Важную роль в формировании интереса к чтению у детей и подростков играет привлечение родителей и членов семей обучающихся к общешкольным образовательным мероприятиям.Реализация проекта «Открывая Лермонтова», посвященного творчеству поэта, подтвердила актуальность проведения образовательных литературных проектов в школе. Целенаправленная организация тематического семейного чтения способствует развитию читательских интересов учеников и повышению компетентности родителей в области художественной литературы и чтения.
Идея проекта:
Открыть «своего Лермонтова» для разных категорий участников: педагогов, обучающихся, родителей, используя педагогические практики по организации совместного семейного чтения как эффективного способа решения проблем взаимодействия «ученик-учитель-родитель».
Цели проекта:
1. Объединение усилий библиотеки, семьи, педагогического коллектива в формировании у детей потребности в чтении на материале произведений М.Ю. Лермонтова.
2. Возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.
Задачи проекта:
1. Обогащение проектной деятельности в направлении «литература и чтение» новыми формами.
2. Разработка системы привлечения родителей обучающихся к совместному чтению произведений.
Предполагаемые результаты:
– развитие интереса обучающихся, родителей и педагогов к творчеству М.Ю. Лермонтова, любви к поэтическому слову;
– осознание родителями значимости совместной деятельности с детьми в области чтения;
– формирование у обучающихся умений проектно-исследовательской деятельности, реализация творческих способностей обучающихся.
Участники проекта:
1. Обучающиеся 3–8 классов – читатели, открывающие для себя огромный мир литературы.
2. Родители – опытные читатели, которые «обучаясь» вместе с детьми в соответствии с современными требованиями, осваивают новые подходы к чтению и книге.
3. Педагоги – заинтересованные читатели, транслирующие интерес к литературе, творчеству великого писателя М.Ю. Лермонтова, обретающие единомышленников в ученической и родительской среде.
Рекомендации для педагогов по подготовке проекта
– Осуществление подбора произведений М.Ю. Лермонтова в соответствии с возрастом детей, доступных для изучения и понимания.
– Исключение формального подхода к мероприятию, расширение форм изучения творчества М.Ю. Лермонтова на основе деятельностного метода, проявление личной заинтересованности педагога.
– Применение знаний родителей в области классической литературы для развития интереса детей к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Реализация проекта
Работа над образовательным проектом «Открывая Лермонтова» проводится через тематические литературные мини-проекты для обучающихся и родителей. Ниже представлено краткое описание мини-проектов.
Мини-проект № 1 (начальные классы)
«Произведения М.Ю. Лермонтова в моей домашней библиотеке»
Цель: формировать культуру общения родителей и детей, содействовать осознанию «барьеров», которые мешают родителям эффективно общаться с ребенком.
Ход проекта
После беседы, объяснения идеи проекта, обучающимся и родителям предлагается провести поиски книг М.Ю. Лермонтова в домашних библиотеках.
Задачи для обучающихся:
– найти в домашней библиотеке книги с произведениями М.Ю. Лермонтова;
– заполнить по форме «паспорт книги» (с привлечением родителей);
– интересные пункты «паспорта»: возраст книги, кому принадлежала, история появления книги в семье, кто читал книгу в семье;
– представление в классе на занятии найденных книг.
Дальнейшее знакомство с книгами происходит в классе. Как правило, в процессе поиска произведений в домашних библиотеках обнаруживается большое количество «забытых» книг. Родители вспоминают истории приобретения книг. Проект интересен и детям, и взрослым, направляет взрослых на ознакомление детей с семейными традициями.
Наряду с заполнением паспорта книги ученики записывают отрывки из понравившихся стихотворений М.Ю. Лермонтова, рисуют иллюстрации. Из данных работ создается «Рукописная книга произведений М.Ю. Лермонтова».
Рисунок 1
Мини-проект № 2 (4–5 классы)
«Россия и Москва в произведениях М.Ю. Лермонтова»
Цели: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
Задачи для обучающихся:
– изучить произведения М.Ю. Лермонтова, в которых поэт обращается к темам «Россия» и «Москва»;
– оформить отзыв о произведениях (запись отрывка учениками + иллюстрация родителей + отзыв);
– сброшюровать отзывы, оформить коллективную «книгу» с названием-цитатой М.Ю. Лермонтова: «Люблю отчизну я…».
Произведения М.Ю. Лермонтова для чтения обучающимися по теме «Родина»:«Осень» (1828), «Кто видел Кремль…» (1831), «Кто в утро зимнее…» (1831), «Прекрасны вы, поля земли родной…» (1831), «Два великана» (1832),«Москва, Москва! … люблю тебя, как сын…» (поэма «Сашка»), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «Родина» (1841).
Рисунок 2
Мини-проект № 3 (5–7 классы)
Сравнение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Поле Бородина» (1830) и «Бородино» (1837)
Цели: формирование понятия «историзм литературы» как подхода к изучению исторической эпохи через художественные образы; формирование эстетического отношения к искусству слова; обогащение нравственного опыта школьников.
Задачи для обучающихся:
– провести опрос родителей, главный пункт которого: «Известно ли вам, что М.Ю. Лермонтов написал два значительных произведения, посвященных Бородинскому сражению?»;
– прочитать стихотворения «Поле Бородина» и «Бородино»;
– изучить историю создания стихотворений;
– провести сравнительную характеристику стихотворений;
– подобрать наиболее интересные отрывки;
– сравнить использование средств выразительности художественной речи в обоих стихотворениях.
Мини-проект № 4 (6–8 классы)
«Листая биографию поэта…»
Цель: расширить знания учеников о страницах биографии поэта, систематизировать имеющиеся сведения о периодах творческой деятельности М.Ю. Лермонтова.
Задания для обучающихся:
В группах подготовить краткие сведения о периодах жизни писателя по схеме:
– период (годы);
– место проживания поэта;
– род занятий поэта;
– особенности творчества;
– перечень написанных в данный период произведений;
– чтение понравившегося произведения (отрывка).
После просмотра презентаций, проведения виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с литературной деятельностью поэта, планируется проведение викторины «Знатоки творчества М.Ю. Лермонтова».
Мини-проект № 5 (5–7 классы)
«М.Ю. Лермонтов – художник»
Цели: познакомить учеников с творчеством поэта в области изобразительного искусства, расширить сведения родителей о творчестве Лермонтова-художника.
Задания для учащихся:
– узнать, какие картины написаны М.Ю. Лермонтовым;
– в группах подготовить презентации-описания произведений по темам: военный сюжет; жанровые сцены; пейзаж; портрет; карикатура; иллюстрации;
– провести опрос родителей, выяснить, знают ли они о творчестве М.Ю. Лермонтова-художника, познакомить родителей с картинами поэта;
– оформить в классе «Картинную галерею М.Ю. Лермонтова», включив репродукции произведений поэта (живопись маслом, акварели, рисунки) при содействии учителя изобразительного искусства, МХК.
Мини-проект № 6 (начальная школа)
«Поэтический урок, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова»
Цели: расширить сведения учеников 1–4 классов о творчестве М.Ю. Лермонтова, под руководством педагогов и библиотекаря школы приобрести новые знания в области литературы.
Задачи для обучающихся:
– найти в школьной или домашней библиотеках книги со стихотворениями М.Ю. Лермонтова;
– самостоятельно или с помощью родителей изучить произведения М.Ю. Лермонтова согласно списку, составленному учителем в соответствии с возрастом обучающихся;
– совместно с родителями подготовить краткие презентации или выступления о жизни и творчестве поэта;
– нарисовать портреты М.Ю. Лермонтова самостоятельно или при поддержке учителя изобразительного искусства, родителей (по желанию);
– выучить наизусть понравившиеся стихотворения поэта.
Все подготовленные задания представляются учениками на уроке, внеклассном мероприятии, возможно участие разновозрастных групп.
Родительский читательский клуб
Тема «М.Ю. Лермонтов – поэзия на все времена»
Главная задача в организации работы клуба – повышение воспитательных ресурсов семьи. Родительский клуб способствует формированию педагогической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Проведение заседаний родительских клубов может сочетаться с демонстрацией презентаций и видеоматериалов, привлечением статистической информации, выставкой работ обучающихся.
Вопросы для обсуждения:
– «Поэзии мир необъятный»;
– «Лермонтовская музыкальность: вспоминаем любимые строки»;
– «Бедный странник меж людей» (философские искания поэта);
– «За все, за все тебя благодарю я…» (лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова);
– «Печально я гляжу на наше поколенье!».
Выводы
Образовательный литературный проект «Открывая Лермонтова» – значимое мероприятие в воспитательной системе школы по формированию читательских интересов обучающихся.
При подготовке проекта были изучены книги по лермонтоведению, в нестандартной форме мини-проектов проведены мероприятия для обучающихся и родителей по знакомству с творчеством и биографией поэта. Дети и родители обращались к перечню книг домашней и школьной библиотек, были прочитаны ранее неизвестные им произведения М.Ю. Лермонтова.
Важная роль уделялась обучению учеников правилам презентации: временным рамкам выступления, интонации, правилам обращения к иллюстративному материалу, правилам публичного выступления.
Проведенные мероприятия помогли всем участникам открыть для себя многогранный мир великого поэта, получить удовольствие от слушания поэтических произведений М.Ю. Лермонтова – лучших образцов русской литературы.
С методической точки зрения проект легко адаптируем, может быть транслирован в учебно-воспитательный процесс других образовательных организаций.
Список литературы: