Рубрики
Дошкольное образование

Дошкольные виртуальные музеи – доступное образовательное пространство. Основные принципы организации

Для совершенствования культурного потенциала современного человека существует множество факторов: чтение книг, посещение театров, кино, музеев и т.д.
Увидеть интересные экспонаты, понаблюдать за необычными животными, пройтись по загадочным местам парка в реальном мире является наиболее эффективном способом познать окружающую действительность, особенно если это связано с воспитанием маленького ребенка. Так как для ребенка, особенно дошкольного возраста главным инструментом при обучении и воспитании является именно реальный предмет: игрушка, наглядная картинка, детали конструктора и т.д.

0

Четвертаков Кирилл Викторович,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
profdetsad@yandex.ru

Для совершенствования культурного потенциала современного человека существует множество факторов: чтение книг, посещение театров, кино, музеев и т.д.

Увидеть интересные экспонаты, понаблюдать за необычными животными, пройтись по загадочным местам парка в реальном мире является наиболее эффективном способом познать окружающую действительность, особенно если это связано с воспитанием маленького ребенка. Так как для ребенка, особенно дошкольного возраста главным инструментом при обучении и воспитании является именно реальный предмет: игрушка, наглядная картинка, детали конструктора и т.д.

Но время идет: развиваются новые технологии, создаются компьютерные программы, электронные игротеки, социальные сети.

В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, используя которые любой желающий может в виртуальном формате просмотреть книгу, пройти залами музея, поплавать с глубоководными обитателями.

Как же можно полезно использовать и организовать электронные пространства и ресурсы для обучения и ознакомления с окружающим миром, начиная уже с дошкольного возраста?

В представленной статье предлагаем вам рассмотреть основные моменты организации виртуальных музеев для детей дошкольного возраста.

Прежде всего, постараемся понять, с какой целью необходимо создавать, а в дальнейшем использовать такие электронные пространства.

Если обратить внимание на образовательно-пространственную среду детских садов, можно увидеть, что в структуре многих  учреждений кроме игровых помещений, компьютерных классов, музыкальных и физкультурных залов созданы уголки с разнообразными коллекциями интересных экспонатов: патриотического  направления, истории игрушки, исторического прошлого города, технического направления и т.д. В большинстве вариантов такие экспозиции располагаются в групповых помещениях возрастных групп (Фотография 1).

Фотография 1

Постепенно коллекции экспонатов пополняются педагогами детских садов, родителями, бывшими выпускниками дошкольных групп. Со временем небольшие экспозиции превращаются в настоящие необычные музеи с большим количеством занимательных, порой даже редких предметов.

Параллельно с экспонатами в музеях располагается интересная информация о представленных экспонатах, создаются картотеки.

Для воспитанников детских садов в таких мини-музеях педагогами проводятся интересные экскурсии. Дети узнают много новой информации об истории экспонатов, происхождении, материале изготовления, применении предметов. Также сами дети довольно часто выступают в роли экскурсоводов.

Нужно отметить, что работа в музее не ограничивается одними экскурсиями. Педагоги предлагают детям разнообразную познавательную деятельность, связанную с изучением предметов музея. Разрабатываются интересные игры (Фотография 2).

Фотография 2

Хотелось бы отметить, что дети с большим интересом относятся к таким видам деятельности как рассматривание и изучение новых предметов. Ребенку хочется продолжать заниматься изучениями не только в детском саду, но и дома. Увидеть интересные экспозиции других музеев организованных на базах дошкольных учреждений. Может быть, даже сравнить экспозиции находящиеся в разных местах, найти что-то общее и т.д. Но в силу разных причин, не всегда представляется  возможным посетить такие музеи.

В этом случае выручают виртуальные музеи или специально созданная сеть электронных музеев по разнообразным тематикам.

Создав такое виртуальное пространство, мы тем самым осуществляем возможность продолжать познавательную деятельность за пределами музея.

Предлагаем рассмотреть пример:

С детьми в дошкольном учреждении была проведена образовательная экскурсия в мини-музее детского сада. Придя домой, ребенок рассказывает, что видел интересные экспонаты: например, колокольчики. Ребенку хочется еще раз увидеть эти экспонаты, показать родителям, друзьям, вспомнить, какие выполняли действия в музее: рассматривали разные виды колокольчиков, проводили экскурсию, слушали звон колокольчиков, смотрели образовательный фильм и т.д.

И нужно отметить, что такая закрепляющая деятельность является довольно полезной, так как ребенок продолжает в дальнейшем самостоятельные познавательные действия, на основе ранее проведенных в детском саду.

В этом случае на помощь приходит специально созданный электронный ресурс с подборкой качественных материалов, которые в дальнейшем можно использовать дистанционно.

Предлагаем вам рассмотреть примерное содержание основной составляющей такого электронного ресурса.

1. Картотека экспонатов музея

Музей – это, прежде всего, большое количество экспонатов со своей историей, назначением, материалом изготовления и т.д. Экспонаты нуждаются в структурировании. Поэтому рекомендуется создание специальной экспозиционной таблицы разделенной на 3 столбца. Количество строчек соответствует количеству представленных экспонатов музея:

№ экспоната

(формат 001, 002… и т.д.) согласно № фото

Название

Экспоната

Краткое описание

(материал, история появления, автор, город и др. сведения)

001 Колокольчик ручной Ручкой служит толстая медная проволока. Выполнен из сплава меди, украшен цветочными узорами, выполнен техникой «резьба по металлу».

Колокольчик привезен в 2007 году из Сиде, Турция.

002 Колокольчик-бубенец Выполнен из металла. На передней части — изображение цветка Эдельвейса, выполненное красками по металлу. Колокольчик венчает широкое кожаное кольцо с цветной бахромой и металлическими изображениями сердца и цветка.

Колокольчик привезен в 2008 году из Баварии.

003 Колокольчик ручной Выполнен из глины (керамический), покрыт белой эмалью и расписан вручную. На передней стороне – изображение старого района Праги: башня, каменный мост, дома.

Колокольчик привезен в 2008 году из Праги, Чехия.

Используя такую таблицу, посетитель электронного музея будет иметь представление о экспонатах.

Любой музей, будь то отдельное здание, музей в школе, детском саду имеет свой адрес, email, ответственного (к кому можно обратиться за консультацией), поэтому в верхней части таблицы располагаются дополнительные данные.

По ссылке можно скачать таблицу для заполнения.

2. Фотографические изображения экспонатов музея

Чтобы иметь представление о внешнем виде музея первоначально создается фото ракурса общего вида музея. Желательно создать панорамный снимок. При кадрировании снимка рекомендуется отобразить весь музей (Фотография 3).

Фотография 3

В дальнейшем делаем подборку наиболее интересных экспонатов музея и создаем серию фотографических изображений (ссылка).

При осуществлении процесса создания фотографий экспонатов старайтесь придерживаться некоторых рекомендаций:

1. Следите, чтобы экспонат был чистым (с отсутствием пыли или разводов). В ином случае после создания изображения, на нём могут отразиться лишние элементы.

2. Подберите определенный фон в соответствии с цветом самого экспоната.

3. При кадрировании расположите экспонат таким образом, чтобы в кадр вошел весь предмет, а также важные элементы предмета.

4. При фотографировании камеру лучше установить на штатив. При этом изображение получится наиболее резким.

5. При необходимости (слабая освещенность) можно установить дополнительное освещение. При этом старайтесь не направлять источник света напрямую на объект. Можно использовать отражатели, например лист белой бумаги или зонтик.

Приводим примерную схему расположения предмета для создания изображения (Фотография 4).

Фотография 4

3. Материалы образовательной деятельности в музее. Видеофрагменты

Как говорилось ранее, музеи в образовательных учреждениях создаются с определенной целью, например, развить у детей представления об истории предметов, назначении и т.д. В связи с этим, хотелось бы предложить отразить в содержании электронного музея фрагменты такой деятельности.

Для большей наглядности желательно использовать динамические изображения – видеосюжеты деятельности.

1 фрагмент: занимательная экскурсия

Как правило, любая деятельность в музее начинается с экскурсии, в процессе которой посетителей знакомят с историей музея, экспонатами, правилом поведения и т.д.

Ребенку дошкольного возраста можно предложить выступить в качестве экскурсовода и провести небольшой обзор по экспозициям музея. В процессе проведения экскурсии ребенком, совершенствуется речевая деятельность, пополняется словарный запас, развивается инициатива. Предлагаем Вам, используя QR-код, просмотреть видеосюжет проведения экскурсии ребенком старшего дошкольного возраста (Фотография 5).

Фотография 5

Видеосюжет можно также просмотреть по ссылке.

2 фрагмент: образовательная деятельность с экспонатами

Изучив в процессе экскурсии экспонаты музея и получив первоначальные знания, можно организовать с  подгруппой детей образовательную деятельность, в процессе которой педагог предоставит детям возможность более подробно узнать о назначении тех или иных предметов, истории их возникновения. Даст возможность детям провести некоторые исследовательские действия. В результате такой деятельности детям задают вопросы, предлагают сделать элементарные умозаключения, подержать экспонаты в руках.

Используя QR-код, вы сможете просмотреть видеосюжет организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками (Фотография 6).

Фотография 6

Видеосюжет можно также просмотреть по ссылке.

3 фрагмент: самостоятельная деятельность детей

Получив определенные знания в процессе экскурсий, образовательной деятельности, умение.

бережно относится к экспонатам музея, изучив назначение предметов и их свойств, можно переходить к следующему этапу. Здесь детям предлагается самостоятельно организовать познавательную деятельность, серию развивающих игр, викторины и т.д. В качестве предметов для такой деятельности могут послужить экспонаты музея.

По следующему QR-коду предлагаем просмотреть видеосюжет самостоятельной деятельности детей с экспонатами музея «Колокольчик» (Фотография 7).

Фотография 7

Видеосюжет можно также просмотреть по ссылке.

4. Картотека авторских игр, заданий

Мы с вами хорошо знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. В связи с этим предлагаем создать серию методических рекомендаций развивающих игр и занимательных заданий, связанных с экспонатами музея. Данный материал будет очень полезен педагогам и родителям для организации деятельности с детьми в направлении изучения предметов.

Ссылка примерной картотеки игр.

К вышеуказанным пунктам, которые войдут в структуру электронного музея «Дошколенок», можно ввести и дополнительные компоненты:

– презентационный материал;

– демонстрационные (раздаточные) карточки;

– мини-ролики;

– звуковые файлы.

Например, для музея «Колокольчик» были скомпонованы звуковые файлы с картинками колокольчиков (ссылка).

Приведенные  фрагменты можно использовать для формирования электронного музея для детей дошкольного возраста. Используя такие компоненты виртуального образовательного пространства, можно получить быстрый доступ к методическим разработкам, подобрав дополнительно наглядный материал, организовать познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Ребенок и сам сможет спокойно работать в данном пространстве, просматривая экспозиционные материалы и  видеосюжеты.

В таком варианте электронный ресурс окажется очень полезным для дальнейшего понимания маленьким человеком значения глобальной сети и возможности компьютера: это способ обучения и самообразования, источник новых знаний, канал обмена важной информацией.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.