Рубрики
Дошкольное образование

Викторина как форма организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания, а экологическое воспитание предполагает формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим предметам. В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему природному миру. Одной из форм экологического воспитания является проведение викторин, значение которых для детей трудно переоценить.

0
Никитина Ольга Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1358 ДО “Родничок-2”»,
19.nikitina.olga65@gmail.com

Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания, а экологическое воспитание предполагает формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим предметам. В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему природному миру. Одной из форм экологического воспитания является проведение викторин, значение которых для детей трудно переоценить.

Работая воспитателем уже много лет, я всегда стремлюсь в своей работе  использовать разнообразные методы и приемы, чтобы детям было интересно. А викторина для детей – это всегда интересно и увлекательно. Я использовала соревновательные экологические игры в основном на занятиях. В ходе работы заметила у детей интерес к этому виду игр. Это побудило меня углублённо поработать над вопросом использования викторин в экологическом образовании старших дошкольников.

Известно, что викторина – это игра в ответы на определенную тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержать в себе элементы занимательности, быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в короткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от правильного ответа и демонстрация своих способностей приносит детям  много радости и эмоций.

Роль викторины, как развлечения, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуального развития, так как пробуждает любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций с элементами мультимедиа: двигающиеся картинки, звуковые эффекты, необычные вставки, озвученный персонаж, открывающиеся и закрывающиеся окошки, и многое другое. Поэтому я активно в своей работе использовала такой вид викторины.

Каждый раз подготавливая материал, я понимала, что викторина требует наличия у детей определенных знаний, представлений, обобщений. Поэтому я подготавливала детей в разных видах деятельности: НОД, в сравнительных беседах, итоговых обобщающих беседах по определенной теме, в комплексных занятиях, наблюдениях на прогулке. Ведь чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем самым активней становится их участие и интересней проходит развлечение. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, я широко использовала в викторинах наглядный материал: картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны были дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод. Чтобы вызвать у детей интерес к викторине, желание играть, я тщательно продумывала различные приемы: использование загадок, считалки, сюрпризные моменты, вопросы. Причем вопросы должны были полностью отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые получили дети в процессе работы над темой или по сезону.

Включала в викторину и художественное слово. Я использовала его в разных вариантах. Вначале как какой-то организующий момент, например: речевка, загадка, стихотворение. В других случаях, как заставку в  игре  или как заключительное слово. А иногда художественное слово составляло основу вопроса или ответа, в таких заданиях, например, как разгадывание кроссворда. Вносят разнообразие в викторины и загадки. Большой интерес у детей вызывал такой прием как словотворчество. Использовала такие задания, как подобрать рифмы к заданному слову природоведческого характера. Это задание я давала сама или команды друг другу. Я считаю, что в викторинах словесные дидактические игры можно использовать для расширения и активизации словаря детей, для обогащения их представлений о признаках и свойствах объектов природы. Я использовала дидактические игры «Кто больше назовет» слов-действий, слов-определений о животных, птицах, деревьях, дожде, снеге ( по теме викторины).

А на практическом опыте, думаю, что очень хорошо проводить и показывать для детей игровые и интеллектуальные викторины. Лучше всего использовать викторину как итог работы над темой, в экологических тематических праздниках и развлечениях.

Примером таких праздников и развлечений у нас был тематический вечер в виде викторины для детей старших и подготовительных к школе групп «Знаешь ли ты лес?», целью которого было обобщить и систематизировать знания о лесе, продолжать прививать любовь к природе и формировать бережное отношению к ней.

Чтобы создать атмосферу игры и сохранить дух соревновательности, у нас было 4 команды участников по пять человек от каждой группы. Остальные дети были зрителями. На мероприятие мы пригласили также родителей детей. Для детей мы подготовили несколько интересных заданий.

Сюрпризным моментом стало появление Сороки (роль взрослого) (Фотография 1).

Фотография 1

Дети с увлечением вместе с сорокой отгадывали загадку о ней, сыграли в речевую пальчиковую игру «Приглашение на лесную прогулку». Дальше  шла озвученная компьютерная презентация со звуками природы и голосами животных.

Первым заданием было узнать по описанию животное леса и поселить это животное в свое жилище. Сначала детям зачитывался описательный рассказ о животном леса, потом на экране появлялись картинки с изображением этого животного. Каждой команде давалось по два животных. Дети радовались появлению картинок и движению животных в игре «Кто, где живет?», хлопали в ладоши.

Вторым заданием «Детки с ветки» было – определить с какого дерева или кустарника леса плод или семена. Небольшая подсказка и картинки помогли детям правильно и быстро называть отгадки.

Для отдыха детей провели подвижную дидактическую игру «Дары леса» по сбору разных даров леса в форме соревнования. Дети болели друг за друга, за свою команду, за других участников. Игра проходила в быстром темпе и с музыкальным сопровождением (Фотография 2).

Фотография 2

Очень понравилось детям разгадывать вместе с сорокой «Лесные загадки» и логические вопросы (Фотография 3 и 4).

 

Фотографии 3–4

Каждая команда вместе совещались, отвечали, подсказывали бескорыстно своим и другим детям, думали, радовались. Все это очень стимулирует детей, делает игру интересной, вызывает желание дать как можно больше правильных ответов и победить. Им в полной мере удалось продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

Для всех детей мы организовали музыкальную разминку «Лесные обитатели». При показе картинки нужно было двигаться под музыку, как это животное. Всем было весело и смешно. Дети отдохнули и посмеялись (Фотография 5).

Фотография 5

Очень здорово получилось у детей выполнение домашнего задания «Правила поведения в лесу». Каждой командой были нарисованы красивые плакаты по охране природы самими детьми и совместно с родителями. Команде нужно было рассказать о двух правилах поведения в лесу. Дети заинтересованно рассказывали о правилах поведения в лесу. Дети-зрители активно помогали и дополняли рассказы детей (Фотографии 6 и 7).

 

Фотографии 6–7

Под конец викторины дети вместе с Сорокой разгадывали «Лесной кроссворд» и читали слова в клетках (Фотография 8).

Фотография 8

В итоге получилось слово «ПРИРОДА». И это вызвало большой подъем и у зрителей и у команд.

Ну и как же без наград? Все команды получили грамоты за участие и сладкие подарки. Закончился вечер «Большим хороводом». Все: и дети, и взрослые – дружно пели, танцевали и радовались.

Результатом моей работы по использованию викторин в экологическом образовании старших дошкольников стало повышение уровня освоения программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Показательным, на мой взгляд, является изменение содержания самостоятельной экологически направленной деятельности детей: эмоциональные рассказы о природе, свои наблюдения, суждения. Дети давали оценки негативным проявлениям к природе со стороны других людей. Также очень изменились их самостоятельные рисунки, они много рисовали на природоведческие темы. Рисунки детей стали более выразительными и яркими, насыщенными по содержанию добротой и сочувствием ко всему живому миру. Дети охотно учили стихи о природе, животных и лесе. Стали играть в экологические настольно – печатные игры. Они включали викторины в разные сюжетно-ролевые игры, часто просили меня поиграть с ними в викторину в свободное время, на прогулках и вечером. Это говорит о том, что викторина, заняв достойное место в экологическом образовании детей, сыграла заметную положительную роль в экологическом развитии детей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.