для сдачи математику, физику и ИКТ предлагается рассмотреть как наиболее приоритетные направления: «Физико-технические науки и технологии», «Машиностроение», «Информационная безопасность», «Информатика и вычислительная техника», «Управление в технических системах», «Компьютерные и информационные науки», «Математика и механика», «Нанотехнологии и наноматериалы», «Оружие и системы вооружения», «Технологии материалов», «Электро- и теплоэнергетика», «Ядерная энергетика и технологии» и др. Помимо общих групп направлений, по схеме можно проследить примеры специальностей. В инфографике, ориентированной на родителей, представлены современные направления профориентации: тематические парки, программы менторства, стажировки, волонтерство и др.

В уроке «Человек и профессиональная деятельность» основной целью разработчики поставили создание условий для формирования навыка осознанного выбора профессии, формирование у обучающихся представления, что такое профессиональная деятельность. Тема урока безусловно важна для каждого подростка, который хочет осознанно подойти к выбору профессии. Обучающиеся 9-х классов живо откликались на обсуждение проблем, поставленных в данной теме. Интерес вызвало видео Эмили Уэпник «Как искать призвание, когда ты мультипотенциальная личность», в котором затрагиваются проблемы, которые волнуют многих ребят. Многие выпускники имеют несколько хобби, которыми они занимаются на протяжении длительного времени. Некоторые из них, рассматривают хобби как основу для дальнейшей профессиональной деятельности. Наиболее распространенными увлечениями среди выпускников, как правило, являются: творческая деятельность, спорт, изучение иностранных языков. Очень важно, чтобы они осознали, какие шаги должны быть сделаны, чтобы их увлечения перешли в полноценную профессию с качественным базовым образованием [5].

В материалах к уроку предлагается знакомство с материалами конференций TED, которые находятся в открытом доступе на веб-сайте. Задача конференций – распространить уникальные идеи по миру, вдохновлять людей на поиск своего жизненного пути.

Положительный эффект от просмотра видео мы можем объяснить с помощью теории самоэффективности Альберта Бандуры.

Самоэффективность – это убеждение человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь.

Убеждение человека относительно его личной эффективности влияют на то, какой способ действия он выбирает, как много будет прилагаться усилий, как долго он устоит, встречаясь с препятствиями и неудачами, насколько большую пластичность он проявит по отношению к этим трудностям [6, с. 494].

Из данного определения мы можем сделать вывод, что для того, чтобы обучающиеся были успешными людьми у них должна быть сформирована активная жизненная позиция, т.е. убежденность, что он способен изменить мир, влияя на различные жизненные ситуации.

Таким образом, в случае если самоэффективность подростка высокая и условия среды благоприятные, то результативность его деятельности должна быть высокой.

Самоэффективность зависит от следующих факторов:

1. опыт собственных успехов;

2. косвенный опыт (наблюдение за чужими достижениями);

3. когда мы наблюдаем за успешными людьми, то наша самоэффективность возрастает;

4. мнение окружающих;

Мнение людей, которым мы доверяем, оказывает более сильное воздействие, чем мнение людей, не пользующихся нашим доверием.

5. Физическое и эмоциональное состояние. Сильная эмоциональная напряженность понижает самоэффективность, как правило, мешая в реализации сложных задач [6, с. 494–495].

Не менее важную роль в достижении успеха играет мотивация. Очень важно, чтобы у подростков была сформирована мотивация, направленная на достижение успеха, а не на избегание неудач.

Журналист и бизнес-консультант Д. Пинк предложил новую систему мотивации для креативных и творческих людей. Особое внимание он обратил на свободу выбора, мастерство и наличие достойных целей. Как считает Д. Пинк: «Секрет высокой производительности и работоспособности заключается не в наших биологических потребностях и не в поощрениях и наказаниях, а в нашем глубинном стремлении управлять своей жизнью, развивать и расширять свои способности и вести жизнь, в которой есть цель и смысл» [4].

Абрахам Маслоу считал, что самоактуализирующиеся люди склонны к креативности, смелости, упорной работе. Они склонны смотреть на жизнь более свободно. Так, А. Маслоу писал: «Не существует совершенных людей! Можно найти хороших людей, очень хороших, даже замечательных. На свете действительно есть творцы, провидцы, мудрецы, святые, люди, расшатывающие старые устои, и люди, двигающие человечество вперед. Несомненно, это подает нам надежду на будущее человеческого рода, несмотря на то, что такие люди встречаются крайне редко и их можно сосчитать по пальцам. И в то же время, те же самые люди могут временами быть скучными, раздражающими, обидчивыми, эгоистичными, злыми и подавленными. Чтобы не оказаться разочарованными в человеческой природе, мы должны, прежде всего, отбросить свои иллюзии по поводу человеческой природы» [6, с. 353].

А. Маслоу выделил восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации:

1. склонность к концентрации;

2. стремление к росту;

3. склонность к самопознанию;

4. честность, ответственность за свои поступки;

5. доверие нашим суждениям;

6. склонность к саморазвитию;

7. склонность к возвышенным переживаниям;

8. хорошее знание себя и управление собой [3, с. 356].

Данные компетенции в целом свойственны обучающимся с высоким уровнем эмоционального интеллекта. А это очень важно для успешного построения карьеры.

В теме «Способности и таланты» обучающимся предлагается изучить собственные способности и таланты. Причем, в качестве домашнего задания ребятам предлагается самостоятельно ознакомиться с книгой Т. Армстронг «Ты можешь больше, чем ты думаешь», где имеется описание девяти видов интеллекта, даны рекомендации по их развитию. Очень важно, что чтение книги мотивирует обучающихся на всестороннее развитие. Также подросткам предлагается пройти тест для оценки коммуникативных способностей и организаторских склонностей личности, что так же весьма актуально для развития современных подростков.

Дополнительно к данной теме возможно обсуждение с обучающимися таблицы С.А. Изюмовой, в которой приводится сопоставление «математиков» и «литераторов» по многим характеристикам. Так, у «литераторов» преобладает работа правого полушария. Обучающиеся художественного склада запоминают информацию путем целостного схватывания, затрачивают больше времени на решение словесно-логических задач. Предпочитают предметы гуманитарного цикла. Мотивы изучения предметов связаны со становлением личности, желанием разобраться в межличностных отношениях, с потребностью в самопознании. Обучающиеся отличаются общительностью. Имеют богатое воображение, склонность к фантазиям. Артистичны, склонны к художественным видам деятельности.

В делах полагаются на везение. Имеют сильные эмоциональные реакции [1, с. 332–334].

У «математиков» преобладает работа левого полушария. Мыслительный тип обладает более высоким уровнем развития к переработке информации. Обучающиеся хорошо запоминают материал абстрактно-логического содержания, имеют хорошо развитое словесно-логическое мышление. Их привлекает сам процесс усвоения знаний, им интересно решать трудные задачи. Они проявляют интерес к предметам физико-математического цикла. Обучающиеся имеют потребность в самосовершенствовании волевых качеств, развитии умственных способностей. Отличаются реалистичностью и практичностью. Часто имеют хорошую стрессоустойчивость. Отличаются холодностью в отношениях с людьми. Имеют высокий уровень интеллектуального развития, склонны к планированию деятельности. Чувствуют ответственность за свои результаты и достижения [1, с. 332–334].

В качестве примера проявления способностей возможно рассмотреть структуру и содержание деятельности учителя. По определению Н.В. Кузьминой: «Педагогические способности – это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого» [1, с. 347].

А.И. Щербаков в индивидуально-психологических особенностях личности учителя выделил:

– цельный и твердый характер (выдержка, тактичность, самообладание);

– самостоятельность в решении жизненно важных задач;

– высокие познавательные интересы;

– педагогические способности (внимание к ребенку, определение средств его всестороннего развития) [1, с. 347–348].

Таким образом, формирование успешной личности является приоритетной задачей системы столичного образования, где каждый подросток сможет найти свой профессиональный путь. Реализации данной задачи в значительной степени способствует проект «Школа Новых Технологий» Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы.

Список литературы:

1. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005.
2. Динсмор Скотт «Как найти работу, которую вы полюбите?» / TEDIdeas. [Электронный ресурс]. URL: worth spreading / https://www.youtube.com/watch?v=jpe-LKn-4gM (датаобращения: 29.06.2017).
3. Оскар Хартман – Атланты – Российский бизнес-форум // Видеохостинг «Youtube». URL: https://www.youtube.com/watch?v=N6jN2nzBeZE (дата обращения: 29.06.2017).
4. Пинк Д. «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует / Дэниел Пинк, пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013.
5. Уэпник Эмили «Как искать призвание, когда ты мультипотенциальная личность»/ Сайт «ted.com». URL: https://www.ted.com/talks/emilie_wapnick_why_some_of_us_don_t_have_one_true_calling (дата обращения: 29.06.2017).
6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. СПб: прайм – ЕВ-РОЗНАК, 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0