Рубрики
Дошкольное образование

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область социально-коммуникативного развития.

0
Оськина Екатерина Николаевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина роща им. В.Ф. Орлова»,
ekateri-sergien@yandex.ru

В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область социально-коммуникативного развития. Реализация данной области направлена на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых» [3].

Основная задача педагога-психолога в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – формирование у детей первоначальных представлений социального характера, включение воспитанников в систему социальных отношений, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целе­сообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

Психологи отмечают, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого – дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.

Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»).

Имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние – одно из важнейших в жизни каждого человека. Психологи рекомендуют для снижения эмоционального напряжения стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение – это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц – это внешний показатель положительных эмо­ций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.

Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов, и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.

Регулярное выполнение подобных упражнений, как правило, не требующих длительной подготовки и не отнимающих много времени, поможет детям научиться регулировать свое состояние, обрести состояние душевного покоя и равновесия.

Для того чтобы релаксационные упражнения оказались более эффективными, необходимо соблюдать при их выполнении некоторые условия:

– перед тем как почувствовать расслабление, необхо­димо напрячь мышцы;

– напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление – быстро, чтобы лучше почувствовать контраст;

– напряжение надо осуществлять на вдохе, а расслабление – на выдохе.

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Цель: развитие социально-коммуникативной сферы старших дошкольников.

Задачи

Обучающие:

1) Совершенствовать умение детей определять эмоциональное состояние.

2) Упражнять детей отражать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.

3) Учить детей расслабляться.

Развивающие:

1) Развивать внимание.

2) Развивать умение определять своё эмоциональное состояние.

Воспитательные:

1) Воспитывать умение детей слушать друг друга.

2) Воспитывать в детях стремление к взаимопомощи, уважению друг к другу.

Исходя из поставленных задач и предварительной работы можно отметить, что коррекционно-развивающее занятие интегрирует образовательные области:

1.  Познание: дети уточнили и обогатили свои знания об эмоциях.

2. Социально-коммуникативная: формирование у детей первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

3. Физическая культура: дети играли в подвижную игру, игру с мячом.

4. Речевое развитие: развитие связанной речи, умения определять причинно-следственные связи.

Оснащение: пары сюжетных картинок с изображением приемлемых и неприемлемых взаимоотношений, экран, проектор.

1. Приветствие

Доброе утро, …! (обращение к каждому ребенку по кругу)

Доброе утро, солнце! (все поднимают и опускают руки)

Доброе утро, всем нам! (разводят руки в стороны)

Фотография 1

2. Игра «Передай по кругу»

Дети встают в круг, передают пантомимой «горячую картошку», «бабочку», «цветочек», «пушинку».

3. Игра «Что случилось?»

Проекция картинок на экран (веселый крокодил, грустный львенок, злой мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин).

Дети по очереди называют, кто на картинке и какое у него настроение, пытаются понять, что случилось.

Психолог предлагает ответить на вопросы:

– Кто это?

– Какое у него настроение?

– Какие чувства он испытывает?

– Почему? Что с ним случилось?

Что ты ему посоветуешь?

Фотография 2

4. «Продолжи предложение»

Дети ловят мяч и продолжают предложения:

«Я радуюсь когда…»

«Я боюсь когда…»

«Я злюсь когда…»

«Я грущу когда…»

«Я спокойна когда…»

5. Игра «Поступки»

Один из детей – водящий, остальные «наблюдатели», и «советчики».

Водящему предлагается найти картинку с изображением плохого поступка, показать ее остальным участникам и объяснить свой выбор, а потом подобрать парную картинку, на которой изображен хороший поступок. Затем детям предлагается обсудить, как следует поступать в данной ситуации. Водящий меняется, упражнение возобновляется.

6. Упражнение «Лимонный сок»

Психолог «Берем лимон и выжимаем сок (дети поочередно сжимают, а расслабляют правую и левую руки). Получился кислый сок (морщатся), потом добавляем сахар, и сок стал сладким (облизываем губы).

7. Волшебный сон

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело…

И расслаблено все  тело, (2 раза)

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись! (Всем открыть глаза и встать.)

Фотография 3

8. Итог. Рефлексия

Что было трудно выполнить? Какая игра понравилась больше всего?

Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций. Для этого с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с эти­ми эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.

Список литературы:

1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2011.
2. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий. М.: Книголюб, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. ч. II, п. 2.6.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.