Рубрики
Дошкольное образование

Рассмотрение основных аспектов самоуправления в работе с детьми дошкольного возраста

Что такое самоуправление и необходимо ли оно в современном обучении и образовании? В данной статье авторы раскрывают этот вопрос и высказывают свою точку зрения по поводу этой проблемы.

0
Мельникова Анна Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
anuta.81007@mail.ru
Тригуб Евгения Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
Jenya_t79@mail.ru
Дранцева Лилия Дмитриевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
zomm@inbox.ru

Дело рождает самоуправление, а не наоборот.

А.С. Макаренко

Что такое самоуправление и необходимо ли оно в современном обучении и образовании? В данной статье авторы раскрывают этот вопрос и высказывают свою точку зрения по поводу этой проблемы.

Если грамотно организовать самоуправление в дошкольном возрасте и продолжать работу над этим, то возможно подготовить детей не только жить в обществе среди сверстников, но и вносить свою лепту в создание чего-то нового в обществе, да и в государстве в целом. Это говорит о том, что самоуправление помогает ребятам приобрести личный опыт и преподать его другим.

Особую роль в организации самоуправления занимает период дошкольного детства. Именно тогда закладываются основы мировоззрения человека, и формируются отношения ребенка в социуме. Наша основная задача при организации самоуправления раскрыть в маленьком человеке самостоятельность, основной целью которой является воспитание с первых лет жизни социально активной, творческой личности, способной понимать и правильно воспринимать поставленную перед ним проблему. Самоуправление – это не работа с одним ребенком, это непременный признак коллектива. Также самоуправление не является целью, это средство воспитания. Главное в самоуправлении – направить деятельность коллектива на совершенствование жизни коллектива. Конечно, в дошкольном образовании работа над самоуправлением отличатся от самоуправления в школе и старших классах. В своих сочинениях Ж.Б. Фурье и Т.Г. Фихте подчеркивали важность полезного труда, в организацию которого предполагалось широко вовлекать детей. Важнейшим педагогическим средством они считали широко понимаемую детскую самостоятельность и призывали вести работу так, чтобы детям просто казалось, что то учреждение, в котором они учатся, содержится и управляется ими самими. Авторы статьи разработали этапы работы над самоуправлением в ДО. Первый этап – этап подражания, когда ребята действуют по готовому образцу с помощью воспитателей, копируя их действия.

Второй этап – этап частичной самостоятельности, где дети могут выполнить самостоятельно часть работы, могут сами находить некоторые способы их осуществления.

Третий этап – этап более полной самостоятельности, когда воспитанники выполняют определенное дело самостоятельно в повторяющихся условиях.

Детское самоуправление – это одна из форм организации жизнедеятельности детей, связанная с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Самоуправление в детском коллективе возникнет тогда, когда имеется какая-то общая цель в группе детей. Таким образом, в ДО должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед всеми. Детское учреждение должно предоставить детям возможность попробовать себя в организации и деятельности ДО, направленной на благо других.

Например, с детьми старшей группы мы организовали трудовую деятельность на участке детей младшей группы. Наши ребята помогли собрать мусор на площадке малышей, собрать игрушки, кто то даже взял поломанную игрушку починить дома. И вскопали грядку для малышей. Шестилетним воспитанникам нашей группы очень понравилась такая работа. Ведь они самостоятельно помогли сделать много добрых дел.

 

Фотографии 12

Так, наличие групповых целей деятельности наполняет самоуправление реальным содержанием и способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Работая над проектной деятельностью, ребята тоже могут быть вовлечены в общее дело, тем самым внедряя развитие самоуправления в работе ДО. Наши ребята старшей группы длительное время работали над проектом. Авторы статьи организовали работу над проектом так, что ребята доказали положительный результат влияния самоуправления на коллектив.

Приведем пример работы над проектом.

ГБОУ г. Москвы «Школа с изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля», Дошкольное отделение 1

Паспорт учебного проекта

Тема: «Узоры гжельской керамики».

Тип проекта: творческий.

По количеству участников: групповой.

Руководитель проекта: Мельникова А.В.

Продолжительность: длительный.

Цели и задачи проекта: ознакомиться с созданием гжельского промысла.

Самостоятельная деятельность воспитанников:

1. Поиск материалов в библиотеке, интернете.

2. Сбор материалов и их классификация.

3. Написание текста (с помощью взрослых).

4. Подбор рисунков и фотографий по теме.

5. Защита проекта. Создание настольной посуды.

Практический выход: слепить посуду и расписать ее в стиле гжельского промысла.

Содержание проекта

1. Вступление.

2. Основная часть.

а) история возникновения гжельских изделий;

б) лепка и роспись.

3. Заключение.

– Научились лепить и расписывать гжельской росписью посуду

Выступление ребят: Здравствуйте! Вашему вниманию я предлагаю проект по теме: «Узоры гжельской керамики». Целью нашего проекта было ознакомиться с созданием гжельского промысла.

Нам  очень нравится лепить и рисовать. Особенно нас привлекли в прошлом году гжельские узоры. Нам нравится гжельская роспись тем, что она отличается от других видов искусств, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаковый: бело-синий. Всего одна краска, а какая нарядная получается роспись!

Фотография 3

Об истории возникновения гжельской росписи следует сказать: под Москвой, в Раменском районе, в селе Гжель изготавливались различные гончарные изделия и игрушки. Квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве, и в XVIII веке достигла наибольшего расцвета. Гжельский промысел сохранился и до настоящего времени. Такие изделия всегда легко отличить. Они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее, синее.

Фотография 4

В гжельском промысле всегда отводится большое место настольной скульптуре. Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются друг от друга. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые и красивые. Вот и мы побыл художниками, которые смастерили настольные приборы и расписали их гжелью.

Фотография 5

А еще вашему вниманию мы предлагаем стихи, найденные нами.

Гжель! Земля моя Родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветешь, не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет.

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело-синий,

Сине-белый свой букет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы к вам полного товару

Похвалиться привезли.

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из гжели часто много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверюшки радовали глаз.

Сколько б не летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это все Россия – мама, папа, ты!

Вот такой интересный проект создали дети, доказывая, что самоуправление действительно сплачивает коллектив,  при этом ребята в большей степени все делают самостоятельно и с великим интересом.

Самоуправленческая жизнь будет способствовать формированию у каждого ребенка опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе и дежурство в ДО, как вид повседневного труда детей, является одним из аспектов этого опыта и умений.

Во время дежурств совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей, углубляется ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на помощь взрослому, на удовлетворение потребностей детей. Во время дежурства у детей формируются социально ценные качества личности – ответственность за порученное дело, заботливость по отношению к людям, привычка к выполнению трудовых обязанностей (З.Н. Борисова, К.А. Климова).

Более подробно авторами рассмотрено дежурство по столовой и его влияние на повседневную жизнь дошкольника старшей группы.

В старшей группе дежурства детей по столовой носят более самостоятельный характер, т.к. в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные знания, умения и навыки.

У детей формируется ответственность за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

В старшей группе дети должны сами твердо знать очередность своего дежурства и без напоминания приступать к нему. Дежурные первыми моют руки, надевают фартуки и головные уборы. Для дежурного фартук – не просто защита от загрязнения, а эмблема выполнения ответственного задания. Детям поручается  накрывать стол и убирать грязную посуду.

 

Фотографии 6–8

Большое значение  имеет оценка самоуправления детей. При подведении итогов педагогу нужно быть объективным, учитывать индивидуальные возможности, особенности каждого, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать.

При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине. Либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение товарищей.

Усвоенные знания, умения и навыки старшим дошкольником в дежурстве по столовой в ДО, помогает ему справиться с домашними обязанностями. Ребенок в состоянии помочь накрыть стол, убрать и помыть грязную посуду. Детей необходимо приучать к домашней работе с малых лет. Они обязательно должны помогать родителям по дому, чтобы быть приспособленными к самостоятельной жизни!

 

Фотографии 9–10

Выполняя домашние дела, ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

 

Фотографии 11–12

Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни. Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Каждый сегодняшний дошкольник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Дошкольное самоуправление – отличная возможность научиться самостоятельности.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е. , Комарова Т.С., Васильева М.А. и др., «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Виноградова Н.Ф., Година Г.Н. и др. «Детский сад и семья», М.: Просвещение, 2006.
3. Гессен С.И. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». М., 2005.
4. Степанова Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М.: Сфера, 2001.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.