Помните!
Через века, через года, –
помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, –
помните!
Р. Рождественский
С каждым годом все дальше от нас тот памятный, великий и светлый день – День Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше остается тех людей, которые были непосредственными участниками той войны, кому мы благодарны за мир и счастье на земле. Подрастающее поколение забывает, а чаще уже и не знает, как важно помнить об этом дне и чтить память погибших.
Великая Отечественная война для современных детей – далекая история. Им очень трудно представить себе военное время и ту боль, которую тогда чувствовали люди. Но если мы не передадим детям то, что хранится в нашей памяти, как свидетельство того, что пережили наши прадедушки и прабабушки, то связь времен прервется. Нельзя воспитать настоящего человека, забывая историю своей страны. Не зная своего прошлого, мы не сможем достойно вырастить новое поколение.
Уважение к своей стране, к ее истории, к традициям является основой любого воспитания. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одно из важных направлений в работе педагогов. Именно оно должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить настоящих патриотов, любящих свою Родину. Начинать это делать нужно как можно раньше, пока в ребенке не иссяк интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Учитывая, что дошкольники очень любознательны и восприимчивы, умеют искренне сопереживать и сочувствовать, мы, взрослые (педагоги и родители), должны рассказывать об этом празднике, учить детей уважительно относиться к ветеранам и чтить память погибших.
Работая с детьми с ОВЗ (с нарушением зрения), нужно отметить, что у них сложнее и дольше формируются понятия патриотизма, гражданственности и долга. Поэтому мы, педагоги ставим перед собой на своих занятиях следующие задачи:
– отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
– обеспечить возможность для самореализации, социализации воспитанников;
– демонстрировать воспитанникам значимость их деятельности.
Следуя традиции празднования Дня Победы и, исходя из задач патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, в нашей школе ежегодно составляется план мероприятий по патриотическому воспитанию.
Все специалисты совместно со старшим воспитателем в фойе на втором этаже здания оформили уголок «Никто не забыт, ничто не забыто!», в котором разместили на стенах репродукции картин о войне, стенд «Дети-герои», фотографии ветеранов и участников Великой Отечественной войны (родственников воспитанников), поставили муляж Вечного огня.
Фотография 1
Здесь мы проводим беседы о войне, о детях-героях, погибших в годы войны, учим детей как возлагать цветы к памятникам, как вести себя в минуту молчания, читаем стихи о войне, поем военные песни.
Для того чтобы рассказать детям о событиях военных лет, мы подготовили видеопрезентации «Военная хроника», «Памятники погибшим героям», была организована экскурсия в мини-музей Боевой славы школы, где дети слушали рассказы учеников о войне, рассматривали макеты Брестской крепости, сделанные самими учениками, а также разные экспонаты (каски, пилотки, котелки, кружки, ложки, фляжки и др.).
Фотографии 2–3
На коррекционно-развивающих занятиях тифлопедагогом был проведен блиц-опрос на тему «Что вы знаете и слышали о войне?» Анализ результатов блиц-опроса показал, что дети подготовительных групп имеет скудные представления о героях Великой Отечественной войны, о родах и видах войск, о боевой технике, об истории возникновения праздника Победы. Поэтому детям были даны домашние задания: совместно с родителями посмотреть фильмы о войне, составить рассказы о подвигах героев, нарисовать рисунки на тему «Боевая техника». А также на занятиях учителей-дефектологов дети учили стихи и пословицы о Родине, о солдате, о войне, рассматривали открытки из цикла «Города-герои», плакаты и иллюстрации с фрагментами военных лет, ордена и медали, составляли картинки из частей.
Воспитателем по физической культуре проводились эстафеты «Снайперы», «Разведчик», «Саперы», «Связисты», «Танкисты», «Летчики». Таким образом, дети узнавали о военных профессиях.
Итоговым мероприятием было проведение информационно-игровой программы «Никто не забыт, ничто не забыто!», сценарий которой предлагаем вашему вниманию.
Цель: способствовать созданию условий для систематизации у детей старшего дошкольного возраста знаний о Великой Отечественной войне, о празднике великой Победы, о почтении памяти погибших.
Задачи:
– образовательные: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; формировать чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому; продолжать знакомить с песнями военных лет, со стихами и пословицами на военную тему; способствовать формированию личностного отношения к произошедшим событиям; подвести к пониманию того, что подвиги совершаются обычными людьми; формировать сознание того, что нет ничего важнее мира на земле; активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать; реагировать на высказывания партера; активно поддерживать находчивость, любознательность, инициативу ответов на вопросы;
– воспитательные: воспитывать уважение к памяти павших бойцов, ветеранов Великой Отечественной войны; воспитывать познавательную активность; воспитывать чувство гордости за воинов и народ, стойко переносивших невзгоды войны, за сплоченность всего народа, за их мужество и отвагу; вызывать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны; воспитывать стремление быть похожими на героев Великой Отечественной войны;
– развивающие: развивать память, мышление, внимание, речь; развивать умение анализировать и применять исторические знания; развивать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам-героям Великой Отечественной войны, которое выражалось бы в желании сострадать и подражать им.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне; рассматривание картин и репродукций на тему войны; разучивание стихов, песен и пословиц о войне; беседы о Великой Отечественной войне в детском саду и дома; просмотр телепередач, кинофильмов о Великой Отечественной войне дома; прослушивание песен, стихов, рассказов на военную тематику в исполнении известных артистов, певцов; показ презентаций на тему «Великая Отечественная война»; показ презентаций на тему «Памятники героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны»; проведение соревнований, игр-эстафет с военной тематикой (снайперы, разведчики, летчики, саперы, связисты, танкисты, моряки).
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; два военных плаката, разрезанных на части; два стола и два стула; бинты; 10 листов бумаги; две машины (грузовика); 10 мешочков с песком.
Ход программы
Дети входят в музыкальный зал под музыку «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).
1-ый ведущий: Здравствуйте, дети, и уважаемые взрослые! Я рада всех вас видеть в нашем зале. Сегодня мы проведем с вами информационно-игровую программу «Никто не забыт, ничто не забыто!», посвященную. празднику Победы.
2-ой ведущий: День Победы – самый главный и светлый праздник. В этот день мы радуемся и грустим. Мы с вами родились и выросли в мирное время. Нам очень трудно представить себе военное время, так как мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что значит жить в неотапливаемых зимой квартирах, мы не знаем, что такое скудный военный паек.
В исполнении педагогов звучит стихотворение Светланы Сирены «Дети войны: Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбежек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь полыни и сейчас на губах.
Дети войны! Как вы голодали!
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали… Война!
1-ый ведущий: Нам трудно представить себе боль, которую чувствовали люди в годы войны. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам. Для нас с вами война – это история. Но мы должны знать эту историю и помнить всех тех, кто погиб, защищая Родину, чтобы мы с вами жили мирно и счастливо.
Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните! (Р. Рождественский «Реквием»)
2-ой ведущий: Программа «Никто не забыт, ничто не забыто!» состоит из конкурсов, игр и эстафет. В ней будут принимать участие две команды подготовительных групп: «Смельчаки» и «Храбрецы».
1-ый ведущий: Первый конкурс нашей программы «Что вы слышали о войне?»
Ведущий по очереди задает вопросы каждой команде. Примерные вопросы для команд:
– Какое событие ежегодно празднуется 9 мая?
– Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 мая?
– Когда началась война: в каком месяце, какого числа?
– Сколько лет она продолжалась?
– Как называлась наша страна в то время?
– Какое государство напало на нашу страну?
– Как называется праздничный проход всех видов и родов войск по Красной площади?
– Где состоялся 1-ый парад Победы?
– Как называют людей, прошедших войну и дошивших до наших дней?
– Что мы должны сделать, если 9 мая встретим ветерана?
– Почему народ одержал победу над фашизмом?
– Каким образом люди, находившиеся за линией фронта, помогли приблизить день Победы?
– Чем награждали героев войны?
– Назовите города-герои.
2-ой ведущий: А сейчас, дети, я предлагаю вам перенестись в те далекие времена, 75 лет назад. Итак: летняя июньская ночь, 1941 год…(звучит мелодия вальса).
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось. (С. Щипачев)
Вальс обрывается. Звучит в записи голос Ю.Б.Левитана «Внимание, внимание…». На экране – заставка «Родина-мать зовет!».
Вот так началась война длинная, страшная, голодная и холодная, принесшая много страданий и горя нашему народу. Тревожно и призывно звучали слова главной песни «Священная война».
В этой песне поется про отвагу в бою
И про смерть ради жизни,
И про верность свою
Нашей славной отчизне. (И. Шмелев)
Дети слушают один куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).
1-ый ведущий: Ребята! Не только песни призывали на борьбу с фашизмом, а также расклеенные повсюду военные плакаты.
Следующий конкурс нашей программы «Собери военный плакат».
Дети собирают плакат из разрезанных частей и читают надпись на плакате. В конкурсе участвуют по 3 человека от команды.
Фотография 4
2-ой ведущий в это время проводит с остальными участниками игру «Разведка, парад, засада». Правила игры: по команде «разведка» – дети на месте идут на носках, «парад» — маршируют, «засада» – приседают и замирают.
1-ый ведущий: В годы Великой Отечественной войны было написано много песен. Песни военных лет – это особые песни: они поднимали солдат не только на подвиги, песни переносили солдата в родные края, они вспоминали своих родных и близких.
Продолжаем нашу программу – «Музыкальный конкурс».
Каждая команда отгадывает по две песни и поет по одному куплету (например, «Катюша», «День Победы», «Синий платочек», «Шли солдаты»).
Фотография 5
2-ой ведущий: Недолгими были передышки на фронте. И снова рвались снаряды, свистели пули, медсестры бесстрашно выносили с поля боя раненых, перевязывали им раны, отправляли в медсанчасть. Их солдаты называли «боевыми подругами».
Конкурс «Боевые подруги» — в конкурсе участвуют по два мальчика и по две девочки – по сигналу «Раз, два, три!» «медсестра», низко наклонившись, должна добежать до раненого, перевязать руку или ногу и вместе с ним вернуться в «санчасть».
Фотография 6
1-ый ведущий: В Великой Отечественной войне принимали участие разные виды войск (авиация, флот, пехота), использовалось разное вооружение и боевая техника (самолеты, корабли, танки, зенитные орудия, автоматы, винтовки), принимали участие военные разных специальностей (разведчики, саперы, снайперы, танкисты, летчики и другие). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе.
Где воевали:
– военный флот (на море, на воде, под водой);
– авиация (в небе, в воздухе);
– пехота (на суше, на земле).
Все войска сражались героически на всех фронтах.
Приглашаю по три участника от каждой команды на конкурс «Аэродром».
Дети складывают из бумаги самолеты.
Фотография 7
2-ой ведущий с остальными участниками проводит игру «Назови боевую технику»:
– Стальная птица по небу летает, отдыха не знает? (самолет)
– Сидят черные старушки. Если охнут – люди глохнут? (пушки)
– Ползет черепаха, стальная рубаха. Враг в овраг, и она там, где враг? (танк)
– Под водой железный кит, днем и ночью он не спит. Не до снов тому киту: он и ночью на посту? (подводная лодка)
1-ый ведущий: Нашу программу «Никто не забыт, ничто не забыто!» продолжает игра «Продолжи пословицу».
– Родина-мать – надо ее… (защищать).
– Один в поле… (не воин).
– За край родной иди бесстрашно… (в бой).
– Когда народ един – он…(непобедим).
2-ой ведущий: Очень важной во время войны была профессия снайпер. Кто такой снайпер? (Ответы детей.)
Проводится эстафета «Снайперы». Участники команд должны попасть мешочком с песком во «вражеский» грузовик, который везет боеприпасы. Нельзя подходить близко к грузовику, иначе можно «взорваться». Побеждает та команда, у которой больше попаданий.
1-ый ведущий: В годы войны написано много стихов, посвященных подвигу солдата, их героизму, храбрости и стойкости.
Следующий конкурс – «Поэтический».
По два участника от каждой команды читают стихи о Родине, о войне, о солдате.
2-ой ведущий: А что делали в войну разведчики? Какая у них была задача? (ответы детей). Разведчики должны обладать очень хорошей памятью (феноменальной), внимательностью, наблюдательностью. Вот сейчас и проверим, какие разведчики в каждой команде.
Конкурс «Разведчик». По одному участнику от команды: дети встают спиной друг к другу и отвечают на вопросы ведущего о внешности, одежде, особенностях человека, стоящего у него за спиной (например, в каких туфлях твой «враг», какого цвета рубашка, что нарисовано на футболке, есть ли на платье оборки и т.п.).
1-ый ведущий: А сейчас очень важный конкурс нашей программы «По страницам боевой славы».
Дети называют героев Великой Отечественной войны и рассказывают об их подвигах. На экране появляются портреты названных героев, а также памятники и мемориалы в честь их.
Фотографии 8–11
2-ой ведущий: Наша игровая программы подошла к концу. Мы от души поздравляем всех с праздником Великой Победы. И всегда будем помнить о тех, кто завоевал ее для нас. Наша память о них бессмертна.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя!
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей!
Поклонимся за тот великий бой! (М.Львов)
Всех павших за Родину и отдавших жизнь за мир и счастье на земле, почтим минутой молчания. Звучит метроном.
Команды награждаются дипломами за участие в информационно-игровой программе «Никто не забыт, ничто не забыто!»/ Под музыку «День Победы» дети уходят из музыкального зала.
Заключение
Авторы данной статьи утверждают, что информационно-игровая программа «Никто не забыт, ничто не забыто!» привлекла внимание старших дошкольников к героическим страницам истории нашей Родины, а также способствовала созданию условий для систематизации знаний о Великой Отечественной войне, о празднике Великой Победы, о почтении памяти погибших, формированию у дошкольников чувства уважения к ветеранам, гордости за свою Родину, пополнению словарного запаса. И самое главное: дети стали более осознанно относится к празднованию Дня Победы, необходимости возлагать цветы к памятникам и чтить память павших героев.
Список литературы: