Рубрики
Дошкольное образование

«Никто не забыт, ничто не забыто!»: методические рекомендации по проведению информационно-игровой программы для детей старшего дошкольного возраста

С каждым годом все дальше от нас тот памятный, великий и светлый день – День Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше остается тех людей, которые были непосредственными участниками той войны, кому мы благодарны за мир и счастье на земле. Подрастающее поколение забывает, а чаще уже и не знает, как важно помнить об этом дне и чтить память погибших.

0
Голяченкова Валентина Викторовна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
golyachenkovav@mail.ru
Малых Ирина Игоревна,
воспитатель по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
malih23@mail.ru

Помните!

Через века, через года, –

помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, –

помните!

Р. Рождественский

С каждым годом все дальше от нас тот памятный, великий и светлый день – День Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше остается тех людей, которые были непосредственными участниками той войны, кому мы благодарны за мир и счастье на земле. Подрастающее поколение забывает, а чаще уже и не знает, как важно помнить об этом дне и чтить память погибших.

Великая Отечественная война для современных детей – далекая история. Им очень трудно представить себе военное время и ту боль, которую тогда чувствовали люди. Но если мы не передадим детям то, что хранится в нашей памяти, как свидетельство того, что пережили наши прадедушки и прабабушки, то связь времен прервется. Нельзя воспитать настоящего человека, забывая историю своей страны. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.

Уважение к своей стране, к ее истории, к традициям является основой любого воспитания. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одно из важных направлений в работе педагогов. Именно оно должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить настоящих патриотов, любящих свою Родину. Начинать это делать нужно как можно раньше, пока в ребенке не иссяк интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Учитывая, что дошкольники очень любознательны и восприимчивы, умеют искренне сопереживать и сочувствовать, мы, взрослые (педагоги и родители), должны рассказывать об этом празднике, учить детей уважительно относиться к ветеранам и чтить память погибших.

Работая с детьми с ОВЗ (с нарушением зрения), нужно отметить, что у них сложнее и дольше формируются понятия патриотизма, гражданственности и долга. Поэтому мы, педагоги ставим перед собой на своих занятиях следующие задачи:

– отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

– обеспечить возможность для самореализации, социализации воспитанников;

– демонстрировать воспитанникам значимость их деятельности.

Следуя традиции празднования Дня Победы и, исходя из задач патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, в нашей школе ежегодно составляется план мероприятий по патриотическому воспитанию.

Все специалисты совместно со старшим воспитателем в фойе на втором этаже здания оформили уголок «Никто не забыт, ничто не забыто!», в котором разместили на стенах репродукции картин о войне, стенд «Дети-герои», фотографии ветеранов и участников Великой Отечественной войны (родственников воспитанников), поставили муляж Вечного огня.

Фотография 1

Здесь мы проводим беседы о войне, о детях-героях, погибших в годы войны, учим детей как возлагать цветы к памятникам, как вести себя в минуту молчания, читаем стихи о войне, поем военные песни.

Для того чтобы рассказать детям о событиях военных лет, мы подготовили видеопрезентации «Военная хроника», «Памятники погибшим героям», была организована экскурсия в мини-музей Боевой славы школы, где дети слушали рассказы учеников о войне, рассматривали макеты Брестской крепости, сделанные самими учениками, а также разные экспонаты (каски, пилотки, котелки, кружки, ложки, фляжки и др.).

 

Фотографии 2–3

На коррекционно-развивающих занятиях тифлопедагогом был проведен блиц-опрос на тему «Что вы знаете и слышали о войне?» Анализ результатов блиц-опроса показал, что дети подготовительных групп имеет скудные представления о героях Великой Отечественной войны, о родах и видах войск, о боевой технике, об истории возникновения праздника Победы. Поэтому детям были даны домашние задания: совместно с родителями посмотреть фильмы о войне, составить рассказы о подвигах героев, нарисовать рисунки на тему «Боевая техника». А также на занятиях учителей-дефектологов дети учили стихи и пословицы о Родине, о солдате, о войне, рассматривали открытки из цикла «Города-герои», плакаты и иллюстрации с фрагментами военных лет, ордена и медали, составляли картинки из частей.

Воспитателем по физической культуре проводились эстафеты «Снайперы», «Разведчик», «Саперы», «Связисты», «Танкисты», «Летчики». Таким образом, дети узнавали о военных профессиях.

Итоговым мероприятием было проведение информационно-игровой программы «Никто не забыт, ничто не забыто!», сценарий которой предлагаем вашему вниманию.

Цель: способствовать созданию условий для систематизации у детей старшего дошкольного возраста знаний о Великой Отечественной войне, о празднике великой Победы, о почтении памяти погибших.

Задачи:

– образовательные: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; формировать чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому; продолжать знакомить с песнями военных лет, со стихами и пословицами на военную тему; способствовать формированию личностного отношения к произошедшим событиям; подвести к пониманию того, что подвиги совершаются обычными людьми; формировать сознание того, что нет ничего важнее мира на земле; активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать; реагировать на высказывания партера; активно поддерживать находчивость, любознательность, инициативу ответов на вопросы;

– воспитательные: воспитывать уважение к памяти павших бойцов, ветеранов Великой Отечественной войны; воспитывать познавательную активность; воспитывать чувство гордости за воинов и народ, стойко переносивших невзгоды войны, за сплоченность всего народа, за их мужество и отвагу; вызывать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны; воспитывать стремление быть похожими на героев Великой Отечественной войны;

– развивающие: развивать память, мышление, внимание, речь; развивать умение анализировать и применять исторические знания; развивать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам-героям Великой Отечественной войны, которое выражалось бы в желании сострадать и подражать им.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне; рассматривание картин и репродукций на тему войны; разучивание стихов, песен и пословиц о войне; беседы о Великой Отечественной войне в детском саду и дома; просмотр телепередач, кинофильмов о Великой Отечественной войне дома; прослушивание песен, стихов, рассказов на военную тематику в исполнении известных артистов, певцов; показ презентаций на тему «Великая Отечественная война»; показ презентаций на тему «Памятники героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны»; проведение соревнований, игр-эстафет с военной тематикой (снайперы, разведчики, летчики, саперы, связисты, танкисты, моряки).

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; два военных плаката, разрезанных на части; два стола и два стула; бинты; 10 листов бумаги; две машины (грузовика); 10 мешочков с песком.

Ход программы

Дети входят в музыкальный зал под музыку «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).

1-ый ведущий: Здравствуйте, дети, и уважаемые взрослые! Я рада всех вас видеть в нашем зале. Сегодня мы проведем с вами информационно-игровую программу «Никто не забыт, ничто не забыто!», посвященную. празднику Победы.

2-ой ведущий: День Победы – самый главный и светлый праздник. В этот день мы радуемся и грустим. Мы с вами родились и выросли в мирное время. Нам очень трудно представить себе военное время, так как мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что значит жить в неотапливаемых зимой квартирах, мы не знаем, что такое скудный военный паек.

В исполнении педагогов звучит стихотворение Светланы Сирены «Дети войны: Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбежек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь полыни и сейчас на губах.

Дети войны! Как вы голодали!

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топтали… Война!

1-ый ведущий: Нам трудно представить себе боль, которую чувствовали люди в годы войны. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам. Для нас с вами война – это история. Но мы должны знать эту историю и помнить всех тех, кто погиб, защищая Родину, чтобы мы с вами жили мирно и счастливо.

Помните!

Через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните! (Р. Рождественский «Реквием»)

2-ой ведущий: Программа «Никто не забыт, ничто не забыто!» состоит из конкурсов, игр и эстафет. В ней будут принимать участие две команды подготовительных групп: «Смельчаки» и «Храбрецы».

1-ый ведущий: Первый конкурс нашей программы «Что вы слышали о войне?»

Ведущий по очереди задает вопросы каждой команде. Примерные вопросы для команд:

– Какое событие ежегодно празднуется 9 мая?

– Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 мая?

– Когда началась война: в каком месяце, какого числа?

– Сколько лет она продолжалась?

– Как называлась наша страна в то время?

– Какое государство напало на нашу страну?

– Как называется праздничный проход всех видов и родов войск по Красной площади?

– Где состоялся 1-ый парад Победы?

– Как называют людей, прошедших войну и дошивших до наших дней?

– Что мы должны сделать, если 9 мая встретим ветерана?

– Почему народ одержал победу над фашизмом?

– Каким образом люди, находившиеся за линией фронта, помогли приблизить день Победы?

– Чем награждали героев войны?

– Назовите города-герои.

2-ой ведущий: А сейчас, дети, я предлагаю вам перенестись в те далекие времена, 75 лет назад. Итак: летняя июньская ночь, 1941 год…(звучит мелодия вальса).

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось. (С. Щипачев)

Вальс обрывается. Звучит в записи голос Ю.Б.Левитана «Внимание, внимание…». На экране – заставка «Родина-мать зовет!».

Вот так началась война длинная, страшная, голодная и холодная, принесшая много страданий и горя нашему народу. Тревожно и призывно звучали слова главной песни «Священная война».

В этой песне поется про отвагу в бою

И про смерть ради жизни,

И про верность свою

Нашей славной отчизне. (И. Шмелев)

Дети слушают один куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

1-ый ведущий: Ребята! Не только песни призывали на борьбу с фашизмом, а также расклеенные повсюду военные плакаты.

Следующий конкурс нашей программы «Собери военный плакат».

Дети собирают плакат из разрезанных частей и читают надпись на плакате. В конкурсе участвуют по 3 человека от команды.

Фотография 4

2-ой ведущий в это время проводит с остальными участниками игру «Разведка, парад, засада». Правила игры: по команде «разведка» – дети на месте идут на носках, «парад» — маршируют, «засада» – приседают и замирают.

1-ый ведущий: В годы Великой Отечественной войны было написано много песен. Песни военных лет – это особые песни: они поднимали солдат не только на подвиги, песни переносили солдата в родные края, они вспоминали своих родных и близких.

Продолжаем нашу программу – «Музыкальный конкурс».

Каждая команда отгадывает по две песни и поет по одному куплету (например, «Катюша», «День Победы», «Синий платочек», «Шли солдаты»).

Фотография 5

2-ой ведущий: Недолгими были передышки на фронте. И снова рвались снаряды, свистели пули, медсестры бесстрашно выносили с поля боя раненых, перевязывали им раны, отправляли в медсанчасть. Их солдаты называли «боевыми подругами».

Конкурс «Боевые подруги» — в конкурсе участвуют по два мальчика и по две девочки – по сигналу «Раз, два, три!» «медсестра», низко наклонившись, должна добежать до раненого, перевязать руку или ногу и вместе с ним вернуться в «санчасть».

Фотография 6

1-ый ведущий: В Великой Отечественной войне принимали участие разные виды войск (авиация, флот, пехота), использовалось разное вооружение и боевая техника (самолеты, корабли, танки, зенитные орудия, автоматы, винтовки), принимали участие военные разных специальностей (разведчики, саперы, снайперы, танкисты, летчики и другие). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе.

Где воевали:

– военный флот (на море, на воде, под водой);

– авиация (в небе, в воздухе);

– пехота (на суше, на земле).

Все войска сражались героически на всех фронтах.

Приглашаю по три участника от каждой команды на конкурс «Аэродром».

Дети складывают из бумаги самолеты.

Фотография 7

2-ой ведущий с остальными участниками проводит игру «Назови боевую технику»:

– Стальная птица по небу летает, отдыха не знает? (самолет)

– Сидят черные старушки. Если охнут – люди глохнут? (пушки)

– Ползет черепаха, стальная рубаха. Враг в овраг, и она там, где враг? (танк)

– Под водой железный кит, днем и ночью он не спит. Не до снов тому киту: он и ночью на посту? (подводная лодка)

1-ый ведущий: Нашу программу «Никто не забыт, ничто не забыто!» продолжает игра «Продолжи пословицу».

– Родина-мать – надо ее… (защищать).

– Один в поле… (не воин).

– За край родной иди бесстрашно… (в бой).

– Когда народ един – он…(непобедим).

2-ой ведущий: Очень важной во время войны была профессия снайпер. Кто такой снайпер? (Ответы детей.)

Проводится эстафета «Снайперы». Участники команд должны попасть мешочком с песком во «вражеский» грузовик, который везет боеприпасы. Нельзя подходить близко к грузовику, иначе можно «взорваться». Побеждает та команда, у которой больше попаданий.

1-ый ведущий: В годы войны написано много стихов, посвященных подвигу солдата, их героизму, храбрости и стойкости.

Следующий конкурс – «Поэтический».

По два участника от каждой команды читают стихи о Родине, о войне, о солдате.

2-ой ведущий: А что делали в войну разведчики? Какая у них была задача? (ответы детей). Разведчики должны обладать очень хорошей памятью (феноменальной), внимательностью, наблюдательностью. Вот сейчас и проверим, какие разведчики в каждой команде.

Конкурс «Разведчик». По одному участнику от команды: дети встают спиной друг к другу и отвечают на вопросы ведущего о внешности, одежде, особенностях человека, стоящего у него за спиной (например, в каких туфлях твой «враг», какого цвета рубашка, что нарисовано на футболке, есть ли на платье оборки и т.п.).

1-ый ведущий: А сейчас очень важный конкурс нашей программы «По страницам боевой славы».

Дети называют героев Великой Отечественной войны и рассказывают об их подвигах. На экране появляются портреты названных героев, а также памятники и мемориалы в честь их.

                    

Фотографии 8–11 

2-ой ведущий: Наша игровая программы подошла к концу. Мы от души поздравляем всех с праздником Великой Победы. И всегда будем помнить о тех, кто завоевал ее для нас. Наша память о них бессмертна.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым, и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя!

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей!

Поклонимся за тот великий бой! (М.Львов)

Всех павших за Родину и отдавших жизнь за мир и счастье на земле, почтим минутой молчания. Звучит метроном.

Команды награждаются дипломами за участие в информационно-игровой программе «Никто не забыт, ничто не забыто!»/ Под музыку «День Победы» дети уходят из музыкального зала.

Заключение

Авторы данной статьи утверждают, что информационно-игровая программа «Никто не забыт, ничто не забыто!» привлекла внимание старших дошкольников к героическим страницам истории нашей Родины, а также способствовала созданию условий для систематизации знаний о Великой Отечественной войне, о празднике Великой Победы, о почтении памяти погибших, формированию у дошкольников чувства уважения к ветеранам, гордости за свою Родину, пополнению словарного запаса. И самое главное: дети стали более осознанно относится к празднованию Дня Победы, необходимости возлагать цветы к памятникам и чтить память павших героев.

Список литературы:

1. Беседы о войне: энциклопедия для малышей/Е.Ульева. Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
2. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Плакаты ВОВ // Яндекс.картинки. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%D0%BE%D0%B2%201941-1945%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz (дата обращения: 25.05.2017).
4. Ромашкова Е.И. «День защитников Отечества», М., 2000.
5. Формирование нравственного здоровья дошкольников/Занятия, игры, упражнения Занятия, игры, упражнения / Под. редакцией Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. М.: Сфера ТЦ, 2002.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.