Рубрики
Управление

Характеристика модели профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования

Сегодня одним из основных принципов построения процесса образования в общеобразовательной организации является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, которые позволяют продуктивно учиться, реализовывать свои познавательные интересы, образовательные потребности, профессионально самоопределяться. В связи с этим организация, способствующая развитию личности учащихся, образовательной среды является одной из важнейших задач современной школы. Напрямую ее решение зависит от профессионального развития педагогов общеобразовательной организации.

Антонов Николай Викторович,
заместитель директора
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
antonovnv@mosmetod.ru

Сегодня одним из основных принципов построения процесса образования в общеобразовательной организации является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, которые позволяют продуктивно учиться, реализовывать свои познавательные интересы, образовательные потребности, профессионально самоопределяться. В связи с этим организация, способствующая развитию личности учащихся, образовательной среды является одной из важнейших задач современной школы. Напрямую ее решение зависит от профессионального развития педагогов общеобразовательной организации.

Во введении «Проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя» указано, что «педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества» [1].

В государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» выделены основные задачи, определяющие развитие общеобразовательной организации:

– развитие образовательных организаций, как институтов социального развития учащихся в условиях социокультурных изменений в обществе;

– создание и развитие системы подготовки кадров, которые работают в системе требований федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования (далее – ФГОС) и введения профессионального стандарта деятельности;

– создание эффективной системы управления качеством образования, построенной на открытости образовательного учреждения, общественной составляющей управления и независимой оценки результата деятельности всех подсистем образования [2].

Таким образом, одним из основных условий введения в образовательную организацию ФГОС является подготовка учителя, формирование его мировоззренческой и педагогической позиции, развитие образа Я педагога как профессионала, представителя профессии, учителя-предметника, работника конкретной образовательной организации.

В соответствии с требованиями ФГОС педагог должен осуществить переход от традиционных обучающих технологий к технологиям личностно-ориентированного, развивающего обучения, использовать на основе компетентностного подхода технологии уровневой дифференциации обучения, уметь организовывать «учебные ситуации», исследовательскую и проектную деятельность, использовать в своей работе активные формы обучения, интерактивные методы, коммуникативные технологии, выступать для учащихся в роли консультантов, тьютеров, осуществлении различных видов деятельности [3, 4].

Исходя из этого, в настоящий момент одной из важнейших задач является создание модели социально-педагогического проектирования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций.

Соглашаясь с мнением отечественных педагогов основными структурными компонентами такой модели являются: целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный, аналитико-результативный [5].

В ходе исследования данного вопроса была создана модель профессионального развития педагогов общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования (Рисунок 1).

Структурные компоненты модели раскрывают внутреннее содержание социально-педагогического проектирования профессионального развития педагога общеобразовательной организации.

Рисунок 1. Модель профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования

Данная модель была призвана решить проблему профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций (отличие между теоретическими разработками структуры профессионального развития и включением их в практические программы и модели; включение в программы ограниченного набора компонентов, на которые предполагается оказывать воздействие; отсутствие учета в программах особенностей профессионального роста педагога на различных этапах его профессионального становления; адаптация и интеграция педагога в «корпоративную культуру» общеобразовательной организации).

Разработанная модель включает в себя следующие элементы: цель, методологические подходы, диагностику, этапы, индивидуальную траекторию развития, технологии поддержки и совершенствования профессионального развития, личность педагога, потенциал социума, педагогические условия, уровни профессионального развития, результат профессионального развития на основе социально-педагогического проектирования.

Элементы модели раскрывают внутреннее содержание профессионального развития педагога общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования.

Целью модели профессионального развития на основе СПП является повышение эффективности профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций, на базе аксиологического, деятельностного и социально-педагогического подходов. Организация профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации аксиологического подхода предполагает создание условий для развития педагога как активного ценностно-мотивированного субъекта деятельности, что позволяет выстраивать субъек-субъектные отношения во всех коммуникативных системах общеобразовательной организации и создавать благоприятный психологический климат. Реализация деятельностного подхода предполагает создание условий для системной и активной профессиональной деятельности педагога.

Использование социально-педагогического подхода позволяет организовать взаимодействие между субъектом профессиональной деятельности и социальной средой.

Список литературы:

1. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования [Текст]/ С.М. Маркова // Теория и практика общественного развития. Краснодар. 2013. № 6.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 ««ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» декабря  2015 г. № 1577 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 1897».
4. Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный каталог]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071 (дата обращения: 13.06.2017).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы». [Электронный каталог]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/ (дата обращения: 13.06.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.