Рубрики
Дошкольное образование

Методические рекомендации к проведению спортивного досуга с участием родителей «Большое космическое путешествие»

Во времена первого полета человека к звездам все мальчишки и девчонки страны мечтали стать космонавтами и покорять космос. В современном мире космические полеты уже не вызывают у детей такого восторга и интереса. Вместе с тем, дети получают искаженную, заведомо неверную информацию о космосе из любимых ими мультфильмов, компьютерных игр, фантастических фильмов. Очень часто они вызывают негативные эмоции и страхи у дошкольников. Именно поэтому очень важно правильно выстроить систему работы по ознакомлению дошкольников с космосом, насытив ее музыкальными и спортивными мероприятиями.

0
Кильдишева Екатерина Анатольевна,
воспитатель УК 95
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
genazvale81@mail.ru
Крохин Владимир Александрович,
инструктор по физической культуре и плаванию УК 95
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
volgav_92@mail.ru

Во времена первого полета человека к звездам все мальчишки и девчонки страны мечтали стать космонавтами и покорять космос. В современном мире космические полеты уже не вызывают у детей такого восторга и интереса. Вместе с тем, дети получают искаженную, заведомо неверную информацию о космосе из любимых ими мультфильмов, компьютерных игр, фантастических фильмов. Очень часто они вызывают негативные эмоции и страхи у дошкольников. Именно поэтому очень важно правильно выстроить систему работы по ознакомлению дошкольников с космосом, насытив ее музыкальными и спортивными мероприятиями.

Одной из важнейших проблем нашего общества является сохранение и укрепление здоровья детей. Для решения этой проблемы необходима совместная работа дошкольных учреждений и семьи по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей. Одним из важнейших факторов в этой работе является именно семейное физическое воспитание, личный пример родителей. Пример родителей – это лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни, привить ему любовь и интерес к спорту. Ребенок будет подражать родителям, проявлять заинтересованность, если будет видеть, что взрослые испытывают удовольствие от физических упражнений, спортивных игр, активного досуга.

Современные дети все больше времени проводят у экранов телевизоров, у компьютеров, в мобильных телефонах, двигательная активность детей достаточно низкая. Все это не прибавляет детям здоровья, а негативно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, на зрение, на работоспособность мускулатуры, а также на их эмоциональное состояние.

Спортивные досуги дают возможность детям восполнить дефицит двигательной активности, раскрепоститься, выплеснуть излишек энергии, получить эмоциональную разгрузку. Досуги помогают воспитывать в детях чувства товарищества, организованности, взаимопомощи. Поэтому мы решили провести именно совместный с родителями спортивный досуг.

В течение всего года нами проводилась активная работа по укреплению детско-родительских отношений через совместные мероприятия. Необходимо научить родителей правильно и интересно организовать досуг ребенка. К сожалению, современный ритм жизни часто не позволяет родителям активно участвовать в жизни детей. В силу своей занятости и усталости родители не могут полноценно проводить время со своими детьми и пытаются компенсировать это с помощью современных гаджетов. Именно поэтому мы в течение всего года насыщали нашу работу разноплановыми мероприятиями, направленными и на совместную творческую деятельность и на приобщение детей и родителей к физкультуре.

В силу своей «взрослости» многим родителям бывает трудно раскрепоститься, получить удовольствие от игр, они не готовы к совместной игровой деятельности. Они стесняются, боятся выглядеть неумелыми, неловкими, неуклюжими. Говорят, что в каждом взрослом живет маленький ребенок, и поэтому нашей главной задачей на этом досуге было помочь родителям «выпустить» этого ребенка на свободу, позволить им окунуться в волшебный веселый мир детства. Этому очень способствовала веселая, праздничная атмосфера, которая передалась и взрослым, помогла им расслабиться и активно включиться в игровую деятельность.

Все упражнения, включенные нами в досуг, были хорошо знакомы детям, поэтому они не вызывали особых затруднений, поведение детей было более непосредственно, раскованное, чем на физкультурных занятиях.

Так как наше мероприятие насыщено играми эстафетного характера, во время которых дети могут быть чересчур эмоциональными, мы обеспечили смену деятельности, чтобы дети имели возможность отдохнуть и успокоиться, но чтобы эмоциональный подъём не снижался. Для этого нами были использованы загадки и эстафеты для родителей.

На данном мероприятии родители выступили не только как зрители и участники. Они активно помогали в организации эстафет, оказывали помощь в выполнении заданий детям, испытывающим некоторые затруднения в силу индивидуальных особенностей. Очень важной для детей оказалась поддержка словом со стороны родителей. Они не просто смотрели и аплодировали, но и подбадривали детей словами «Молодец!», «У тебя всё получится!», «Я в тебя верю!». Это окрыляло, вдохновляло детей, способствовало стремлению выполнить задание быстрее и лучше. Во время выступления родителей дети очень переживали за них, поддерживали, радовались их успехам.

Ничто так не радует взрослых, как возможность видеть своих детей счастливыми, восторженными, активными. В свою очередь, для детей огромным  удовольствием было видеть своих родителей, весело и азартно соревнующихся между собой в детских играх. Эти положительные эмоции помогли детям и взрослым сблизиться, наладить контакты, снять «зажимы».

Данное мероприятие помогло осознать многим родителям важность совместной работы семьи и дошкольного учреждения по физическому воспитанию и оздоровлению детей, а также необходимость изменить домашний режим, обогатить его подвижными играми, утренней гимнастикой, совместными активными прогулками, а главное, показывать детям личный пример.

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей, совершенствование двигательных умений и навыков, создание радостной, праздничной атмосферы.

Задачи:

1. Повысить мотивацию к физкультурным занятиям.

2. Совершенствовать основные виды движения: бег, прыжки, ползание, лазание, перестроение.

3. Развивать физические качества детей: силу, ловкость, быстроту, выносливость.

4. Воспитывать у детей чувство товарищества и ответственности, доброжелательное отношение к сверстникам, целеустремленность,

4. Закреплять полученные знания детей о Космосе.

5. Способствовать обогащению детско-родительских отношений через совместную игровую деятельность.

6. Развивать коммуникативные навыки детей.

7. Создать праздничную атмосферу.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание.

Знакомство детей с праздником – День Космонавтики. Обогащение представлений детей о космосе, космонавтах.

2. Социально-коммуникативная.

Воспитывать у детей уважительное отношение к профессии космонавта. Развивать коммуникативные навыки детей. Гармонизировать детско-родительские отношения посредством совместной игровой деятельности.

3. Развитие речи.

Разучивание командных речевок, развитие диалогической речи: умение отвечать на вопросы; обогащать речь словами по теме.

4. Физическое развитие.

Развитие физических качеств и основных видов движения посредством подвижных игр и эстафет.

Предварительная работа: беседы о космосе, о деятельности и образе жизни космонавтов, о первом космонавте Юрии Гагарине, о строении солнечной системы. Разучивание командных речевок.

Оборудование и реквизит: магнитофон, аудиозаписи песен о космосе, тоннели, макеты ракет, обручи, барьеры, массажные коврики, массажные мячики, дуги, мягкие модули, большие мячи, фитболы, балансировочные доски на колесиках, ленты на кольцах,  мольберты, маркеры, звезды, повязки для глаз, эмблемы команд, макет созвездия «Большой Медведицы».

Ход:

Дети под музыку входят в зал, выстраиваются в шеренгу.

Фотография 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля в нашей стране будет отмечаться великий праздник – День Космонавтики. Почему же этот праздник отмечается именно 12 апреля? (Ответы детей.)

Ведущий: Правильно, ребята! Ведь именно 12 апреля 1961 года советский космонавт отправился в первый в мире полет в Космос. А кто знает, как звали этого космонавта? (Ответы детей.)

Ведущий: Молодцы, ребята, первого космонавта звали Юрий Гагарин. Вот и мы сегодня превратимся с вами в настоящих космонавтов и отправимся в увлекательное, полное приключений, Космическое путешествие. А что же такое Космос? (Ответы детей.)

Ведущий: Верно, Космос – это бесконечное пространство, в котором находятся планеты, звезды, кометы, метеориты. В этом пространстве и находится наша планета, планета Земля. Ну что. Хотите стать космонавтами?

Дети: Да!

Ведущий: А каким должен быть настоящий космонавт?

Дети: Сильным, смелым, умным, спортивным, трудолюбивым.

Ведущий: Чтобы отравиться в наше путешествие, нам нужно поделиться на две команды.

(Дети под музыку (любая маршевая музыка) перестраиваются из одной колонны в две через середину зала, после чего представляют свои команды.)

Представление команд:

«Ракеты»

Нас много на свете отважных ребят,

Что в синее небо подняться хотят.

Чтобы в космос и к звездам далеким летать,

Готовы сейчас мы себя показать!

«Планеты»

Стать космонавтом – все мы знаем-

Задача трудная для всех.

Соревнования начинаем

И твердо верим в наш успех!

Ведущий: наше соревнование будет оценивать жюри.

Представление жюри (два родителя).

Ведущий: За правильно и быстро выполненное задание команда будет получать в свою копилку по одной звезде. Перед полетом нам нужно как следует размяться, так как космонавты должны быть физически подготовленными.

Чтобы космонавтом стать

И к далеким планетам летать,

Нужно ловким, сильным быть,

С физкультурою дружить!

становись по порядку на веселую зарядку.

Разминка

Все готово для полета – руки вперед, вверх

Ждут ракеты всех ребят – руки вместе над головой

Мало времени для взлета – шагаем на месте

Космонавты встали в ряд – прыжок, руки вверх, хлопок

Поклонились вправо, влево, – наклоны

Отдадим земле поклон – наклоны вперед

Вот ракета полетела – прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром – присели.

Фотография 2

Ведущий: Вижу, что наши космические экипажи готовы к полету, В добрый путь! И сейчас нам надо добраться до места, откуда стартуют космические корабли. Кто знает, как оно называется?

Дети: Космодром «Байконур»!

Ведущий: Правильно, ребята! Так как он находится далеко от нас, мы отправимся туда на поезде.

Эстафета 1 «На «Байконур»

По сигналу первые участники бегут до стойки и садятся на пол лицом к команде. После того, как первый участник сел, бегут по очереди следующие. Когда все участники команд сели друг за другом на пол, они кладут руки на пояс или на плечи сидящего спереди, образуя «поезд», и, отталкиваясь ногами, двигаются к стартовой линии. Как только последний участник пересек линию старта, задание считается выполненным.

Фотография 3

Ведущий: Мы успешно добрались с вами до космодрома. Теперь наши экипажи должны попасть на свои космические корабли.

Эстафета 2 «Готовность к полету»

По сигналу  первые участники команд пролезают в тоннель, перешагивают через барьер, обегают макеты ракет, выглядывают в иллюминатор, кричат «К полету готов!» и бегом возвращаются к команде, передавая  следующему участнику эстафету. Как только последний участник команды «садится в ракету», капитан команды поднимает руку и кричит «Поехали». Задание завершено.

 

 

Фотографии 4–7

Ведущий: Старт прошел успешно, и мы с вами оказались в открытом космосе! А какие вы знаете планеты? (Команды по очереди перечисляют планеты.)

Ведущий: Ребята, первая планета, на которую мы прилетели, Меркурий. Как вы думаете, это горячая или холодная планета?

Дети: Горячая, так как она находится ближе всего к солнцу!

Ведущий: Правильно, ребята! Для того, чтобы передвигаться по этой планете и не обжечься, мы с вами будем использовать специальную технику – «термоподушки».

Эстафета 3 «Путешествие по Меркурию»

Каждый участник должен добраться до стойки и обратно, передвигаясь при помощи мягких модулей (на один модуль садятся на колени, второй перемещают вперед, переползают на него, модуль перемещают вперед). Задание считается выполненным, когда все участники преодолеют опасный путь, и ни один из участников команды не упал с «термоподушки».

Фотография 8

Ведущий: Все с честью преодолели испытание, молодцы! Следующая наша остановка – на планете Марс!

Эстафета 4 «Марсоходы»

Участникам команд нужно собрать материалы для научной работы. Каждый член экипажа превращается в «марсоход». По сигналу все участники одновременно перемещаются к обручам, двигаясь «паучком»  (у каждой команды свой обруч), внутри которого насыпаны массажные и пластмассовые мячики. Захватив ступнями шарик из обруча, участники перетаскивают его в контейнер своей команды, также двигаясь «паучком». Брать мячики руками запрещено. На эстафету дается полторы минуты. После истечения времени жюри подводит подсчет мячиков у каждой команды. Выигрывает та команда, которая не нарушала правила и собрала больше мячиков.

 

Фотографии 9–10

Ведущий: Ну, что же, наши экипажи справились с этим сложным заданием и порядком устали. Поэтому предлагаю вам немного передохнуть, а в это время ваши старшие коллеги (родители) тоже поучаствуют в нашем соревновании.

Родители делятся на две команды, «Ракеты» и «Планеты».

Эстафета 5 «Портрет марсианина» (для родителей)

По сигналу первый участник на балансировочной доске на колесиках доезжает до мольберта, Там ему надевают на глаза повязку, дают маркер, раскручивают. Участник рисует одну часть тела марсианина, затем снимает повязку и на доске едет обратно к экипажу, передавая эстафету следующему. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. Балл передается одноименной детской команде.

 

 

Фотографии 11–14

Ведущий: Ребята, вы знаете, что во вселенной находятся миллиарды разных звезд. А какая из них считается самой большой и горячей?

Дети: Солнце!

Ведущий: Сейчас каждый экипаж должен собрать свое солнышко.

Эстафета 6 «Солнышко» (с лентами на кольцах)

У каждого участника команды две желтых ленточки на колечке. По сигналу первый участник должен допрыгать до большого обруча на фитболе, уложить «лучики» вокруг обруча и таким же способом вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.  Каждая команда выкладывает свое Солнце. Задание закончено, когда последний участник команды вернулся обратно.

Фотография 15

Ведущий: Теперь, благодаря нашим юным космонавтам, во вселенной стало гораздо теплей, и те планеты, на которых царит холод, могут согреться. И кто знает, может быть, благодаря вам, на какой-нибудь из этих планет зародится жизнь. А теперь предлагаю вам отдохнуть и проявить смекалку, ведь космонавты должны быть очень умными.

Загадки команде «Ракеты»

1. Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт… (Гагарин)

2. Как назывался космический корабль, на котором Юрий Гагарин полетел в космос? («Восток»)

3.Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный… (Спутник)

Загадки для команды «Планеты»

1. До Луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая… (Ракета)

2. Как называется летательный аппарат, в котором летают в космос? (Космический корабль)

3. Освещает ночью путь,

Звездам не дает уснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

Ведущий: Вижу, что наши юные космонавты очень умные и способные ребята! А теперь мы отправляемся с вами на созвездие «Большая Медведица». Семь ярких звезд этого созвездия образуют Большой Ковш.

Эстафета 8 «Большая Медведица!»

Перед началом эстафеты ведущий в течение 5 секунд показывает командам родителей макет созвездия «Большой Медведицы». По сигналу первый участник детской команды бежит к шведской стенке, залезает наверх, где закреплено ведерко, в котором находятся звезды из картона (по количеству детей в команде). Достав звезду, участник спускается вниз, бежит к своей команде, кладет звезду в корзину и передает эстафету следующему игроку. Как только последний игрок команды кладет звезду в корзину, два участника команды родителей выкладывают на полу макет созвездия. Сложность заключается в том, что созвездие надо выложить из семи звезд, а в командах детей количество участников больше. Задание считается выполненным, когда команда родителей верно выложит созвездие.

 

Фотографии 16–18

Ведущий: Ребята, вы уже знаете, что в Космосе все как будто плавает, так как там нет силы притяжения Земли.

Дети: Это невесомость!

Ведущий: Верно, это называется «невесомостью». Все, что не прикреплено в космическом корабле, свободно перемещается в пространстве, и космонавтам приходится ловить эти предметы. Сейчас ваши старшие коллеги покажут, какие они ловкие.

Эстафета 9 «Невесомость» (для родителей)

Первый участник команды родителей зажимает большой мяч между ногами. Второй мяч берет в руки. По сигналу участник начинает прыгать на двух ногах, удерживая ими мяч, одновременно подбрасывая и ловя второй мяч. Добравшись до стойки, таким же образом возвращаются обратно и передают мячи следующему участнику. Задание считается выполненным, когда последний участник вернется к команде. Балл отдается одноименной детской команде.

Ведущий: К сожалению, нашим космическим экипажам пора возвращаться на планету Земля.

Подвижная игра «Быстрые ракеты»

Все участники (взрослые и дети) разбиваются на пары. На полу раскладываются обручи, на один меньше, чем количество пар. Под музыку пары плавно перемещаются о залу в разных направлениях. Как только музыка стихнет, пары должны занять обруч (ракету). Те, кому не хватило обруча, садятся на скамейку. Обручи убираются постепенно, каждый раз можно убирать по 2–3, если большое количество участников. В итоге остается одна пара – победители.

 

Фотография 20–21

Ведущий: Вот мы и вернулись на нашу родную землю, наше космическое путешествие подошло к концу. Сейчас наше уважаемое жюри подведет итог нашего соревнования.

Жюри объявляет результаты.

Ведущий: так как обе команды набрали одинаковое количество звезд, то можно сказать, что победила дружба!

Ребята, помните!

Космонавтом хочешь стать,

Должен многое узнать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать.

Слабых в космос не берут,

Ведь полет – нелегкий труд!

Будем смелыми, сильными и спортивными!

Удачи вам, друзья!

Звучит спортивный марш. Дети уходят из зала.

Cписок литературы:

1. Лопатинская А.А. Конспект спортивного досуга, посвященного Дню космонавтики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moi-detsad.ru/zanatia1/zanatia513.html(дата обращения 30.03.2017).
2. Москальчук С.Н. Конспект спортивного досуга, посвященного Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/12/05/konspekt-sportivnogo-dosuga-posvyashchennogo-dnyu-kosmonavtiki (дата обращения 30.03.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.