Рубрики
Биология

Информационные технологии на уроках биологии

Что для меня учитель, компетентный в области IT? Это педагог, который использует информационные технологии для решения повседневных педагогических задач, внедряет новые технологические приёмы в традиционные, устоявшиеся формы работы.

0
Бобряшова Ирина Александровна,
учитель биологии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 329 имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова»,
bobryashoff@yandex.ru

Что для меня учитель, компетентный в области IT? Это педагог, который использует информационные технологии для решения повседневных педагогических задач, внедряет новые технологические приёмы в традиционные, устоявшиеся формы работы.

Интерактивные доски в учебных кабинетах – это уже привычная картина, но всё-таки большинство учителей не использует интерактивные возможности, или педагоги используют готовые цифровые образовательные ресурсы, созданные коллегами. Я активно использую возможности ActiveInspire и создаю для своих учеников интерактивные задания для разных этапов урока. Это и схемы, которые можно собирать как конструктор, и таблицы, где перемешаны ячейки и, чтобы их поставить на место, ребятам приходится искать информацию в тексте. Такая работа всегда вызывает в классе живой интерес.

Уже более 10 лет я использую различные компьютерные программы и приложения для подготовки к урокам, вырезаю и монтирую видеофрагменты из научно-популярных и учебных фильмов. В 2006 году в журнале «Биология в школе» вышла моя статья «Использование научно-популярных фильмов на уроках биологии», в которой предложена технология отбора и подготовки видеофрагментов, а также варианты их эффективного применения на разных этапах урока. Создаю сложные анимированные презентации в программе «PowerPoint». Использую возможности программы «Publisher», чтобы подготовить иллюстрированные обучающие модули для практических и самостоятельных работ. Такие модули получаются яркими, интересными, позволяющими реализовать деятельностный подход в обучении. В программе «HotPotatoes»  легко можно создать тесты и кроссворды. Причем, на уроке вовсе не обязательно выдавать ученику распечатанный тест или кроссворд, он выполняется прямо на планшете, а результат виден сразу. Никакой дополнительной проверки.

Все большей популярностью пользуются дистанционные образовательные технологии. С 2008 года я стала участницей нового тогда проекта «Школа информатизации» и за два года разработала три дистанционных курса на платформе Moodleдля своих учеников. А в 2015 году педагогический коллектив нашей школы принял решение о создании своего дистанционного пространства для образовательного комплекса. Изначально потребовалась помощь системного администратора, но теперь администратором сайта являюсь я и в нашем пространстве уже более 70 курсов дистанционной поддержки предметов. В том числе и мои курсы по биологии. Дистанционный курс помогает решать сразу несколько педагогических задач: повторение материалов урока, работа с отстающими и часто болеющими детьми, подготовка к итоговой аттестации, прохождение тестов и выполнение интерактивных заданий в индивидуальном темпе и др. Но дистанционное пространство имеет особенность – оно не является полностью открытым для всех пользователей сети интернет, а вот личный сайт открыт для всех. Мой сайт – это не страничка педагога в социальной сети работников образования, это полноценный сайт на платформе WordPress, с собственным доменным именем. И я никого не привлекала к его созданию. Училась всё делать сама. Информация на сайте  – это мое портфолио, методические разработки, материалы к урокам, подготовка к ГИА, результаты участия моих учеников в конкурсах и олимпиадах.

В настоящее время в кабинетах биологии появляется новая современная микроскопическая техника. Это не только новые микроскопы, но и видеокамеры-окуляры, штативные камеры, планшеты с установленными программами распознавания изображений. Мне показалось интересным не просто использовать это оборудование на практических работах, но и изменить вид отчетности ученика по практической работе. Теперь многие лабораторные работы мы с ребятами проводим в компьютерном классе. И вместо разглядывания объекта в окуляр микроскопа ученик выводит изображение через видео-окуляр на экран монитора, где я могу указать на конкретный объект, клетку. А вместо зарисовки объекта – микрофотография. Деятельность учащихся пошагово расписана в инструкции, а итоговый отчёт по практической работе ребята выполняют на компьютере с помощью шаблона Microsoft Office Publisher. В итоге получается презентационная страница (отчет) с микрофотографиями, подписями, сопроводительным текстом и выводом.

Весной 2015 года была создана платформа – электронная образовательная среда (московская электронная школа). Творческая группа учителей биологии (и я в их числе) начала в тестовом режиме наполнять эту среду образовательным контентом. А затем наша группа работала над созданием учебного пособия по биологии для 5 и 6 классов. Получились электронные учебники с авторскими текстами, видеофрагментами, фотографиями, интересными заданиями. Мои ученики с удовольствием пользуются этими пособиями при выполнении домашних заданий, а на уроках мы часто обращаемся к сценариям уроков МЭШ.

Возникает вопрос: зачем мне всё это нужно? Ответом на этот вопрос могут быть результаты, которые показывают мои ученики на итоговой аттестации, на олимпиадах разного уровня, на региональных и международных конференциях.

Это не просто моя работа, это мой образ жизни.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0