Рубрики
Управление

Характеристика модели профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования

Сегодня одним из основных принципов построения процесса образования в общеобразовательной организации является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, которые позволяют продуктивно учиться, реализовывать свои познавательные интересы, образовательные потребности, профессионально самоопределяться. В связи с этим организация, способствующая развитию личности учащихся, образовательной среды является одной из важнейших задач современной школы. Напрямую ее решение зависит от профессионального развития педагогов общеобразовательной организации.

Антонов Николай Викторович,
заместитель директора
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
antonovnv@mosmetod.ru

Сегодня одним из основных принципов построения процесса образования в общеобразовательной организации является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, которые позволяют продуктивно учиться, реализовывать свои познавательные интересы, образовательные потребности, профессионально самоопределяться. В связи с этим организация, способствующая развитию личности учащихся, образовательной среды является одной из важнейших задач современной школы. Напрямую ее решение зависит от профессионального развития педагогов общеобразовательной организации.

Во введении «Проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя» указано, что «педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества» [1].

В государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» выделены основные задачи, определяющие развитие общеобразовательной организации:

– развитие образовательных организаций, как институтов социального развития учащихся в условиях социокультурных изменений в обществе;

– создание и развитие системы подготовки кадров, которые работают в системе требований федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования (далее – ФГОС) и введения профессионального стандарта деятельности;

– создание эффективной системы управления качеством образования, построенной на открытости образовательного учреждения, общественной составляющей управления и независимой оценки результата деятельности всех подсистем образования [2].

Таким образом, одним из основных условий введения в образовательную организацию ФГОС является подготовка учителя, формирование его мировоззренческой и педагогической позиции, развитие образа Я педагога как профессионала, представителя профессии, учителя-предметника, работника конкретной образовательной организации.

В соответствии с требованиями ФГОС педагог должен осуществить переход от традиционных обучающих технологий к технологиям личностно-ориентированного, развивающего обучения, использовать на основе компетентностного подхода технологии уровневой дифференциации обучения, уметь организовывать «учебные ситуации», исследовательскую и проектную деятельность, использовать в своей работе активные формы обучения, интерактивные методы, коммуникативные технологии, выступать для учащихся в роли консультантов, тьютеров, осуществлении различных видов деятельности [3, 4].

Исходя из этого, в настоящий момент одной из важнейших задач является создание модели социально-педагогического проектирования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций.

Соглашаясь с мнением отечественных педагогов основными структурными компонентами такой модели являются: целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный, аналитико-результативный [5].

В ходе исследования данного вопроса была создана модель профессионального развития педагогов общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования (Рисунок 1).

Структурные компоненты модели раскрывают внутреннее содержание социально-педагогического проектирования профессионального развития педагога общеобразовательной организации.

Рисунок 1. Модель профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования

Данная модель была призвана решить проблему профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций (отличие между теоретическими разработками структуры профессионального развития и включением их в практические программы и модели; включение в программы ограниченного набора компонентов, на которые предполагается оказывать воздействие; отсутствие учета в программах особенностей профессионального роста педагога на различных этапах его профессионального становления; адаптация и интеграция педагога в «корпоративную культуру» общеобразовательной организации).

Разработанная модель включает в себя следующие элементы: цель, методологические подходы, диагностику, этапы, индивидуальную траекторию развития, технологии поддержки и совершенствования профессионального развития, личность педагога, потенциал социума, педагогические условия, уровни профессионального развития, результат профессионального развития на основе социально-педагогического проектирования.

Элементы модели раскрывают внутреннее содержание профессионального развития педагога общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования.

Целью модели профессионального развития на основе СПП является повышение эффективности профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций, на базе аксиологического, деятельностного и социально-педагогического подходов. Организация профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации аксиологического подхода предполагает создание условий для развития педагога как активного ценностно-мотивированного субъекта деятельности, что позволяет выстраивать субъек-субъектные отношения во всех коммуникативных системах общеобразовательной организации и создавать благоприятный психологический климат. Реализация деятельностного подхода предполагает создание условий для системной и активной профессиональной деятельности педагога.

Использование социально-педагогического подхода позволяет организовать взаимодействие между субъектом профессиональной деятельности и социальной средой.

Список литературы:

1. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования [Текст]/ С.М. Маркова // Теория и практика общественного развития. Краснодар. 2013. № 6.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 ««ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» декабря  2015 г. № 1577 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 1897».
4. Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный каталог]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071 (дата обращения: 13.06.2017).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы». [Электронный каталог]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/ (дата обращения: 13.06.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

53 ответа к “Характеристика модели профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования”

My brother recommended I might like this website.
He was totally right. This post actually made
my day. You can not imagine just how much time I had spent for this information! Thanks!

I have been exploring for a little bit for any high quality articles or blog posts
in this sort of space . Exploring in Yahoo I at last stumbled
upon this site. Reading this information So i’m glad to exhibit that I’ve an incredibly good uncanny feeling I came upon exactly what I needed.
I such a lot indisputably will make certain to do not disregard this web site and give
it a look regularly.

You’re so cool! I do not suppose I’ve truly read anything like this before.

So wonderful to find another person with some original thoughts on this
subject matter. Seriously.. thanks for starting this up.
This website is one thing that’s needed on the internet, someone with
some originality!

It’s perfect time to make a few plans for the
longer term and it’s time to be happy. I’ve learn this put up
and if I could I wish to recommend you few interesting things or
suggestions. Perhaps you could write subsequent articles regarding this article.

I wish to learn even more things approximately it!

I’m not sure where you’re getting your info, but great topic.
I needs to spend some time learning much more or understanding more.
Thanks for fantastic info I was looking for this info
for my mission.

ivermectin ШўЩ† Щ„Ш§Ш¦Щ† Ш®Ш±ЫЊШЇЫЊЪє Характеристика модели профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования https://ivermectin1.com/ ivermectin tablets dosage

My programmer is trying to persuade me to move to
.net from PHP. I have always disliked the idea because of the costs.
But he’s tryiong none the less. I’ve been using
WordPress on a variety of websites for about a year and am nervous about switching to another
platform. I have heard excellent things about blogengine.net.
Is there a way I can import all my wordpress content into it?

Any help would be really appreciated! quest bars http://tinyurl.com/49u8p8w7 quest bars

You are so interesting! I don’t think I have read
through a single thing like this before. So great to find someone with original thoughts
on this subject. Seriously.. thank you for starting this up.
This site is one thing that is needed on the web, someone with a little originality!
scoliosis surgery https://0401mm.tumblr.com/ scoliosis
surgery

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.