Вид проекта: среднесрочный.
Социальные партнеры проекта:
– Совет депутатов муниципального округа Солнцево;
– ГПБУ «Мосприрода»;
– отделы экологического просвещения дирекции ПТ «Тропарево», «Теплый Стан», «Долина реки Сетунь»;
– ООО «ЮВИ СПб»;
– ООО «МКМ-Логистика».
Актуальность проекта
В последнее время экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание во всем мире. Международная организация дошкольного образования (ОМЕП) в 2009 году объявила приоритетным направлением образования детей от рождения до 8 лет образование для устойчивого развития, основой которого является экологическое образование. И это не случайно.
Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы.
Большое значение в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли имеет образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний, норм и правил.
В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, личную сопричастность к решению экологических проблем.
Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества.Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всем мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение населения в практическую природоохранную деятельность.
Цель проекта: привлечение внимания детей и их родителей, педагогов и других участников социума к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, продуктов, образовавшихся как побочные, бесполезные или нежелательные, в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей) по утилизации отходов.
Задачи проекта для детей:
– расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
– познакомить детей с проблемой мусора;
– формировать навыки экологически безопасного поведения в быту (учить сортировать, утрамбовывать мусор, ограничивать использование пластиковых пакетов и других изделий из пластика);
– сформировать представление о способах утилизации мусора;
– популяризация экологического движения среди детей, родителей, участников образовательной деятельности;
– развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои экологические впечатления в художественно-творческой деятельности, работа с бросовым материалом;
– формирование активной жизненной позиции у детей через участие в экологической деятельности.
Задачи проекта для родителей:
– повышение компетентности в новых подходах к экологическому воспитанию детей, воспитанию ответственности за состояние природы, патриотизма и гражданственности;
– совершенствование партнёрских отношений в совместной деятельности с детьми.
Задачи проекта для педагогов:
– организация эффективной совместной деятельности дети-родители на основе принципа сотрудничества, партнёрства и взаимопонимания;
– организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
Планируемые результаты реализации проекта
Реализация проекта способствует привлечению внимания населения района Солнцево города Москвы (детей и родителей (законных представителей), социума) к проблеме раздельного сбора мусора, утилизации отходов, в т.ч. опасных (энергосберегающих ламп, батареек и пр.).
Реализация проекта:
– направлена на формирование представлений о способах утилизации и сортировки мусора, позволяет детям делать первые шаги в самостоятельной практической работе по утилизации отходов;
– формирует экологическую ответственность дошкольника, способствует привлечению внимания к данной проблеме воспитанников и взрослых;
– позволяет подвести ребёнка к выбору экологически оправданных действий таким образом, чтобы это воспринималось ребёнком, как собственный выбор;
– расширяет знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
– способствует формированию умения выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
– включает всех участников в пропагандистско-просветительскую экологическую деятельность;
– способствует развитию воображения, умения реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
В результате реализации проекта ребенок сможет:
– проявлять интерес к исследовательской деятельности;
– стремиться обобщать, делать выводы;
– пользоваться имеющимися знаниями о правилах экологической безопасности;
– отражать свое отношение к проблеме в художественно-творческой деятельности.
Положительный эффект – создание информационного ресурса о работе по экологическому образованию и просвещению населения на базе официального сайта образовательной организации.
Направления реализации проекта
Экологический проект направлен на взаимодействие всех участников образовательного процесса:
– работа с детьми (в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других, как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности);
– работа с коллективом (педагоги, младший обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал образовательной организации);
– взаимодействие с родителями (законными представителями);
– работа в социуме.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности
В процессе реализации проекта используются следующие формы организации познавательно-исследовательской деятельности:
– экологические занятия;
– игры (экологические, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.);
– экологические конкурсы;
– экологические акции;
– экспериментирование;
– просмотр видеоматериалов (фильмов, презентаций, мультфильмов и др.);
– чтение экологических сказок;
– эко-практикумы и др.
Методы, используемые в процессе реализации проекта
В ходе реализации проекта используются следующие группы методов:
– наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
–словесные (беседа, рассказ, чтение литературы, объяснение, вопрос и т.д.);
– практические (элементарные опыты, упражнения и т.д.);
– собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия);
– игровые (дидактические игры, игровая ситуация, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы).
Описание хода реализации проекта доступно по ссылке.
Фотография 1. Исследовательская деятельность «Что выбрасывают в детском саду?»
Фотография 2. Исследовательская деятельность «Что выбрасывают в детском саду?»
Фотография 3. Опытно-экспериментальная деятельность «Закопаем мусор»
Фотография 4. Опытно-экспериментальная деятельность «Компост»
Фотография 5. Дидактическое пособие «Что делать с мусором?»
Фотография 6. Дидактическое пособие «Что делать с мусором?»
Фотография 7. Знакомимся с магазином прошлого
Фотография 8. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Выбираем экологичную упаковку
Результаты реализации проекта
С помощью проекта удалось:
– привлечь внимание детей и их родителей, а также общественность к проблемам раздельного сбора и утилизации мусора в родном городе;
– воспитать в дошкольниках экологическую культуру и желание заниматься природоохранной деятельностью, улучшением экологической обстановки в районе;
– повысить уровень знаний детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
– сформировать представления о способах утилизации мусора;
– сформировать навыки экологически безопасного поведения в быту (умение сортировать, утрамбовывать мусор, ограничивать использование пластиковых пакетов и других изделий из пластика);
– популяризировать экологическое движение среди участников образовательной деятельности (детей, родителей, педагогов, сотрудников образовательной организации);
– сформировать активную жизненную позицию детей и родителей, ощущение собственной значимости через участие в экологической деятельности;
– изменить потребительское поведение участников проекта;
– развить творческие способности детей, навыки работы с бросовым материалом;
– вовлечь в экологическое движение семьи воспитанников и педагогов всех дошкольных отделений образовательной организации;
– собрать и сдать на переработку более 2500 кг макулатуры;
– собрать и сдать на переработку 15 мешков пластиковых бутылок;
– собрать более 200 кг использованных батареек;
– обследовать район Солнцево на наличие условий для раздельного сбора мусора и утилизации опасного мусора;
– разработать предложения по улучшению экологической ситуации в районе и передать их в Совет депутатов муниципального округа Солнцево.
Фотография 9. Выставка творчества детей и взрослых «Шедевры из мусора»
Фотография 10. Городской эколого-просветительский проект «Бумажный БУМ»
Фотография 11. Природоохранная акция по сбору пластиковых бутылок
Фотография 12. Городская природоохранная акция «Батарейки, сдавайтесь!»
Фотография 13. Совет депутатов муниципального округа Солнцево
Список литературы:
Литература для педагогов:
Литература для чтения детям: