Рубрики
Дошкольное образование

Москва глазами юных архитекторов. Детское макетирование

Сколько необычных, интересных, удивительных уголков находится в городе Москве!
Разнообразные архитектурные постройки, благоустроенные зеленые уголки, детские площадки, спортивные сооружения позволяют сделать жизнь москвичей наиболее комфортнее и уютнее.

0
Четвертаков Кирилл Викторович,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ
profdetsad@yandex.ru

Сколько необычных, интересных, удивительных уголков находится в городе Москве!

Разнообразные архитектурные постройки, благоустроенные зеленые уголки, детские площадки, спортивные сооружения позволяют сделать жизнь москвичей наиболее комфортнее и уютнее.

Каждый год в Москве осуществляется реконструкция многих сооружений, которые со временем потеряли свой первоначальный облик, вносятся некоторые изменения и в сам объект.

Для осуществления деятельности по реконструкции данных сооружений, а также строительства новых объектов разрабатываются необычные проекты. Одним из этапов осуществления проекта является создание макета архитектурного сооружения, парка, детской площадки и т.д.

Макеты помогают реально представить не только оригинальные и красивые оформления фасадов зданий или парка, но и удобное расположение объекта в городе. Также немаловажным фактором при макетировании объекта является высота здания, размеры, подходы к объекту.

На современном этапе осуществление проектов по реконструкции городской инфраструктуры неотъемлемо связано с пожеланиями москвичей. Для этого созданы электронные сервисы, на которые любой желающий может внести свое предложение.

Хотелось бы отметить, что хорошего специалиста-архитектора можно воспитать уже с самого детства. Тем более что сейчас довольно часто говорят о ранней профориентации и дают возможность ребенку уже дошкольного возраста подробно познакомиться с разными профессиями: строитель, архитектор, конструктор и т.д.

Наблюдая за играми дошкольников в детских садах, педагоги часто отмечают, что дети для создания игровой ситуации используют довольно популярный игровой материал – кубики, кирпичики, воротца, другие геометрические формы. Соединяя между собой простые предметы строительных наборов, далее преобразуя отдельные фрагменты в единую постройку, получаются необычные и интересные конструкции (Фотографии 1–3).

Фотографии 1–3

Опыт маленького строителя еще небольшой. Как правило, образом для создания конструкции дошкольником является увиденное во время прогулки архитектурное сооружение, иллюстрации книги, приложенная схема к строительной игрушке, компьютерная игра.

Но по результатам наблюдения за играми детей стоит отметить следующий интересный факт: создавая собственную постройку, дошкольник находит необычные и оригинальные идеи, внедряя в дальнейшем в собственную конструкцию. В результате получается довольно оригинальное решение.

Например: Ребенок во время прогулки с родителями по парку увидел спортивное сооружение. Проявляя свойственную дошкольникам любознательность, он начинает изучать объект, заглядывая в разные его уголки, рассматривая мелкие детали.

Придя в детский сад, вступает в диалог со сверстниками, рассказывая, куда он ходил с родителями. Это также характерно для дошкольников.

Имея под рукой различный материал (кубики, кирпичики, детали конструкторов и т.д.), ребенок начинает строить данное спортивное сооружение, привлекая к игре сверстников. В процессе игры начинаем наблюдать, что он дополнительно пристраивает фрагменты по своему усмотрению.

Воспитатель спрашивает: «А ты заметил у этого сооружения наклонную дорожку?».

«Нет, ее там не было», – отвечает ребенок.

«Так  почему ты ее пристроил?» – спрашивает воспитатель.

«Чтобы удобнее было на стадион въезжать на велосипеде».

На самом деле, анализируя действия ребенка, убеждаемся, что если в реальной жизни воплотить его предложение, то такие дополнения внесут наибольшую комфортность и удобство пользования объектом.

Рассмотрим другой пример проявления творчества ребенка в совершенствовании городской инфраструктуры – занятие по изобразительной деятельности, например, рисование. Тема: «Мой город».

Детям предлагается изобразить в рисунке  «Город будущего».

В этом варианте дети также на основании увиденного начинают фантазировать и пририсовывать какие-то дополнительные элементы, создавая оригинальные решения, так как процесс воображения является одним из ведущих в дошкольном детстве.

И таких примеров можно привести немало.

Дошкольное макетирование. Проект «Удивительный город»

В настоящее время реализуется  много проектов, в которых принимают участие дошкольные организации. Так давайте же попытаемся организовать проектную деятельность дошкольников в таком направлении, чтобы результатом (продуктом) проекта явилось создание необычного макета здания (фасада здания), парка, спортивной площадки, улицы, музея и других объектов городской инфраструктуры.

В процессе осуществления проектной деятельности хотелось бы предложить детям совместно со взрослыми (родителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования), используя доступный материал, приступить к созданию  макета, в дальнейшем дать обоснование, в чем конкретно созданный объект является оригинальным и необычным.

Ниже рассмотрим примерный алгоритм поэтапного осуществления совместной деятельности ребенка и взрослого для создания макета.

Этапы осуществления проекта

Первым этапом данного проекта является создание фотографического изображения или серии фотографий здания, парка, площадки и т.д. На фотографиях изображается объект в его реальном времени, то есть, каким мы его видим сейчас. Данная фото-серия поможет участникам проекта определиться с тем, как можно усовершенствовать объект или местность.

Рассмотрим пример: «Парк Екатерининский»

Серия фотографических изображений (Фотографии 4–6).

Фотографии 4–6

Взрослый совместно с ребенком рассматривает, анализирует изображения, сделанные во время прогулки. Организуется обсуждение об объектах и их расположение на местности.

На втором этапе ребенку предлагается подумать, какие бы он хотел внести изменения или дополнения в расположение объектов, изменения самого объекта (пристройка, видоизменение фасада, внесение мелких дополнительных элементов).

Предложите ребенку подумать, насколько будут комфортны такие изменения для жителей города.Здесь очень важно выслушать пожелания ребенка и при необходимости направить его дальнейшие действия, дав при этом некоторые рекомендации.

Далее следует создание рисунка или примерного чертежа объекта (Фотографии 7–8).

 

Фотографии 7–8

По QR-коду в небольшом видеосюжете можно наглядно увидеть создание ребенком эскиза будущего макета (Фотография 9).

 

Фотография 9

Видеосюжет можно также просмотреть по ссылке.

Третьим этапом является подготовка необходимого материала, из которого будет создан макет, а также приспособлений и различного вида инструментов.

Ниже приводим небольшую таблицу*, в которой предлагается примерный перечень материала для работы (совместной работы взрослого и ребенка).

МАТЕРИАЛ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ИНСТРУМЕНТЫ
Пенокартон (очень легко режется, склеивается) Кисти для клея (разных размеров)
Плотный картон;  тонкий картон Клей ПВА, Titebond
Кусочки фанеры (полоски, фигурные вырезки) Карандаш (М, ТМ)
Кубики из строительного набора, Ножницы
Детали конструкторов лего, других конструкторов (с возможность скрепления деталей между собой) Наждачная бумага (№№ 2,3,4)
Небольшого размера картонные коробки Небольшого размера круглогубцы и плоскогубцы
Проволока разной длины и диаметра Краска (масляная, акварель, акриловая)
Засушенные растения (цветы, листья, травинки и .т.д.) Лак для покрытия некоторых деталей
Песок, цветной песок, ракушки Разного размера сверла
Мелкие и крупные камешки; стеклышки (обработанные от острых краев), стразы, бусины Режущий инструмент (осуществление работы под контролем взрослого)
Упаковки из-под яиц Винты, гайки, щайбы (для создания движущихся частей макета или скрепления между собой деталей)
Геометрические формы Мелкие надфили и пилки.
Палочки разной длины (разноцветные палочки) Пинцет
Кусочки ткани Линейка
Коленкор, кусочки шпона Коробочки для сохранения материала

*В таблице приведен лишь небольшой список материалов и принадлежностей, которые могут быть использованы в создании макета.

Обратите внимание, что при работе с некоторыми видами инструментов следует соблюдать определенную технику безопасности или использовать принадлежности под контролем взрослого! (Фотография 10)

Фотография 10

По QR-коду в видеосюжете предлагаем посмотреть, как ребенок рассказывает, о материале  необходим для создания макета Екатерининского парка (Фотография 11).

Фотография 11

Видеосюжет можно также просмотреть по ссылке.

Четвертым этапом является пошаговое изготовление самого макета, согласно созданному чертежу или рисунку. Необходимо соблюдать определенную последовательность. Первоначально рекомендуется создать отдельные фрагменты макета из заранее подготовленного материала.

На фотоизображениях приводится пример создание ребенком фрагментов клумб (Фотография 12).

Фотография 12

По QR-коду предлагаем просмотреть видеосюжет, в котором прослеживается примерная последовательность создания ребенком отдельных фрагментов макета, подготовка (обработка) деталей, соединение деталей в единое целое, разметка основной платформы для размещения скрепленных фрагментов (Фотография 13).

Фотография 13

Видеосюжет можно также просмотреть по ссылке.

На пятом (заключительном) этапе представляется окончательно созданный макет проекта.

Макет может быть в дальнейшем использован для проведения тематических занятий, игровых действий, разработки новых проектов, самостоятельной игровой деятельности детей, а также быть представленным на всевозможных выставках (Фотография 14).

Фотография 14

Порой бывает недостаточно просто показать созданный макет на выставке или конкурсе. Ведь автор (группа авторов) создал(и) его по своему усмотрению. Окружающим не всегда бывает понятно, почему так изменили реально существующий объект. В данном варианте сам макет нужно грамотно представить и постараться рассказать, в чем именно заключается его необычность, красота, удобство использования и др.

Рекомендуется создать небольшой описательный видео-рассказ. В процессе рассказа необходимо указать, какие новые объекты (фрагменты объекта) внесены и для чего это сделано.

По QR-коду предлагаем просмотреть небольшую видеопрезентацию представления ребенком созданного макета (Фотография 15).

Фотография 15

Видеосюжет можно также просмотреть по ссылке.

Пользу от участия в подобном проекте трудно переоценить. Ребенок получает возможность развить множество умений и навыков, активизировать познавательные процессы (и среди них один из самых важных – воображение). В процессе работы над созданием собственного макета ребенок проходит несколько этапов коммуникаций со взрослыми (родители, воспитатели) и сверстниками. Участник проекта учится с бóльшим вниманием относиться к истории своей страны, ее культурным ценностям, экологии окружающей среды. Таким образом, в этот проект вовлечены практически все сферы внимания и деятельности дошкольника.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.