Сегодня одним из основных принципов построения процесса образования в общеобразовательной организации является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, которые позволяют продуктивно учиться, реализовывать свои познавательные интересы, образовательные потребности, профессионально самоопределяться. В связи с этим организация, способствующая развитию личности учащихся, образовательной среды является одной из важнейших задач современной школы. Напрямую ее решение зависит от профессионального развития педагогов общеобразовательной организации.
Во введении «Проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя» указано, что «педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества» [1].
В государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» выделены основные задачи, определяющие развитие общеобразовательной организации:
– развитие образовательных организаций, как институтов социального развития учащихся в условиях социокультурных изменений в обществе;
– создание и развитие системы подготовки кадров, которые работают в системе требований федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования (далее – ФГОС) и введения профессионального стандарта деятельности;
– создание эффективной системы управления качеством образования, построенной на открытости образовательного учреждения, общественной составляющей управления и независимой оценки результата деятельности всех подсистем образования [2].
Таким образом, одним из основных условий введения в образовательную организацию ФГОС является подготовка учителя, формирование его мировоззренческой и педагогической позиции, развитие образа Я педагога как профессионала, представителя профессии, учителя-предметника, работника конкретной образовательной организации.
В соответствии с требованиями ФГОС педагог должен осуществить переход от традиционных обучающих технологий к технологиям личностно-ориентированного, развивающего обучения, использовать на основе компетентностного подхода технологии уровневой дифференциации обучения, уметь организовывать «учебные ситуации», исследовательскую и проектную деятельность, использовать в своей работе активные формы обучения, интерактивные методы, коммуникативные технологии, выступать для учащихся в роли консультантов, тьютеров, осуществлении различных видов деятельности [3, 4].
Исходя из этого, в настоящий момент одной из важнейших задач является создание модели социально-педагогического проектирования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций.
Соглашаясь с мнением отечественных педагогов основными структурными компонентами такой модели являются: целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный, аналитико-результативный [5].
В ходе исследования данного вопроса была создана модель профессионального развития педагогов общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования (Рисунок 1).
Структурные компоненты модели раскрывают внутреннее содержание социально-педагогического проектирования профессионального развития педагога общеобразовательной организации.
Рисунок 1. Модель профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования
Данная модель была призвана решить проблему профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций (отличие между теоретическими разработками структуры профессионального развития и включением их в практические программы и модели; включение в программы ограниченного набора компонентов, на которые предполагается оказывать воздействие; отсутствие учета в программах особенностей профессионального роста педагога на различных этапах его профессионального становления; адаптация и интеграция педагога в «корпоративную культуру» общеобразовательной организации).
Разработанная модель включает в себя следующие элементы: цель, методологические подходы, диагностику, этапы, индивидуальную траекторию развития, технологии поддержки и совершенствования профессионального развития, личность педагога, потенциал социума, педагогические условия, уровни профессионального развития, результат профессионального развития на основе социально-педагогического проектирования.
Элементы модели раскрывают внутреннее содержание профессионального развития педагога общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования.
Целью модели профессионального развития на основе СПП является повышение эффективности профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций, на базе аксиологического, деятельностного и социально-педагогического подходов. Организация профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации аксиологического подхода предполагает создание условий для развития педагога как активного ценностно-мотивированного субъекта деятельности, что позволяет выстраивать субъек-субъектные отношения во всех коммуникативных системах общеобразовательной организации и создавать благоприятный психологический климат. Реализация деятельностного подхода предполагает создание условий для системной и активной профессиональной деятельности педагога.
Использование социально-педагогического подхода позволяет организовать взаимодействие между субъектом профессиональной деятельности и социальной средой.
Список литературы: