Рубрики
Дошкольное образование

«Из конструктора такого, что ни сделай – все толково!»

Конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания дошкольника. Являясь обязательным компонентом программы дошкольного образования, конструирование способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, формирует умение читать и использовать схемы, создавать объемные постройки, выполнять задание по образцу, изменять постройки, сравнивать, анализировать, обобщать, а также наблюдать и экспериментировать.

0
Головина Людмила Геннадьевна,
методист
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий № 1347»,
metodkabinet1347@mail.ru
Дьячкова Светлана Юрьевна,
воспитатель ДО № 3
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий № 1347»,
swetuschka@mail.ru

Конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания дошкольника. Являясь обязательным компонентом программы дошкольного образования, конструирование способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, формирует умение читать и использовать схемы, создавать объемные постройки, выполнять задание по образцу, изменять постройки, сравнивать, анализировать, обобщать, а также наблюдать и экспериментировать.

В процессе конструирования активно развивается речь дошкольника и его математические способности: закрепляются знания о цвете, форме, величине, материалах, пространственном расположении. Конструирование, как вид детской деятельности, прекрасно подходит как для самостоятельной, так и для коллективной игры.

Конструктор с соединением по принципу вдвигания выступа одной детали в паз другой представляет собой набор пластмассовых деталей 5-ти цветов типа «решетка» с соединением паз в паз. Конструктор дополнен деталями в виде палочек, дуг, а также фигурами животных и людей. Один комплект конструктора рассчитан на одного или нескольких детей, в зависимости от сложности задания.Для игры с этим конструктором могут понадобиться схемы, игровые поля, карточки. Детали конструктора можно выкладывать как на схему, так и рядом с ней (Фотография 1).

Фотография 1

Знакомство с этим конструктором можно начинать с детьми трехлетнего возраста: предложить рассмотреть вместе детали, показать принцип соединения, собрать дорожку (коврик, кубик), трансформировать кубик в постройку.

Дети 5–7 лет справятся с такими заданиями:

– чтение схем конструктора с более сложной трансформацией из плоского вида в объемный;

– выполнение дополнительных усложняющих заданий;

– коллективные постройки по условию и замыслу.

Выполняя предложенные задания, ребенок подбирает детали, которые соответствуют условию, используя как детали одного, так и 5-ти цветов.

Для эффективной организации занятий конструированием с дошкольниками следует помнить о следующем алгоритме:

1. Создание заинтересованности (сюрпризный или игровой момент).

2. Обследование объекта (образца, схемы).

3. Создание объекта детьми.

4. Помощь педагога в ходе конструирования (советы, уточнения, напоминания, поисковые вопросы).

5. Анализ постройки.

6. Обыгрывание.

Перед конструированием «Дорожки для Красной Шапочки» с детьми 4–5 лет педагог предлагает помочь Красной Шапочке добраться до бабушки по тропинке так, чтобы не встретиться с Волком.

В процессевыполнения заданияу детей:

– формируется умение собирать плоскостную фигуру из строительного материала по условию, используя детали двух цветов;

– формируется умение анализировать свою постройку;

– развивается способность работать индивидуально;

– развивается творческое воображение (Фотография 2).

Фотография 2

Выкладывая «Разноцветный коврик для героев сказок» с 4–5 лет, педагог:

– формирует у дошкольников умение собирать плоскостную фигуру из строительного материала по схеме, используя детали нескольких цветов;

– развивает у детей способности устанавливать пространственное расположение деталей конструктора относительно друг друга;

– закрепляет навыки счета (Фотография 3).

Фотография 3

Используя конструктор с соединением по принципу вдвигания выступа одной детали в паз другой, младшие дошкольники знакомятся с построением куба и пробуют трансформировать его из объемной фигуры в плоскостную форму. Делают вывод о том, что куб состоит из шести граней.

Освоив способы конструирования куба, малыши приобретают опыт создания объемных построек (Фотография 4).

 

Фотография 4

Развитию пространственного воображения младших дошкольников способствует творческое конструирование по заданию «Мебель для кукол» с использованием дополнительных деталей в виде палочек, игрушек для обыгрывания постройки (Фотография 5).

 

Фотография 5

Познакомив дошкольников с профессией «Паркетчик», педагог предлагает детям 5–7 лет создать «Узоры паркета» по схеме, составленной на основе методики доктора педагогических наук В.М. Когана (1903–1985) с целью выявления параметров внимания: удержания, распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Ребенку предлагается таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесено буквенное обозначение каждого горизонтального ряда и наверху по горизонтали – цифровое обозначение каждого столбца. С помощью «ключа» ребёнок выкладывает паркетный узор. Выполняя задание, старший дошкольник приобретает опыт удержания инструкции, возможность программирования порядка действий, развитие пространственных представлений.

Анализируя выполненное задание, педагог закрепляет знания детей таких понятий, как «вертикаль», «горизонталь», формирует умение счета «тройками», «четверками» (Фотография 6).

 

Фотография 6

Конструируя «Многоэтажный дом» по предлагаемой схеме,дети трансформируют плоскостную форму в объемную постройку. В процессе достраивания уже созданной конструкции многоэтажного дома, дошкольники могут свободно создавать разного вида пространства: увеличивать и уменьшать количество этажей, создавать многоподъездные дома и др. Работа со схемами формирует у детей умение читать простейшую графическую информацию (Фотография 7).

Фотография 7

Творческое конструирование «Зоопарк» с использованием дополнительных деталей в виде палочек, дуг, фигурок животных и людей:

– развивает комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, творческое воображение;

– совершенствует умение организовывать пространство для конструирования;

– формирует опыт моделирования и планирования деятельности;

– развивает умение конструировать различные предметы забора, объединять постройки единым сюжетом (Фотография 8).

Фотография 8

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.