Рубрики
Воспитательная работа

Методические рекомендации по проведению классного часа «Режим сна и здоровье»

Школа сегодня, пожалуй, единственное место, в котором еще ценятся честь, совесть, справедливость, в котором еще проявляется забота о подрастающем поколении, где больше всего осознают, «что здоровье детей – это здоровье нации».

0
Нагорный Юрий Феодосьевич,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
nagorn.yr.61@mail.ru

Школа сегодня, пожалуй, единственное место, в котором еще ценятся честь, совесть, справедливость, в котором еще проявляется забота о подрастающем поколении, где больше всего осознают, «что здоровье детей – это здоровье нации».

В нашей школе, обычной, общеобразовательной, мы решили взяться за решение этой сложнейшей задачи – комплексную реабилитацию школьников. Проанализировав параметры здоровья учащихся, а в этом нам помогли специалисты ООО «Навигатор здоровья», сравнив их с российскими,  разработали  Программу развития школы в этом направлении.  Данная работа ведется нами с 2011 года.

Актуальность программы «ГБОУ Школа № 1370 – территория здоровья» прежде всего в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, разрешение которых в сумме может дать максимально возможный эффект оздоровления школьников.

При всех инновациях, характерных для современной школы, урок остается основной формой обучения. Учителя школы организуют процесс передачи и усвоения учебного материала, формируют и развивают знания, умения и навыки ученика, оценивают его достижения. Триада «знания – умения – навыки» остается актуальной при реализации программы и осуществляется, в большей степени, через традиционную школьно – урочную систему, благодаря которой мы приближаемся к проблеме формирования, а в ряде случаев, коррекции поведенческой культуры  школьника. В работе опытных учителей при определенных обстоятельствах в комплексе с ролевыми играми урок становится отправной точкой для работы в данном направлении.

Нельзя обойти вниманием такую форму воспитательной работы, как классный час, который не только объединяет детей для совместного решения вопросов, а при умелом руководстве классного руководителя оптимизирует процесс коллективного творческого дела. Интересными и эффективными, на мой взгляд, являются классные часы – встречи, посвященные вопросам здорового образа жизни. В апреле 2016 года состоялась встреча старшеклассников с  чемпионкой XXV летних Олимпийских игр, проходивших в 1992 году в Барселоне, Еленой Викторовной Барановой. Такие встречи, обладая рядом возможностей психологического тренинга, оказывают положительное влияние на поведенческую установку учеников, подводят участников к самостоятельному принятию решения или формирования мнения по поводу той или иной проблемы.

Немаловажную роль в приобщении детей к здоровому образу жизни играют новые формы работы, ставшие составной частью учебного процесса. Речь идет о проектной деятельности, которая имеет общую цель, методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Для ученика такая форма работы наиболее привлекательна, так как позволяет ему самовыразиться, попробовать собственные силы, приложить свои знания, использовать свой накопленный опыт. Это и делает ее эффективной формой для реализации  Программы «ГБОУ Школа № 1370 – территория здоровья», позволяет удовлетворить потребности ученика, учесть его возрастные особенности и жизненные приоритеты, снизить риск негативных проявлений.

Сильной стороной учебно-воспитательного процесса в школе является организация внеурочной деятельности школьников. Они – активные участники и победители школьных, районных и городских интеллектуальных турниров, олимпиад, смотров, конкурсов, спартакиад. Организация внеурочной деятельности школьников позволяет им самоопределяться и реализовываться в выбранном направлении в зависимости от интересов и способностей. Коллективная творческая деятельность в школе органически дополняет систему учебных курсов, направленных на реализацию задач социальной адаптации выпускников, становления их личностных качеств.

Вашему вниманию я предлагаю разработку классного часа, проведенного для учащихся 6 класса в марте 2017 года.

Тема классного часа: «Режим сна и здоровье»

Цель: расширить представления детей о ЗОЖ, формировать позитивное отношение к собственному здоровью, побуждать детей к самовоспитанию, саморазвитию в вопросах здоровьесбережения.

Форма проведения: час общения.

Оформление: бумажные таблички с пословицами и поговорками о ЗОЖ.

Ход классного часа

1. Чтение фрагмента русской народной сказки «Дочь-семилетка»

Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади – у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

– Вставай, брат! У меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

– Как можно, чтоб телега жеребенка родила? Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

– Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле нее был!

Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

– Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее? И положил им сроку три дня:

– На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить.

Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:

– Что так печален, куманек?

– Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

– Что такое, скажи мне.

– А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?

– Экая загадка! У моего мужа карая кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.

– Вторая загадка: что всего на свете жирнее?

– У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!

– Третья загадка: что всего в свете мягче?

– Известное дело – пуховик, уж мягче не выдумаешь!

– Четвертая загадка: что всего на свете милее?

– Милее всего внучек Иванушка!

– Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век тебя не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой. Встречает его дочь-семилетка:

– О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

– Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.

– Скажи мне, какие загадки.

– А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

– Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек не ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!..

2. Беседа по прочитанному фрагменту русской народной сказки «Дочь – семилетка»

– Понравилась ли вам сказка?

– Почему дочка считает, что милее сна нет ничего на свете? Обоснуйте свой ответ. (Самое важное для человека – его здоровье. Поздравляя или давая напутствия человеку, мы желаем ему, прежде всего, здоровья. А составляющая здоровья – крепкий сон.)

– Что такое сон?

– Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ушакова, проверив ваши ответы на заданный вопрос. Сон – наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается или снижается работа сознания.

– Сколько же нужно спать, чтобы чувствовать себя здоровым?

– Когда нужно ложиться спать?

– Почему нужно высыпаться? (Чтобы быть крепкими, выполнять любые задания, хорошо учиться… и в конечном итоге – быть успешными.)

– Давайте выработаем с вами правила злорового сна и неукоснительно будем им следовать.

– Итак, правило первое: Привыкать к режиму не ленись,

В одно время спать ложись.

Правило второе: Свежий воздух, теплый душ

Вас расслабят с ног до уш.

Правило третье: Перед сном не наедайся,

Помнить это ты старайся.

Правило четвертое: Спать ложишься, вспомни вдруг:

Тишина – твой лучший друг!

Правило пятое: Выполняй их, и непременно

Сон твой будет полноценным.

– У людей, которые недосыпают, постоянно изнуряют себя беспорядочной работой, ночным бодрствованием проявляются болезненные симптомы: усталость, рассеянность, раздражительность…

Дополните ряд собственными примерами и определите лексическое значение каждого приведенного вами слова (можно прибегнуть за помощью к «Толковому словарю»).

3. Разгадывание кроссворда

– Мы приступаем с вами к разгадыванию кроссворда, слово которого зашифровано. Если вы правильно вставите нужные буквы, то прочтете его.

Вопросы:

1. Составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений, имеющие целью развитие и укрепление организма человека, его нравственное воспитание и достижение им высоких результатов в соревнованиях. (Спорт)

2. Совокупность гимнастических упражнений, выполняемых с целью повышения жизнедеятельности организма. (Гимнастика)

3.Пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения. (Прогулка)

4. Это съедобная часть произрастающего на земле растения и не являющаяся при этом травой, специей, орехом, зерном или фруктом. (Овощи)

5.Система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью ее совершенствования. (Закаливание)

6. Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы. (Здоровье)

7. Точно размеренный распорядок действий на день. (Режим)

8. Усвоение питательных веществ, пищи живым организмом. (Питание)

9. Это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. (Игра)

10. Передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. (Путешествие)

– Как видим, многие из вас правильно ответили на вопросы кроссворда. Эти слова вместе содержат зашифрованное слово «сновидение».

Дети, позвольте взять у вас интервью.

Скажите, а что чаще всего вам снится?

(Ученики поднимают руки, учитель поочередно подходит к каждому с микрофоном.)

А вот Паша Авдонин сочинил очень интересное, на мой взгляд, стихотворение о сне. Давайте послушаем.

(Ученик на фоне музыки читает стихотворение «Моряк».)

Я моряк отважный…
Дождь все утро лил.
Я корабль бумажный
Чудный смастерил.
Отпущу кораблик –
Пусть плывет вперед,
Туда, где океаны,
Туда, где есть морфлот.
А ручей искрится,
Весело поет.
Мне ночами снится
Черноморский флот.
Тихо опускаю
Кораблик свой в ручей,
Волны напевают
Тихо: «Чей ты, чей?»
Я – моряк отважный
И скажу вам так:
«Пусть корабль бумажный,
Я все равно моряк!»

– Спасибо. Чтобы твой сон стал реальностью, нужно сильно захотеть, потому что только сильным духом и телом людям покоряются моря, открываются вековые тайны, мечта становится явью. А для этого необходимо повседневно следовать формуле «хочу», «могу», «надо». Как расшифровать ее? Очень просто:

– «хочу» – это все, что укрепляет ваш организм, делает его здоровым;

– «могу» – это все, что делает вас личностью;

– «надо» – это все, что нужно для нашего общества: здоровый во всех отношениях человек.

– «Как же эта формула работает на самом деле?» – спросите вы. На этот вопрос ответит ваш одноклассник Иванов Глеб, член сборной хоккейной команды ЦСКА, обладатель кубков мэра Москвы, престижных российских и зарубежных соревнований среди юниоров.

(Рассказ ученика о своих достижениях, акцентирется внимание на соблюдении режима дня, правильном и сбалансированном питании, ежедневных тренировках, которые не вредят, а, наоборот, помогают осваивать учебные дисциплины.)

– Соотношение между «хочу» и «могу» – только в ваших руках. Если у человека есть мечта, и он упорно идет к поставленной цели, у него, безусловно, все получится, у него прекрасное будущее.

4. Работа в группах «Мозговой штурм»

Каждой группе предлагается написать и озвучить небольшое письмо – послание своим ровесникам «Простые рецепты здорового человека».

(Дети выполняют задание, на которое отводится 5 минут. Лидеры группы зачитывают письма  и кладут их  в конверт.)

– Ну вот, все ваши рецепты отправлены адресатам. Уверен, что им нужна ваша дружеская помощь.

5. Подведение итогов (рефлексия)

– Какие чувства вы испытали после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Список литературы:

1. Дочь-семилетка (Русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева). М.: Малыш, 1983.
2. Классные часы. М.: ВАКО, 2013.
3. Мой стиль – здоровье и успех. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
4. Секретные материалы о твоем здоровье. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0