Рубрики
Информатика

Обработка символьных строк в Паскале. Решение задач по аналогии

Когда учитель ставит перед собой образовательную задачу урока: добиться усвоения решения задач, то предполагается, что ученик будет решать и тем самым отрабатывать типовые задания. Задания по аналогии.

0
Мостовая Елена Евгеньевна,
учитель информатики
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,

Когда учитель ставит перед собой образовательную задачу урока: добиться усвоения решения задач, то предполагается, что ученик будет решать и тем самым отрабатывать типовые задания. Задания по аналогии.

А что такое аналогия? Это когда что-то на что-то похоже, по каким-то признакам.

Кеплер говорил: «Я больше всего дорожу Аналогиями, моими самыми верными учителями. Они знают все секреты Природы и ими меньше всего следует пренебрегать». Аналогии в обучении занимают особое место.

Давайте обратимся к словарю. Аналогия в обучении – это педагогический приём, заключающихся в установлении сходства в каком-либо отношении между изучаемыми предметами, явлениями, различными в других отношениям; используется при объяснении полученного экспериментальным путем нового понятия с помощью частично сходных знакомых понятий. Ценность аналогии в том, что она облегчает усвоение учебного материала, активизирует мысль учащихся, побуждает их к поискам.

В математике по аналогии можно доказать равенство геометрических фигур. Школьник учитывает аналогию свойств, аналогию отношений между объектами. В русском языке ученик проводит по аналогии разбор предложения.

Аналогия в обучении информатике, конечно, используется. В основном – просто для объяснения нового. Например, когда учитель вместо – «просматриваем элементы массива, начиная с элемента с индексом один, пока очередной элемент не станет равным данному числу»говорит – «бежим от начала массива, пока не встретим наше число». Такой «человеческий» язык помогает уловить суть. С меньшими затратами, как для учителя, так и для ученика. Или, например, когда решаются несколько измененные задачи. Находили минимум в том же массиве, а сейчас находим максимум. Это аналогия на репродуктивном, очевидном уровне.

При работе над темой «Обработка символьных строк в Паскале» я применяю метод решения задач по аналогии.

Данный урок: урок-практикум, т.е. предполагает самостоятельное выполнение задач на компьютере в среде программирования Паскаль. Предполагается, что ученик в полном объеме владеет минимальным багажом знаний по теме «Обработка символьных строк», т.е. знает операции с символьными переменными, понимает описания алгоритмов на алгоритмическом языке и языке программирования, имеет начальные навыки составления программы на языке программирования Паскаль.

Цель урока: отработать применение символьных  операций к символьным переменным при решении задач. Приобрести навык самостоятельного решения задач при решении задач по аналогии.

Планируемые образовательные результаты:

– предметные – умение исполнять и записывать на языке программирования алгоритмы обработки символьных строк;

– метапредметные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности при решении задач на компьютере, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

– личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе, представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Урок начинается с совместного разбора решения задач №№ 1, 2 и 3 и оформления решения задач в тетради.

Задача № 1. Дана строка. Определить является ли первый символ строки символом «А». (Идея программы: вводится строка S. Ответ «ДА» выдается, если строка не пустая и ее первый символ равен «А».)

var S: string;

begin

writeln (‘ввестистроку’);

readln(S);

if (length(S)>0) and (S[1]=’A’) then writeln (‘ДА’) else writeln (‘НЕТ’);

end.

Задача № 2. Дана строка. Подсчитать количество символов «А» в строке. (Идея программы: вводится строка S. Программа подсчитывает количество символов «А» согласно поставленному условию.)

var S:string;

c, i:byte;

begin

writeln (‘ввести строку’);

readln(S);

for i:=1 to length(S) do

if s[i]=’A’ then c:=c+1;

writeln(‘число вхождений буквы А=’, с);

end.

Задача № 3. Дана строка. Подсчитать количество латинских главных букв в строке. (Идея программы: для реализации алгоритма целесообразно использовать символьную функцию поиска подстроки в строке POS(S1, S2) (результат целое число), которая обнаруживает первое появление в строке S2 подстроки S1.)

var S:string;

c, i:byte;

begin

writeln (‘ввестистроку’);

readln(S);

c:=0;

for i:=1 to length(S) do

if pos(s[i],’AEIUOYaeiuoy’)<>0 then c:=c+1;

writeln (‘количество гласных букв=’, c);

end.

Т.к. урок информатики делится на обязательную теоретическую и практическую часть решения задач на компьютере, то будем считать, что теоретическую подготовку урока мы прошли и далее ученик приступает к решению задач по аналогии на компьютере:

Задача № 1А. Дана строка. Определить является ли последний символ строки символом «А».

(Вариант решения задачи учащимся.)

varS:string;

begin

writeln (‘ввестистроку’);

readln(S);

if (length(S)>0) and (S[length(S)]=’A’) then writeln (‘ДА’) else writeln(‘НЕТ’);

end.

Задача № 2А. Дана строка. Заменить все вхождения символа «А» на символ «В».

(Вариант решения задачи учащимся.)

varS:string;

c, i:byte;

begin

writeln (‘ввестистроку’);

readln(S);

for i:=1 to length(S) do

if s[i]=’A’ then s[i]:=’B’;

writeln (‘новая строка=’, S);

end.

Задача № 3А. Дана строка. Подсчитать количество цифр в строке.

(Вариант решения задачи учащимся.)

varS:string;

c, i:byte;

begin

writeln (‘ввестистроку’);

readln(S);

c:=0;

for i:=1 to length(S) do

if pos(s[i],’0123456789′)<>0 then c:=c+1;

writeln (‘количество цифр=’, c);

end.

Перед учеником ставится задача: заполнить в текстовом редакторе файл-отчет по практикуму.

Содержание файла – отчета по практикуму:

1. Решенные задачи №№ 1, 2, 3 (пояснение: ученик разбирает решение данных задач на компьютере и копирует их в файл-отчета).

2. Самостоятельно решает задачи №№ 1А, 2А, 3А (по аналогии) на компьютере и при верном запуске задач на компьютере копирует листинг программ в текстовый файл-отчета.

Критерии оценивания урока:

Отметка «3» ставится, если ученик выполнил задания №№1, 2 и 3 на компьютере, которые совместно разбирали с учителем на уроке и скопировал задания в текстовый файл-отчета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил задания все требования критерия  выставления оценки «3» и самостоятельно решил задание № 1А и № 2А на компьютере и скопировал задания в текстовый файл-отчета.

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил в полном объеме все задачи урока  и предоставил текстовый файл-отчета.

Список литературы:

1. Босова Л.Л. Информатика. Методическое пособие для 7–9 классов ФГОС. М.: БИНОМ, 2015.
2. Лялин А.В. Аналогия в обучении информатике // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7491 (дата обращения: 12.06.2017).
3. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 12.06.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0