Рубрики
Дошкольное образование

Создание «Клуба любителей природы» для детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня тесно связан с сохранением жизни на Земле. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение и сохранение генофонда планеты. Именно поэтому 2017 год был объявлен Годом экологии и особенно охраняемых природных территорий.

0
Федотова Татьяна Викторовна,
старший воспитатель ДО «Родничок – 2»
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1358»,
fedotova2244@mail.ru
Никитина Ольга Анатольевна,
воспитатель ДО «Родничок – 2»
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1358»,
19.nikitina.olga65@gmail.com

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня тесно связан с сохранением жизни на Земле. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение и сохранение генофонда планеты. Именно поэтому 2017 год был объявлен Годом экологии и особенно охраняемых природных территорий.

В последнее время в России уделяется все больше внимания вопросам экологии и защиты окружающей среды. Проблема загрязнения и незаконной вырубки леса стоит сегодня в нашей стране в числе острых и приоритетных. А формирование внутреннего понимания экологических проблем, причиной которых являемся мы, формируется в детстве, в семье, в школе. Поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике особое внимание уделяется вопросам охраны природы, экологическому воспитанию подрастающего поколения.

В чем же заключается важность экологического воспитания детей дошкольного возраста? В этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, формируются знания о природе, а также умения использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (игры, труд, быт). Но освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя, его экологической и методической грамотности, умения увлечь детей в природоведческую работу и умения увлекаться этими проблемами самому.

Широкое распространение в практике экологического воспитания дошкольников получили такие формы работы, как экологические праздники, викторины, вечера загадок, тематические компьютерные презентации, которые направлены на интеллектуальное развитие детей.

Принимая все это во внимание, коллективом нашего дошкольного отделения было принято решение о создании для детей средних, старших и подготовительных к школе групп «Клуба любителей природы». Главной целью создания и функционирования Клуба являетсяэкологическое воспитание дошкольников, формирование у них начал экологической культуры.

Какие же формы работы с детьми и родителями мы использовали?

Работу в клубе любителей природы мы начали с самого простого – целевых прогулок. Ребята выходили на прогулки в разное время года: осенью, зимой, весной. И в разное время года они находили для себя что-то новое и интересное. Осенью они с удовольствием рассматривали красочную палитру осенних листьев, создавали из них букеты и композиции. Зимой – любовались деревьями в зимнем уборе. В этом году мы были свидетелями образования гололеда на деревьях после ледяного дождя. У детей это вызвало неподдельный восторг и интерес! А весной дети продолжали наблюдения за деревьями, наблюдали, как раскрываются почки, как цветут деревья, даже рассматривали цветки некоторых цветущих деревьев с помощью лупы.

Фотография 1

Природоведческие музеи находятся от дошкольного отделения очень далеко, не в шаговой доступности. Возникают проблемы с перевозкой детей. Мы нашли выход из сложившейся ситуации. Сейчас XXI век – век всеобщей компьютеризации. И экскурсию в музейможно совершить, не выходя за пределы дошкольной организации, то есть виртуально. Для этого воспитатели использовали ноутбук или проектную установку, где в качестве экрана выступала стена в групповом помещении. Так наши дошкольники посетили Дарвиновский музей, Музей леса.

Дети очень любят мультфильмы и смотрят их с огромным удовольствием. Мы использовали эту форму работы в клубе любителей природы, подобрали образовательные мультфильмы: «Уроки тетушки совы», «Да здравствует природа!», «Берегите природу», «На лесной тропе» и др.

Кроме мультфильмов дети смотрели в клубе образовательные фильмы: «Детям о природе», «Что такое лес?», «Учим лесных животных» и др. После просмотра таких развивающих фильмов дети с удовольствием рассказывали своим родителям об интересных фактах из жизни различных животных и растений.

Одной из форм работы клуба является проведение викторин. Для старших и подготовительных групп мы организовали викторины «Знатоки природы» и «Природу надо охранять», в ходе которых дети отгадывали загадки, решали кроссворд, играли в дидактические игры, решали логические задачи и головоломки, готовили плакаты с правилами поведения в природе. Для средних групп мы организовали игру-путешествие «Прогулка по лесу», викторины «Птицы России» и «По сказкам В.Бианки», в ходе которых дети угадывали птиц, определяли названия лесных растений, животных и также знакомились с некоторыми правилами поведения в природе.

Фотография 2

Викторины проводились и после различных природоохранных акций. После трудовых дел у детей был особый подъём, особый интерес и активность во время проведения викторины. Дети демонстрировали не только знания о зимующих и перелётных птицах, но и сочувствие, желание помогать, заботиться о птицах.

Недалеко от дошкольного отделения расположен ландшафтный парк «Митино», на территории которого имеется родник Митинский колодец, Пенягинский пруд и протекает река Барышиха. Мы организовали для детей образовательную прогулку в этот парк. Дети узнали происхождение названий водоемов, определили, в какую сторону течет река, взяли на исследование воду из родника и реки, которую потом рассматривали с помощью луп, нашли хатку бобров. Затем творческой группой воспитателей был создан образовательный фильм «Путешествуем. Исследуем. Узнаем». Этот фильм мы представили на Городской Фестиваль образовательных фильмов «Удивительная Москва», и он вошел в число лауреатов конкурса.

Фотография 3

Ни для кого не секрет, что дети приходят в истинный восторг, когда сами проводят какие-то опыты и эксперименты. Это так интересно! Это так занимательно! Такая форма работы в клубе проходила по возрастным группам. Дети средних групп знакомились со свойствами льда: лед твердый, но хрупкий, он прозрачный, в руке тает, в воде не тонет, а плавает.

Фотография 4

Дети старших и подготовительных групп знакомились со свойствами воды: вода – жидкость, не имеет запаха, не имеет вкуса, она прозрачная, в ней можно растворить некоторые вещества, знакомились с круговоротом воды в природе, сами делали фильтры и фильтровали грязную воду. Также дети знакомились со свойствами воздуха: он невидимый, передает запахи, его можно почувствовать по дуновению ветерка от веера, он не имеет формы, воздух находится внутри человека и внутри некоторых предметов (опыт с губкой).

Фотография 5

В клубе проводятся природоохранные акции, которые являются оптимальной формой работы с детьми для формирования у них представлений о взаимосвязи человека с природой. Зимой акция прошла под девизом «Берегите птиц!», весной – «Птицы прилетели». Дети совместно с родителями изготавливали кормушки, а весной — скворечники. Зимой с интересом наблюдали за птицами, которые прилетали поклевать хлебные крошки и зернышки. Сами постоянно следили за тем, чтобы в кормушке обязательно был корм птицам. Весной дети наблюдали за тем, кто же поселился в их скворечниках.

Фотография 6

Одной из форм работы клуба является разработка своего экологического проекта. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Планирование проектной деятельностиначинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?». Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит в несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

В каждой группе реализовывался свой экологический проект, где проводилась опытно-исследовательская деятельность, целевые прогулки, непосредственно образовательная деятельность. Проекты были самые разнообразные и охватывали разные области экологии: «Лес и его обитатели», «Комнатные растения», «Птицы – наши друзья», «Люблю березку русскую», «Что такое вода?» и др.

Конечным результатом было представление проектов в виде компьютерных презентаций. Причем, в старших группах представляли проекты сами дети, рассказывая по презентации о своих наблюдениях, опытах, открытиях, действиях.

Фотография 7

И, конечно же, в клубе любителей природы дети много рисовали. Они рисовали о том, что они сегодня нового узнали, что интересного увидели на прогулке, кто прилетел на кормушку и т.д. Рисовали не только на листе бумаги, но и на асфальте цветными мелками.

Фотография 8

В рамках клуба мы вели большую просветительскую работу ля родителей: консультации, индивидуальные беседы, советы по чтению рассказов о природе, советы по посещению музеев, наглядная информация в уголках «Для родителей». И родители проявили большую заинтересованность. Они помогали своим детям: совместные прогулки в лес, парк, Ботанический сад, водили детей по нашему совету на экскурсии в музей Дарвина, много читали познавательной природоведческой литературы. И это было заметно по тем знаниям, которые демонстрировали дети в викторинах. Для родителей мы дали задание, чтобы они вместе с детьми совершили прогулку по лесу в выходные дни и сделали фотографии. Эти фотографии дети принесли в детский сад, рассказывали о своих прогулках, а потом вместе с педагогами сделали фотоальбом «Прогулка по лесу».

Создание «Клуба любителей природы» по нашему мнению очень продуктивная форма экологического воспитания детей. Проведенная работа помогла нашему коллективу единомышленников раскрыть детям основные проблемы защиты и охраны природы, а также пути их решения.Успешно решались задачи умственного развития и развития речи детей. Метод проектов оказался на практике актуален и очень эффективен. У нас  появилась возможность на основе полученных знаний и умений воспитывать у детей любовь и гуманное отношение к природе, увлечь детей разными подходами к экологии. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему миру. Все это способствует формированию экологической культуры детей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.