Рубрики
Дошкольное образование

Познавательно-исследовательский проект экологической направленности «Что делать, чтобы мусора стало меньше?»

В последнее время экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание во всем мире. Международная организация дошкольного образования (ОМЕП) в 2009 году объявила приоритетным направлением образования детей от рождения до 8 лет образование для устойчивого развития, основой которого является экологическое образование. И это не случайно.

0
Головина Людмила Геннадьевна,
методист
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий № 1347»,
metodkabinet1347@mail.ru
Мамедова Севиндж Нариман кызы,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий № 1347»,
mamedova.1970@inbox.ru

Вид проекта: среднесрочный.

Социальные партнеры проекта:

– Совет депутатов муниципального округа Солнцево;

– ГПБУ «Мосприрода»;

– отделы экологического просвещения дирекции ПТ «Тропарево», «Теплый Стан», «Долина реки Сетунь»;

– ООО «ЮВИ СПб»;

– ООО «МКМ-Логистика».

Актуальность проекта

В последнее время экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание во всем мире. Международная организация дошкольного образования (ОМЕП) в 2009 году объявила приоритетным направлением образования детей от рождения до 8 лет образование для устойчивого развития, основой которого является экологическое образование. И это не случайно.

Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы.

Большое значение в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли имеет образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний, норм и правил.

В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, личную сопричастность к решению экологических проблем.

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества.Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всем мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение населения в практическую природоохранную деятельность.

Цель проекта: привлечение внимания детей и их родителей, педагогов и других участников социума к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, продуктов, образовавшихся как побочные, бесполезные или нежелательные, в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей) по утилизации отходов.

Задачи проекта для детей:

– расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

– познакомить детей с проблемой мусора;

– формировать навыки экологически безопасного поведения в быту (учить сортировать, утрамбовывать мусор, ограничивать использование пластиковых пакетов и других изделий из пластика);

– сформировать представление о способах утилизации мусора;

– популяризация экологического движения среди детей, родителей, участников образовательной деятельности;

– развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои экологические впечатления в художественно-творческой деятельности, работа с бросовым материалом;

– формирование активной жизненной позиции у детей через участие в экологической деятельности.

Задачи проекта для родителей:

– повышение компетентности в новых подходах к экологическому воспитанию детей, воспитанию ответственности за состояние природы, патриотизма и гражданственности;

– совершенствование партнёрских отношений в совместной деятельности с детьми.

Задачи проекта для педагогов:

– организация эффективной совместной деятельности дети-родители на основе принципа сотрудничества, партнёрства и взаимопонимания;

– организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.

Планируемые результаты реализации проекта

Реализация проекта способствует привлечению внимания населения района Солнцево города Москвы (детей и родителей (законных представителей), социума) к проблеме раздельного сбора мусора, утилизации отходов, в т.ч. опасных (энергосберегающих ламп, батареек и пр.).

Реализация проекта:

– направлена на формирование представлений о способах утилизации и сортировки мусора, позволяет детям делать первые шаги в самостоятельной практической работе по утилизации отходов;

– формирует экологическую ответственность дошкольника, способствует привлечению внимания к данной проблеме воспитанников и взрослых;

– позволяет подвести ребёнка к выбору экологически оправданных действий таким образом, чтобы это воспринималось ребёнком, как собственный выбор;

– расширяет знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

– способствует формированию умения выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

– включает всех участников в пропагандистско-просветительскую экологическую деятельность;

– способствует развитию воображения, умения реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

В результате реализации проекта ребенок сможет:

– проявлять интерес к исследовательской деятельности;

– стремиться обобщать, делать выводы;

– пользоваться имеющимися знаниями о правилах экологической безопасности;

– отражать свое отношение к проблеме в художественно-творческой деятельности.

Положительный эффект – создание информационного ресурса о работе по экологическому образованию и просвещению населения на базе официального сайта образовательной организации.

Направления реализации проекта

Экологический проект направлен на взаимодействие всех участников образовательного процесса:

– работа с детьми (в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других, как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности);

– работа с коллективом (педагоги, младший обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал образовательной организации);

– взаимодействие с родителями (законными представителями);

– работа в социуме.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности

В процессе реализации проекта используются следующие формы организации познавательно-исследовательской деятельности:

– экологические занятия;

– игры (экологические, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.);

– экологические конкурсы;

– экологические акции;

– экспериментирование;

– просмотр видеоматериалов (фильмов, презентаций, мультфильмов и др.);

– чтение экологических сказок;

– эко-практикумы и др.

Методы, используемые в процессе реализации проекта

В ходе реализации проекта используются следующие группы методов:

– наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

–словесные (беседа, рассказ, чтение литературы, объяснение, вопрос и т.д.);

– практические (элементарные опыты, упражнения и т.д.);

– собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия);

– игровые (дидактические игры, игровая ситуация, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы).

Описание хода реализации проекта доступно по ссылке.

Фотография 1. Исследовательская деятельность «Что выбрасывают в детском саду?»

Фотография 2. Исследовательская деятельность «Что выбрасывают в детском саду?»

Фотография 3. Опытно-экспериментальная деятельность «Закопаем мусор»

Фотография 4. Опытно-экспериментальная деятельность «Компост»

Фотография 5. Дидактическое пособие «Что делать с мусором?»

Фотография 6. Дидактическое пособие «Что делать с мусором?»

Фотография 7. Знакомимся с магазином прошлого

Фотография 8. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Выбираем экологичную упаковку

Результаты реализации проекта

С помощью проекта удалось:

– привлечь внимание детей и их родителей, а также общественность к проблемам раздельного сбора и утилизации мусора в родном городе;

– воспитать в дошкольниках экологическую культуру и желание заниматься природоохранной деятельностью, улучшением экологической обстановки в районе;

– повысить уровень знаний детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

– сформировать представления о способах утилизации мусора;

– сформировать навыки экологически безопасного поведения в быту (умение сортировать, утрамбовывать мусор, ограничивать использование пластиковых пакетов и других изделий из пластика);

– популяризировать экологическое движение среди участников образовательной деятельности (детей, родителей, педагогов, сотрудников образовательной организации);

– сформировать активную жизненную позицию детей и родителей, ощущение собственной значимости через участие в экологической деятельности;

– изменить потребительское поведение участников проекта;

– развить творческие способности детей, навыки работы с бросовым материалом;

– вовлечь в экологическое движение семьи воспитанников и педагогов всех дошкольных отделений образовательной организации;

– собрать и сдать на переработку более 2500 кг макулатуры;

– собрать и сдать на переработку 15 мешков пластиковых бутылок;

– собрать более 200 кг использованных батареек;

– обследовать район Солнцево на наличие условий для раздельного сбора мусора и утилизации опасного мусора;

– разработать предложения по улучшению экологической ситуации в районе и передать их в Совет депутатов муниципального округа Солнцево.

Фотография 9. Выставка творчества детей и взрослых «Шедевры из мусора»

Фотография 10. Городской эколого-просветительский проект «Бумажный БУМ»

Фотография 11. Природоохранная акция по сбору пластиковых бутылок

Фотография 12. Городская природоохранная акция «Батарейки, сдавайтесь!»

Фотография 13. Совет депутатов муниципального округа Солнцево

Список литературы:

Литература для педагогов:

1. Гинсбург В.Л. Утилизация мусора // Экология и жизнь. 2006. № 5. С. 38–41.
2. Елдышев Ю.Н. Отходы не зарывать, а перерабатывать // Экология и жизнь. 2009.
3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. М.: АРКТИ, 2004.
4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 1999.
5. Охрана окружающей среды в России. 2010: стат. cб./Росстат. M., 2010.
6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду // Первое сентября. 2005. № 17. С.11–15.
76. Сборник статей и информационных материалов по технологиям переработки отходов [сост.: Т.Филкова, Т. Мусуралиев]. Бишкек, 2009.

Литература для чтения детям:

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера. 2008.
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М.: ТЦ Сфера, 2006.
6. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». М.: Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера. 2006.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.