Рубрики
Литература

Организация общешкольного проекта «Открывая Лермонтова»

Важную роль в формировании интереса к чтению у детей и подростков играет привлечение родителей и членов семей обучающихся к общешкольным образовательным мероприятиям.Реализация проекта «Открывая Лермонтова», посвященного творчеству поэта, подтвердила актуальность проведения образовательных литературных проектов в школе. Целенаправленная организация тематического семейного чтения способствует развитию читательских интересов учеников и повышению компетентности родителей в области художественной  литературы и чтения.

Каманина Светлана Владимировна,
заместитель директора
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1996»,
svkamanina@yandex.ru

Важную роль в формировании интереса к чтению у детей и подростков играет привлечение родителей и членов семей обучающихся к общешкольным образовательным мероприятиям.Реализация проекта «Открывая Лермонтова», посвященного творчеству поэта, подтвердила актуальность проведения образовательных литературных проектов в школе. Целенаправленная организация тематического семейного чтения способствует развитию читательских интересов учеников и повышению компетентности родителей в области художественной  литературы и чтения.

Идея проекта:

Открыть «своего Лермонтова» для разных категорий участников: педагогов, обучающихся, родителей, используя педагогические практики по организации совместного семейного чтения как эффективного способа решения проблем взаимодействия «ученик-учитель-родитель».

Цели проекта:

1. Объединение усилий библиотеки, семьи, педагогического коллектива в формировании у детей потребности в чтении на материале произведений М.Ю. Лермонтова.

2. Возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.

Задачи проекта:

1. Обогащение проектной деятельности в направлении «литература и чтение» новыми формами.

2. Разработка системы привлечения родителей обучающихся к совместному чтению произведений.

Предполагаемые результаты:

– развитие интереса обучающихся, родителей и педагогов к творчеству М.Ю. Лермонтова, любви к поэтическому слову;

– осознание родителями значимости совместной деятельности с детьми в области чтения;

– формирование у обучающихся умений проектно-исследовательской деятельности, реализация творческих способностей обучающихся.

Участники проекта:

1. Обучающиеся 3–8 классов – читатели, открывающие для себя огромный мир литературы.

2. Родители – опытные читатели, которые «обучаясь» вместе с детьми  в соответствии с современными требованиями, осваивают новые подходы к чтению и книге.

3. Педагоги – заинтересованные читатели, транслирующие интерес к литературе, творчеству великого писателя М.Ю. Лермонтова, обретающие единомышленников в ученической и родительской среде.

Рекомендации для педагогов по подготовке проекта

– Осуществление подбора произведений М.Ю. Лермонтова в соответствии с возрастом детей, доступных для изучения и понимания.

– Исключение формального подхода к мероприятию, расширение форм изучения творчества М.Ю. Лермонтова на основе деятельностного метода, проявление личной заинтересованности педагога.

– Применение знаний родителей в области классической литературы для развития интереса детей к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Реализация проекта

Работа над образовательным проектом «Открывая Лермонтова» проводится через тематические литературные мини-проекты для обучающихся и родителей. Ниже представлено краткое описание мини-проектов.

Мини-проект № 1 (начальные классы)

«Произведения М.Ю. Лермонтова в моей домашней библиотеке»

Цель: формировать культуру общения родителей и детей, содействовать осознанию «барьеров», которые мешают родителям эффективно общаться с ребенком.

Ход проекта

После беседы, объяснения идеи проекта, обучающимся и родителям  предлагается провести поиски книг М.Ю. Лермонтова в домашних библиотеках.

Задачи для обучающихся:

– найти в домашней библиотеке книги с произведениями М.Ю. Лермонтова;

– заполнить по форме «паспорт книги» (с привлечением родителей);

– интересные пункты «паспорта»: возраст книги, кому принадлежала, история появления книги в семье, кто читал книгу в семье;

– представление в классе на занятии найденных книг.

Дальнейшее знакомство с книгами происходит в классе. Как правило, в процессе поиска произведений в домашних библиотеках обнаруживается большое количество «забытых» книг. Родители вспоминают истории приобретения книг. Проект интересен и детям, и взрослым, направляет взрослых на ознакомление детей с семейными традициями.

Наряду с заполнением паспорта книги ученики записывают отрывки из понравившихся стихотворений М.Ю. Лермонтова, рисуют иллюстрации. Из данных работ  создается «Рукописная книга произведений М.Ю. Лермонтова».

Рисунок 1

Мини-проект № 2 (4–5 классы)

«Россия и Москва в произведениях М.Ю. Лермонтова»

Цели: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;  совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Задачи для обучающихся:

– изучить произведения М.Ю. Лермонтова, в которых поэт обращается к темам «Россия» и «Москва»;

– оформить отзыв о произведениях (запись отрывка учениками + иллюстрация родителей + отзыв);

– сброшюровать отзывы, оформить коллективную «книгу» с названием-цитатой М.Ю. Лермонтова: «Люблю отчизну я…».

Произведения М.Ю. Лермонтова для чтения обучающимися по теме «Родина»:«Осень» (1828), «Кто видел Кремль…» (1831), «Кто в утро зимнее…» (1831), «Прекрасны вы, поля земли родной…» (1831), «Два великана»  (1832),«Москва, Москва! … люблю тебя, как сын…» (поэма «Сашка»), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Родина» (1841).

Рисунок 2

Мини-проект № 3 (5–7 классы)

Сравнение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Поле Бородина» (1830) и «Бородино» (1837)

Цели: формирование понятия «историзм литературы» как подхода к изучению исторической эпохи через художественные образы; формирование эстетического отношения к искусству слова; обогащение нравственного опыта школьников.

Задачи для обучающихся:

– провести опрос родителей, главный пункт которого: «Известно ли вам, что М.Ю. Лермонтов написал два значительных произведения, посвященных Бородинскому сражению?»;

– прочитать стихотворения «Поле Бородина» и «Бородино»;

– изучить историю создания стихотворений;

– провести сравнительную характеристику стихотворений;

– подобрать наиболее интересные отрывки;

– сравнить использование средств выразительности художественной речи в обоих стихотворениях.

Мини-проект № 4 (6–8 классы)

«Листая биографию поэта…»

Цель: расширить знания учеников о страницах биографии поэта, систематизировать имеющиеся сведения о периодах творческой деятельности М.Ю. Лермонтова.

Задания для обучающихся:

В группах подготовить краткие сведения о периодах жизни писателя по схеме:

– период (годы);

– место проживания поэта;

– род занятий поэта;

– особенности творчества;

– перечень написанных в данный период произведений;

– чтение понравившегося произведения (отрывка).

После просмотра презентаций, проведения виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с литературной деятельностью поэта, планируется проведение викторины «Знатоки творчества М.Ю. Лермонтова».

Мини-проект № 5 (5–7 классы)

«М.Ю. Лермонтов – художник»

Цели: познакомить учеников с творчеством поэта в области изобразительного искусства, расширить сведения родителей о творчестве Лермонтова-художника.

Задания для учащихся:

– узнать, какие картины написаны М.Ю. Лермонтовым;

– в группах подготовить презентации-описания произведений по темам: военный сюжет; жанровые сцены; пейзаж; портрет; карикатура; иллюстрации;

– провести опрос родителей, выяснить, знают ли они о творчестве М.Ю. Лермонтова-художника, познакомить родителей с картинами поэта;

– оформить в классе «Картинную галерею М.Ю. Лермонтова», включив  репродукции произведений поэта (живопись маслом, акварели, рисунки) при содействии учителя изобразительного искусства, МХК.

Мини-проект № 6 (начальная школа)

«Поэтический урок, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова»

Цели: расширить сведения учеников 1–4 классов о творчестве М.Ю. Лермонтова, под руководством педагогов и библиотекаря школы приобрести новые знания в области литературы.

Задачи для обучающихся:

– найти в школьной или домашней библиотеках книги со стихотворениями М.Ю. Лермонтова;

– самостоятельно или с помощью родителей изучить произведения М.Ю. Лермонтова согласно списку, составленному учителем в соответствии с возрастом обучающихся;

– совместно с родителями подготовить краткие презентации или выступления о жизни и творчестве поэта;

– нарисовать портреты М.Ю. Лермонтова самостоятельно или при поддержке учителя изобразительного искусства, родителей (по желанию);

– выучить наизусть понравившиеся стихотворения поэта.

Все подготовленные задания представляются учениками на уроке, внеклассном мероприятии, возможно участие разновозрастных групп.

Родительский читательский клуб

Тема «М.Ю. Лермонтов – поэзия на все времена»

Главная задача в организации работы клуба – повышение воспитательных ресурсов семьи. Родительский клуб способствует формированию педагогической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Проведение заседаний родительских клубов может сочетаться с демонстрацией презентаций и видеоматериалов, привлечением статистической информации, выставкой работ обучающихся.

Вопросы для обсуждения:

– «Поэзии мир необъятный»;

– «Лермонтовская музыкальность: вспоминаем любимые строки»;

– «Бедный странник меж людей» (философские искания поэта);

– «За все, за все тебя благодарю я…» (лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова);

– «Печально я гляжу на наше поколенье!».

Выводы

Образовательный литературный проект «Открывая Лермонтова» – значимое мероприятие в воспитательной системе школы по формированию читательских интересов обучающихся.

При подготовке проекта были изучены книги по лермонтоведению, в нестандартной форме мини-проектов проведены мероприятия для обучающихся и родителей по знакомству с творчеством и биографией поэта. Дети и родители обращались к перечню книг домашней и школьной библиотек, были прочитаны ранее неизвестные им произведения М.Ю. Лермонтова.

Важная роль уделялась обучению учеников правилам презентации: временным рамкам выступления, интонации, правилам обращения к иллюстративному материалу, правилам публичного выступления.

Проведенные мероприятия помогли всем участникам открыть для себя многогранный мир великого поэта, получить удовольствие от слушания поэтических произведений М.Ю. Лермонтова – лучших образцов русской литературы.

С методической точки зрения проект легко адаптируем, может быть транслирован в учебно-воспитательный процесс других образовательных организаций.

Список литературы:

1. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М.: Художественная литература, 1986.
2. Год книги и ее вечность /Ред.-сост. Л.В. Нестерович. М.: Красико-Принт, 2012.
3. Каманина С.В. Организация работы с родителями в направлении «Семейное чтение» // Сборник трудов Междунар. научно-практ. конференции «Современное общество, образование и наука». Ч. 8. Тамбов: ООО «Юком», 2014. С. 37–40.
4. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман; М.Л. Гаспаров. СПб.: Искусство-СПб, 1996.
5. Мануйлов В.А., Назарова Л.Н. Лермонтов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1984.
6. Пахомов Н. Живописное наследство Лермонтова // М.Ю. Лермонтов / АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1948.
7. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобр. учреждений/ [Т.Г. Галактионова и др.]. М.: Просвещение, 2012.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

144 ответа к “Организация общешкольного проекта «Открывая Лермонтова»”

I blog frequently and I genuinely appreciate your content. This article
has really peaked my interest. I am going to book mark your website and keep checking for
new information about once per week. I opted in for your Feed as well.

Its like you read my mind! You seem to know a lot about
this, like you wrote the book in it or something. I think that you could do with a few pics to drive the message home a little bit, but instead of that, this is great blog.

An excellent read. I will certainly be back.

A motivating discussion is definitely worth comment.
I believe that you should write more about this subject,
it may not be a taboo subject but generally people do not speak about these issues.

To the next! Kind regards!!

Hey would you mind sharing which blog platform you’re using?
I’m looking to start my own blog soon but I’m having a tough time choosing between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal.
The reason I ask is because your design seems different then most blogs and I’m looking for something completely unique.
P.S Apologies for getting off-topic but I
had to ask!

Woah! I’m really digging the template/theme of this blog.
It’s simple, yet effective. A lot of times it’s very difficult to get that
«perfect balance» between usability and visual appearance.
I must say you’ve done a fantastic job with this. Also,
the blog loads extremely fast for me on Internet explorer.
Exceptional Blog!

Full body massage will be a useful technology in many ways. It is good for relieving stress of friends and family members, and it can also help relieve pain or pain of people around them.

Hi there! This is my first visit to your blog! We are a team of volunteers and starting a new initiative in a community in the same niche. Your blog provided us useful information to work on. You have done a marvellous job!|

Hey! I just wanted to ask if you ever have any problems with hackers? My last blog (wordpress) was hacked and I ended up losing months of hard work due to no data backup. Do you have any solutions to stop hackers?|

[url= https://www.jkv89.com/%5D jkv89 [/url]รับเครดิตฟรีไปง่ายๆเลย เพียงแค่ท่านสมัครสมาชิก มาเล่นเว็บของเรา ก็สามารถ​รับเครดิตไปเดิมพันแบบฟรีๆ โอกาสดีๆแบบนี้ที่ไม่ควรพลาด

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.