Рубрики
Дошкольное образование

Методические рекомендации по проведению логопедического занятия «Автоматизация звука Р»

Правильная, хорошо развитая речь ребенка – это один из основных показателей его успешного обучения в школе. К сожалению, как показывает опыт работы, все больше детей приходят в первый класс с нарушенным звукопроизношением. Зачастую поставленные звуки не автоматизированы и не введены в речь ребенка. Основная задача логопеда в школе – это своевременное выявление и предупреждение нарушений письменной речи, а также устранение специфических ошибок и недопущение их перехода на дальнейшее обучение.

0

Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа № 922»,
raduga.m@mail.ru

Правильная, хорошо развитая речь ребенка – это один из основных показателей его успешного обучения в школе. К сожалению, как показывает опыт работы, все больше детей приходят в первый класс с нарушенным звукопроизношением. Зачастую поставленные звуки не автоматизированы и не введены в речь ребенка. Основная задача логопеда в школе – это своевременное выявление и предупреждение нарушений письменной речи, а также устранение специфических ошибок и недопущение их перехода на дальнейшее обучение. Важно понимать, что для овладения письмом и чтением имеет значение степень сформированности всех сторон речи ребенка, поэтому работа по коррекции звукопроизношения у детей является важнейшим звеном в системе логопедической работы в школе.

Наиболее часто встречающееся у младших школьников нарушение звукопроизношения – ротацизм, поскольку звуки «р-рь» сложны по образованию и требуют достаточно долгого периода постановки, автоматизации и дифференциации. Отсутствие или замена этих звуков искажает письменную и устную речь ребенка. В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что родители считают незначительным такое нарушение звукопроизношения и не обращаются к специалисту для своевременной коррекции, ждут, что с возрастом «все само исправится». Также наблюдаю и другую крайность – родители (бабушки, дедушки) самостоятельно занимаются «постановкой звука», зачастую закрепляя дефектное произношение, не автоматизируя и не дифференцируя звуки. Значительные трудности испытывают родители и при выполнении домашних заданий, которые дает учитель-логопед на автоматизацию уже поставленного звука «р», – не соблюдают последовательность в работе, обращаются к слишком сложному речевому материалу, не учитывают психические особенности ребенка, что зачастую приводит к переутомлению и негативному отношению ребенка к логопедическим занятиям.

В своей работе по автоматизации звука «р» я придерживаюсь принципа «от простого к сложному», тщательно подхожу к отбору речевого материала для занятий и домашних заданий, последовательно и тщательно отрабатываю с детьми каждый этап. Коррекционные занятия я провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей (2–4 человека). При этом очень важно заинтересовать, увлечь ребят на занятии, используя игровые и сюрпризные моменты, создать благоприятную и эмоционально комфортную обстановку. Обязательно отмечаю успехи детей (даже самые незначительные), хвалю за старание и активность.

Цели:

– развитие фонематического слуха;

– закрепление навыков фонематического анализа;

– автоматизация твердого звука «р» в открытых слогах;

– закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза;

– развитие высших психических функций и навыков самоконтроля.

Оборудование:

Зеркало, доска, предметные картинки (корова, слон, лошадь, волк, зебра, коза, комар, рысь), карточки-игры: «вертолет», «грузовик», «корабль», игрушечный кораблик, схемы для звукового анализа – «домики», карточки- буквы, карточки – символы упражнений артикуляционной гимнастики, мяч, фломастеры, веревочки, «рыбки-слоги», «удочки-слоги», карточки-ребусы, игрушка Буратино.

Основная часть

1. Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадки, выбрать картинки-отгадкии расположить их на доске в соответствии с инструкцией:

– в верхнем правом углу;

– в нижнем левом углу;

– в нижнем правом углу;

– в верхнем левом углу.

Загадки:

«Лесники ее котят взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «киска, брысь!» Потому, что это …»

(Рысь)

«Среди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади – метла».

(Корова)

«Кто зимой холодной бродит злой, голодный?»

(Волк)

«Разрисована лошадка, словно школьная тетрадка».

(Зебра)

2. Сообщение темы занятия

Логопед предлагает детям найти «лишнюю» картинку, среди выставленных на доске, и объяснить свой выбор.

– Лишняя картинка – «волк» потому, что в этом слове нет звука «р», а в словах корова, зебра, рысь этот звук есть.

Логопед: «Сегодня мы продолжим учиться произносить твердый звук -р-, а также слоги и слова с этим звуком».

3. Развитие фонематического восприятия

Логопед дает задание:

– хлопнуть в ладоши 1 раз, когда дети  услышат звук «р»:

а,  у,  р,  ш,  р,  з,  р, л,  щ,  а, о,  р,  ж,  р,  з, с, р, ы, и, р

– хлопнуть 2 раза, когда услышат слог со звуком «р»:

ва,  ра, по, ку, ру, ма, лы, ры, фо, зы,  ры, ро, то, сы, ру

– хлопнуть 3 раза, если в слове есть звук «р»:

лампа, рама, салют, замок, радуга, стол, коробка, шапка,

рыбак, корыто, маска, белка, робот, сапоги, подарок, кенгуру.

Игра «Найди домик»

Логопед предлагает детям выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых есть звук «р» и найти для них «домики» (по месту расположения звука «р» в словах – начало, середина, конец слова).

Дети выбирают картинки:

ручка, помидор, сыр, мухомор, барабан, зебра, карандаш, ромашка, рыба

ирасполагают их под соответствующими схемами.

4. Артикуляционная гимнастика

1) Логопед предлагает детям вспомнить, какие упражнения помогали им учиться произносить звук «р».

Дети выбирают среди карточек-символов подходящие:

«заборчик», «чашечка», «грибочек», «качели», «барабан», «маляр», «болтушка», «фокус»

2) Выполнение перед зеркалом упражнений артикуляционной гимнастики:

– статических – «заборчик», «чашечка», «иголочка», «грибочек»;

– динамических – «лошадка», «качели», «маляр», «болтушка», «почистим зубки»;

– упражнения по формированию резкого направленного выдоха – «фокус», «ветерок».

5. Автоматизация звука «р»

1) Логопед уточняет характеристику твердого звука «р» и его артикуляцию:

– губы в улыбке;

– рот открыт;

– язык поднят за верхние зубы;

– воздушная струя – сильная, направленная на кончик языка;

– звук твердый.

2) Автоматизация навыка произношения звука «р» изолированно (с опорой на кинестетический анализатор).

Логопед предлагает детям произносить звук «р» используя картинки-игры:

«ГРУЗОВИК»

Логопед: Грузовик огромный, труженик большой, грузы многотонные возит день-деньской.

– Покажите, по каким дорожкам проехал грузовик.

(Ребенок произносит длительно звук «р», проводя пальчиком по шероховатым поверхностям дорожек.)

«ВЕРТОЛЕТ»

Логопед: Отправляется в полет винтокрылый вертолет!

Ни разгона, ни разбега,

Раскрутили винт – и в небо!

– Давайте поможем пилоту завести вертолет.

(Ребенок поизносит длительно звук «р» и обводит пальчиком круги и спирали, рисует спирали фломастером самостоятельно.)

«КОРАБЛЬ»

Логопед: Вот плывет корабль старинный

С парусами, с мачтой длинной,

У штурвала – рулевой,

Ветер дует за кормой.

– Покажите, как кораблик поднимается и опускается на волнах.

(Ребенок произносит звук «р» громко и тихо двигая игрушечный кораблик вверх и вниз по «волнам».)

3) Автоматизация навыка произношения звука «р» в прямых открытых слогах.

Дети проговаривают слоги перед зеркалом:

– ра-ра-ра   ры-ры-ры   ра-ру-ры-ро;

– ро-ро-ро   ру-ру-ру   ро-ры-ру-ра.

– с выделением ударного слога:

ра-ра-ра   ро-ро-ро   ры-ры-ры   ру-ру-ру;

– ра-ра-ра   ро-ро-ро   ры-ры-ры   ру-ру-ру;

– ра-ра-ра   ро-ро-ро   ры-ры-ры   ру-ру-ру.

6. Динамическая пауза

Игра с мячом «Доскажи словечко»

Логопед бросает детям мяч и называет начало слова, возвращая мяч, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог: ра, ро, ры, ру.

«Вот слова со слогом «ра»: ко – ра, жа – ра, но – ра, иг – ра.

«Вот слова со слогом «ры»: ку – ры, го – ры, топо – ры, кома – ры.

«Вот слова со слогом «ро»: вед – ро, мет – ро, пе – ро, доб – ро.

«Вот слова со слогом «ру»: кенгу – ру.

«Мы закончили игру!»

7. Чтение и составление слов со звуком «р»

Игра «Рыболов»

Логопед предлагает детям карточки – «рыбки» на которых написаны слоги: ко, но, вед, кону, ку, пе, ша, Ве, забо, мет, дво, жа, Ю, Пье,кома, топо.

– Эта рыбка не простая.

К тебе в руки попадая,

Говорит она: «читай, слоги верно называй!»

У ребенка три удочки со слогами «РА», «РО» «РЫ».

Выбрав подходящую удочку, ребенок «ловит» рыбку-слог и читает получившееся слово:

– кора, нора, Вера, жара, Юра, конура;

– перо, ведро, метро, Пьеро;

– норы, куры, шары, заборы, комары, топоры.

Игра «Найди ошибку»

Логопед предлагает детям помочь Буратино, который неправильно составил предложения. Ребята исправляют ошибки, четко проговаривая слова с изучаемым звуком.

– Коробка лежит в макаронах. (Макароны лежат в коробке.)

– Рыба удит рыбака. (Рыбак удит рыбу.)

– У карандаша новая Вера. (У Веры новый карандаш.)

– По коровам идет дорога. (По дороге идут коровы.)

– Розы поливают Томару. (Томара поливает розы.)

– Борабан играет на Роме. (Рома играет на барабане.)

9. Развитие логического мышления

Буратино благодарит ребят за помощь и дарит им  билеты в сказочный театр, но чтобы туда попасть, ребятам нужно разгадать ребусы на билетах.

Дети выполняют задание и составляют предложения с получившимися словами (воробей, карандаш, ворона).

Фотография 1

10. Итог занятия, рефлексия

Логопед уточняет, какой звук дети учились произносить на занятии, какие слова с изучаемым звуком они запомнили, что получалось на занятии, а что вызывало затруднения.

Список литературы:

1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991.
3. Лопухина М.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995.
4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М.: ГНОМ и Д, 2007.
5. Соколовская С.М. Развивающее обучение. Словарь в ребусах (для 1–3 классов). М.: Интерпракс, 1994.
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.