Рубрики
Дошкольное образование

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Знаете ли вы!
Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что у большинства детей, выявлено плоскостопие, то есть почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.

0
Кухар Светлана Вячеславовна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучение английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
svet1k-81@mail.ru
Толмакова Ирина Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2089»,
irina-tolmakova@mail.ru

Знаете ли вы!

Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что у большинства детей, выявлено плоскостопие, то есть почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.

Работая в разных учреждениях, в одной возрастной группе, мы совместно решили обратить внимание на проблемы детей с нарушением плоскостопия.

Изучив литературные пособия, нами были проведены различные мероприятия по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Главной задачей в дошкольных учреждениях является охрана и укрепление здоровья дошкольников. В своей работе мы используем разнообразные приемы по оздоровлению детей. Совместно с педагогами и родителями проводим профилактическую работу по выявлению плоскостопия у детей. Стабилизация стопы и коррекции плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка.

Работая в дошкольном учреждении и наблюдая за детьми, все чаще и чаще выявляется деформация стопы у детей в дошкольном возрасте.

Педагоги и родители должны обращать внимание на правильный подбор обуви. Она должна быть по ноге. Детская обувь (сандалии, тапочки) имеет совершенно плоскую подошву, без изгиба для свода стопы и тем самым деформирует ступню и мышцы ног, ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5–8 мм с упругой стелькой, крепким задником.

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их надо выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели, и после дневного сна.

Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5 минут держать стопы ног в воде комнатной температуры. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде.

Причинами развития плоскостопия являются: слабость мышечного аппарата, заболевания – рахит, травмы стоп. Чаще всего дошкольники отказываются играть в подвижные игры (бегать).

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы. Что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Стопа ребенка менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам со снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации.

Упражнения для укрепления мышц способствует профилактике плоскостопия.

Лучшим средством физической нагрузки является ходьба.

Причины и виды

Плоскостопие – болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. У тех, кто именно страдает, ноги как свинцом налиты, каждый шаг дается с трудом.

Плоскостопие – то заболевание, которое делает человека крайне зависимым от него.

Для того чтобы определить, есть ли плоскостопие, можно провести небольшой тест:

1. Возьмем чистый лист бумаги, положим на пол.

2. Намажем стопы жирным кремом и встанем на листок,

3. На листке останется отпечаток стоп. Возьмем карандаш и проведем линию, соединив края подошвенного углубления.

4. Проведем перпендикуляр к этой линии, пересекающей углубление стопы в самом глубоком месте.

5. Если отпечаток в узкой части составляет не более 1\3 этой линии – стопа нормальная, если достигает 1\2 этой линии – у вас плоскостопие.

Плоскостопие – это вовсе не плоская стопа, это статическая деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов.

Плоскостопие – трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя совсем неплохо. Однако без упражнений жить с плоскими стопами будет непросто.

Лечением может быть ходьба в специальной обуви, супинаторами.

Большую роль играет нетрадиционное оборудование – дорожки с мелкими различными предметами – палочки, веревочки, крышки, камешки, пуговицы, сосновые шишки, горох.

 

Фотографии 1–2

Профилактическую работу мы проводим во всех режимных моментах. Каждое утро, после приема воспитанников проводится утренняя гимнастика способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. На занятиях по физической культуре, которые проводит инструктор, используются упражнения по профилактике плоскостопия. Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки. По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений, ленивая гимнастика в кроватках, и самомассаж стоп.

 

 

Фотографии 3–6

Для укрепления и сохранение здоровья детей; предупреждение развития плоскостопия нами был проведен мастер класс по профилактике плоскостопия.

Задачи: Привить интерес родителей к совместным занятиям с ребенком; научить выполнять комплексы по профилактике плоскостопия в домашних условиях; закрепить интерес детей к занятиям физическими упражнениями; продолжить учить детей согласовывать свои действия с командами и музыкой; совершенствовать двигательные умения и навыки; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе по канату и беге.

Атрибуты: Различные массажные и ребристые дорожки, кочки 6 шт., следы – 10 шт., конусы – 6 шт., канат – 1 шт., обручи – 15 шт., мячи малые пластмассовые – 25 шт., мячи массажные – 15 шт., маски и игрушки животных, гимнастические палки – 15 шт.

Ход занятия

Дети с родителями входят в зал и снимают обувь.

Воспитатель: Добрый день уважаемые родители и детки. Сегодня я проведу для вас мастер-класс по профилактике плоскостопия. Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Фотография 7

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Воспитатель: Правильно, а основой наших ног является стопа. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением еёпродольного и поперечногосводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Родители, я вам покажу несколько комплексов по профилактике плоскостопия которые можно выполнять в домашних условиях по 5–10 мин. в день.

Ну, а деткам я предлагаю отправиться в интересное , сказочное путешествие в волшебный зоопарк. Но для начала нам нужно ножки размять.

Выполняется самомассаж стоп.

Родитель делает массаж стопы своему ребенку.

Фотография 8

Воспитатель: Чтобы далеко шагали,

В путь дороге не устали.

Сядем все мы, на скамейку

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку масла понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья нужна.

Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна

Выполняй ее старательно.

Растирай старайся и не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно и приятно –

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда

Раз – сгибай, два – выпрямляй

Ну, активнее давай

Каждый пальчик мы найдем,

Хорошенько разомнем.

Надо с ними нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Воспитатель: Ну, вот наши ножки и готовы к путешествию.

Становитесь друг за другом

Отправляемся в дорогу.

Под музыку дети с родителями идут по дорожке здоровья.

(Ребристые и извилистые дорожки, массажные коврики из нестандартного оборудования, приготовленные заранее, кочки, пластмассовые полоски, резиновые следы.)

Фотография 9

Воспитатель: Вот мы и пришли в зоопарк.И первое животное, которое мы увидим это мишка косолапый (воспитатель показывает мягкую игрушку), а давайте покажем, как мишка ходит: «мишка косолапый».

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки за пояс.

Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во внутрь («по-медвежьи»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто там так высоко прыгает?

Дети с родителями: Зайка серенький.

Воспитатель: Конечно это «зайка-попрыгай-ка», а давайте попробуем попрыгать также как и он?

Дети с родителями начинают прыжки на насте, стоя на массажных ковриках.

И.п. – стоя на коврике, отталкиваясь двумя и приземляясь на две ноги.

Воспитатель: Ребятки, а посмотрите, кто там так рычит в соседней клетке?

Дети с родителями: Тигр!

Воспитатель: Да, это тигренок, он только что проснулся и потягивается. («Тигренок потягивается».)

И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1–2 – выпрямляя ноги, упор, стоя, согнувшись на носках.

3–4 – и.п.

Воспитатель: А это что за зверь такой горбатый??

Родители с детьми: Так это же верблюд! («танцующий верблюд».)

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу. Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

Воспитатель: Ой, а это кто к нам катится (воспитатель прокатывает в сторону детей массажный мяч-еж)?

Фотография 10

Родители с детьми: Ежата!

Воспитатель: А давайте и с ними поиграем?

Проводятся упражнения с массажными (колючими) мячами под музыку.

1. И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. – то же катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3.И.п. – то же круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

4.И.п. – лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками 1–2 – ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3–4 – и.п.

5.И.п. – сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой. Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.

Воспитатель: Молодцы, а посмотрите, кто там ещё в соседней клетке играет?

Родители с детьми: Пингвины!

Воспитатель: А давайте с ними поиграем в снежки?Каждой паре (родителю с ребенком) выдается обруч (дом), участники зажимают маленькие пластмассовые мячи, разбросанные по залу, зажимают их ступнями и допрыгивает с ними до своего дома. Побеждает пара у которой в конце игры будет больше мячей (снежков) в домике!

Воспитатель: Молодцы, а кто же остался в последней клетке?

Родители и дети: Попугай!

И.п. – стоя на канате пятками, а пальцами на полу. Продвижение к противоположному краю каната. Руками, имитируя взмахи крыльями.

Воспитатель: Давайте дадим нашим ножкам отдохнуть и сделаем им массаж.

Участники присаживаются на скамейки.

 

Фотографии 11–12

Выполняется массаж стоп с помощью гимнастической палки.

Выполняется из исходного положения сидя. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

Катание гимн. палки всей ступней от пальцев до пятки. 8–10 раз.

Захват стопами и поднимание палки вверх и опускание вниз. 6–8 раз.

И.п. – стоя на палке с левой стороны, переход стопами на правую сторону.

Руки на поясе и обратно. 4–6 раз.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к завершению. Я продемонстрировала вам несколько видов упражнений для профилактики плоскостопия. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но с ними мы познакомимся в следующий раз. А сегодня предлагаю вашему вниманию (раздаются памятки для родителей – «Все о плоскостопии»).

Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.

Ребенок берет ножкой карандаш (при помощи мамы) и рисует солнышко, также можно смять ножками бумагу (газету).

Мы будет продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников, так как здоровые дети – это наше общее здоровое будущее.

Список литературы:

1. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. М., 1987.
2. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., 1981.
3. Казина О.Б. Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду. М., 2009.
4. Лосева В.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. М., 2004.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.