Когда учитель ставит перед собой образовательную задачу урока: добиться усвоения решения задач, то предполагается, что ученик будет решать и тем самым отрабатывать типовые задания. Задания по аналогии.
А что такое аналогия? Это когда что-то на что-то похоже, по каким-то признакам.
Кеплер говорил: «Я больше всего дорожу Аналогиями, моими самыми верными учителями. Они знают все секреты Природы и ими меньше всего следует пренебрегать». Аналогии в обучении занимают особое место.
Давайте обратимся к словарю. Аналогия в обучении – это педагогический приём, заключающихся в установлении сходства в каком-либо отношении между изучаемыми предметами, явлениями, различными в других отношениям; используется при объяснении полученного экспериментальным путем нового понятия с помощью частично сходных знакомых понятий. Ценность аналогии в том, что она облегчает усвоение учебного материала, активизирует мысль учащихся, побуждает их к поискам.
В математике по аналогии можно доказать равенство геометрических фигур. Школьник учитывает аналогию свойств, аналогию отношений между объектами. В русском языке ученик проводит по аналогии разбор предложения.
Аналогия в обучении информатике, конечно, используется. В основном – просто для объяснения нового. Например, когда учитель вместо – «просматриваем элементы массива, начиная с элемента с индексом один, пока очередной элемент не станет равным данному числу»говорит – «бежим от начала массива, пока не встретим наше число». Такой «человеческий» язык помогает уловить суть. С меньшими затратами, как для учителя, так и для ученика. Или, например, когда решаются несколько измененные задачи. Находили минимум в том же массиве, а сейчас находим максимум. Это аналогия на репродуктивном, очевидном уровне.
При работе над темой «Обработка символьных строк в Паскале» я применяю метод решения задач по аналогии.
Данный урок: урок-практикум, т.е. предполагает самостоятельное выполнение задач на компьютере в среде программирования Паскаль. Предполагается, что ученик в полном объеме владеет минимальным багажом знаний по теме «Обработка символьных строк», т.е. знает операции с символьными переменными, понимает описания алгоритмов на алгоритмическом языке и языке программирования, имеет начальные навыки составления программы на языке программирования Паскаль.
Цель урока: отработать применение символьных операций к символьным переменным при решении задач. Приобрести навык самостоятельного решения задач при решении задач по аналогии.
Планируемые образовательные результаты:
– предметные – умение исполнять и записывать на языке программирования алгоритмы обработки символьных строк;
– метапредметные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности при решении задач на компьютере, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
– личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе, представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Урок начинается с совместного разбора решения задач №№ 1, 2 и 3 и оформления решения задач в тетради.
Задача № 1. Дана строка. Определить является ли первый символ строки символом «А». (Идея программы: вводится строка S. Ответ «ДА» выдается, если строка не пустая и ее первый символ равен «А».)
var S: string;
begin
writeln (‘ввестистроку’);
readln(S);
if (length(S)>0) and (S[1]=’A’) then writeln (‘ДА’) else writeln (‘НЕТ’);
end.
Задача № 2. Дана строка. Подсчитать количество символов «А» в строке. (Идея программы: вводится строка S. Программа подсчитывает количество символов «А» согласно поставленному условию.)
var S:string;
c, i:byte;
begin
writeln (‘ввести строку’);
readln(S);
for i:=1 to length(S) do
if s[i]=’A’ then c:=c+1;
writeln(‘число вхождений буквы А=’, с);
end.
Задача № 3. Дана строка. Подсчитать количество латинских главных букв в строке. (Идея программы: для реализации алгоритма целесообразно использовать символьную функцию поиска подстроки в строке POS(S1, S2) (результат целое число), которая обнаруживает первое появление в строке S2 подстроки S1.)
var S:string;
c, i:byte;
begin
writeln (‘ввестистроку’);
readln(S);
c:=0;
for i:=1 to length(S) do
if pos(s[i],’AEIUOYaeiuoy’)<>0 then c:=c+1;
writeln (‘количество гласных букв=’, c);
end.
Т.к. урок информатики делится на обязательную теоретическую и практическую часть решения задач на компьютере, то будем считать, что теоретическую подготовку урока мы прошли и далее ученик приступает к решению задач по аналогии на компьютере:
Задача № 1А. Дана строка. Определить является ли последний символ строки символом «А».
(Вариант решения задачи учащимся.)
varS:string;
begin
writeln (‘ввестистроку’);
readln(S);
if (length(S)>0) and (S[length(S)]=’A’) then writeln (‘ДА’) else writeln(‘НЕТ’);
end.
Задача № 2А. Дана строка. Заменить все вхождения символа «А» на символ «В».
(Вариант решения задачи учащимся.)
varS:string;
c, i:byte;
begin
writeln (‘ввестистроку’);
readln(S);
for i:=1 to length(S) do
if s[i]=’A’ then s[i]:=’B’;
writeln (‘новая строка=’, S);
end.
Задача № 3А. Дана строка. Подсчитать количество цифр в строке.
(Вариант решения задачи учащимся.)
varS:string;
c, i:byte;
begin
writeln (‘ввестистроку’);
readln(S);
c:=0;
for i:=1 to length(S) do
if pos(s[i],’0123456789′)<>0 then c:=c+1;
writeln (‘количество цифр=’, c);
end.
Перед учеником ставится задача: заполнить в текстовом редакторе файл-отчет по практикуму.
Содержание файла – отчета по практикуму:
1. Решенные задачи №№ 1, 2, 3 (пояснение: ученик разбирает решение данных задач на компьютере и копирует их в файл-отчета).
2. Самостоятельно решает задачи №№ 1А, 2А, 3А (по аналогии) на компьютере и при верном запуске задач на компьютере копирует листинг программ в текстовый файл-отчета.
Критерии оценивания урока:
Отметка «3» ставится, если ученик выполнил задания №№1, 2 и 3 на компьютере, которые совместно разбирали с учителем на уроке и скопировал задания в текстовый файл-отчета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил задания все требования критерия выставления оценки «3» и самостоятельно решил задание № 1А и № 2А на компьютере и скопировал задания в текстовый файл-отчета.
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил в полном объеме все задачи урока и предоставил текстовый файл-отчета.
Список литературы:
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.