Рубрики
Дошкольное образование

Методические рекомендации по проведению фольклорного праздника «Всех нас ярмарка зовет!»

В современном мире, в современных семьях, к сожалению, отдается предпочтение иностранным мультфильмам и героям. Дети играют в «монстров», «вампиров», выпускаются игрушки с их образами. Чему учиться нашим детям у этих героев? Добру, ласке, милосердию? Поэтому мы решили обратиться к нашим истокам, к традициям русской культуры. Русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

0
Кабкова Наталья Александровна,
музыкальный руководитель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина»,
nkabkova@mail.ru

В современном мире, в современных семьях, к сожалению, отдается предпочтение иностранным мультфильмам и героям. Дети играют в «монстров», «вампиров», выпускаются игрушки с их образами. Чему учиться нашим детям у этих героев? Добру, ласке, милосердию? Поэтому мы решили обратиться к нашим истокам, к традициям русской культуры. Русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Нет периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

Фольклорный праздник – элемент национальной культуры, синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразно проводить именно в такой форме. При этом дети не только получают новые знания, но и непосредственно становятся участниками этого действия.

Огромное воспитательное значение для ребенка дошкольного возраста имеет сама атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.

Именно в фольклорном празднике дети могут применить все свое умение, навыки народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Проведение фольклорных праздников стало традицией для нашего дошкольного учреждения: «Масленица», «Осенины», «Ярмарки», «Рождественские колядки», «Капустные посиделки» и т.д. Дети с удовольствием исполняют народный репертуар, «проживают» его, а он, в свою очередь, делает их богаче духовно.

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. И недаром говорят в народе: «Шум, как на ярмарке». Веселые Скоморохи-потешники зазывают гостей. Лотошники расхваливают свой товар, начинает работать карусель. Здесь же разворачивается и гулянье: кто-то пускается в пляс, кто-то поет песни. Гости покупают товары, угощаются чаем из русского самовара, калачами, пирогами. Ярмарка веселится, шумит, живет. Все ярко, пестро!

Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Цели:

– познакомить детей с традициями русского народа;

– создать атмосферу радости, непринужденного веселья.

Задачи:

– знакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки;

– обогащать знания детей о русском народном творчестве, показывать своеобразие и красоту русского фольклора;

– воспитывать любовь и интерес к народной музыке;

– приобщать детей к музицированию на русских народных инструментах;

– содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа;

– развивать память, мышление, воображение, выразительность речи.

– активизировать личностные качества детей.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: развитие любознательности, интереса детей к фольклору, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.

Речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие интонационной культуры речи.

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве, овладение подвижными играми с правилами.

Оформление зала: зал оформлен соответственно теме – на центральной стене висит баннер с изображением осенней природы, столы с товарами у центральной стены, по боковым стенам висят павлово-посадские платки.

Действующие лица: взрослые (Скоморохи), дети (лотошники).

Оборудование и реквизит: деревянные ложки, карусель, стулья с самоварами, детские столы, картошка по числу игроков, ведра детские, аппаратура, аудиозапись, угощение, костюмы, подсолнухи, товары для лотошников.

Музыкальный репертуар:

1. Вход Скоморохов – «Московская кадриль» (муз. В. Темнова, сл. О. Левицкого, («минус»)).

2. Вход детей – р.н.п. «Ах, Ярмарка».

3. Песня «Ярмарка» (муз. И. Зубкова, аранж. и сл. Л. Волокитиной).

4. Песня «Осень постучалась к нам» (муз. И. Смирновой, сл. Т. Прописновой).

5. Игра «Собери картошку» – вариации на тему р.н.п. «Светит месяц».

6. Круговая пляска – р.н.п. «Ах, Ярмарка» («минус»).

7. Инсценировка р.н.п. «Семечки».

8. Игра «Уголки» – р.н.м. «Пойду ль, выйду ль я».

9. Песня «Русский чай» (муз. и сл. А. Фроловой).

10. Танец с самоварами – Уральская плясовая (кадриль), музыка из репертуара ансамбля «Русская балалайка».

11. Катание на карусели – р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени».

12. Танец с ложками – р.н.п. «Блины» («минус»).

13. Выход детей – песня «Золотая ярмарка» (муз. И. Зубкова, сл. С. Осиашвили, исполняет Л. Николаева).

Ход мероприятия

Под веселую музыку выбегают два скомороха (взрослые), пляшут.

1 скоморох: Здравствуйте, гости дорогие,

Жданные, званные,

Всеми нами желанные!

Мы рады гостям,

Как добрым вестям!

2 скоморох: Занимайте места без стеснения,

Билетов не надо –

Предъявите хорошее настроение!

1 скоморох: Но прежде всего, как водится,

Давайте скорей знакомиться!

Мы потешники, скоморохи,

Я – Тимошка,

2 скоморох: А я – Антошка! (кланяются)

Вместе: Внимание, внимание!

Открывается веселое гулянье!

1 скоморох: Торопись, честной народ,

В гости ярмарка зовет!

С торговыми рядами,

С пышными пирогами,

2 скоморох: С играми, да плясками,

С песнями, да сказками!

Под веселую музыку в зал входят дети и встают на свои места.

1 ребенок: Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте направо – лавки с товаром,

Гляньте налево – веселье даром!

2 ребенок: Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Становитесь-ка вы в ряд,

Выбирайте все подряд!

3 ребенок: Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите!

Нынче ярмарка у нас,

Покупай все про запас!

4 ребенок: Расступись, честной народ,

Всех нас ярмарка зовет!

Пляши, гуляй,

Только рот не разевай!

5 ребенок: Пришла ярмарка с добром,

С пряниками и орехами.

С песнями, плясками и потехами!

Пришла ярмарка с добром –

Мы сейчас для вас споем!

Исполняется песня «Ярмарка». К столам подходят лотошники, показывают свой товар.

1 лотошник: Осень – славная пора, любит осень детвора.

Груши, дыни, виноград – все поспело для ребят!

2 лотошник: Овощи! Овощи! Свежие овощи!

Не откуда-то привезенные, а здешние – подмосковные,

Выращенные с любовью, с душой.

Подходи с корзиной большой!

3 лотошник: У нас есть все, как в Греции, даже заморские специи.

Подходи, не робей, денег не жалей!

4 лотошник: Все на ярмарку спешите и гостей с собой берите.

Осень славьте, веселите!

Исполняется песня «Осень постучалась к нам». Дети садятся на места. К столам подходят другие лотошники.

5 лотошник: Осень добрая пришла, нам подарки принесла:

Гречку загорелую и пшеницу спелую.

Свеклу бородатую и морковь хвостатую.

6 лотошник: Думаю, из овощей, лучше всех – картошка.

Без нее не сваришь щей, не поешь окрошки!

Скоморохи: Поскорей возьмите ложку,

Соберите всю картошку!

Проводится игра «Собери картошку ложкой».

Ход игры: 2 команды встают в колонны около обручей, в которых рассыпана картошка. Каждый игрок переносит с помощью ложки картошку в ведро, стоящее на расстоянии от команд. Выполнив задание, игрок передает ложку следующему, сам встает в конец колонны.

2 скоморох: Хотим, чтоб танец начался,

Чтоб ноги устали не знали.

Скоморохи: Чтоб гости, посмотрев на вас,

В ладоши громко хлопать стали!

Исполняется «Круговая пляска».

1 скоморох: А на ярмарке народу прибавляется!

2 скоморох: А на ярмарке торговля продолжается!

К столам подходят лотошники, показывают товары.

7 лотошник: Здесь продается индийский чай!

8 лотошник: Есть говорящий попугай!

9 лотошник: Куры и утки!

Несутся трижды в сутки!

10 лотошник: Загляните к нам в палатку!

Есть конфеты, шоколадки!

11 лотошник: Чашки, блюдца,

Никогда не бьются!

12 лотошник: Пироги, булки, калачи, только-только из печи!

Вкусны, румяны, горячи!

13 лотошник: Жареные семечки – русская забава!

Щелкаются семечки налево и направо!

Подходи, не ленись! Покупай, не стыдись!

Целиком забирай,  да в карман засыпай!

Готовятся атрибуты для инсценировки.

Исполняется инсценировка песни «Семечки». Исполняется стихотворение «Чудаки» Ю. Владимирова.

1 ребенок: Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

Один пятак – на кушак,

Другой пятак – на колпак,

А третий пятак – так.

2 ребенок: По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки.

Который пятак – на кушак?

Который пятак – на колпак?

А который пятак – так?

Вместе: Вот ведь глупые чудаки,

Перепутали все пятаки!

Скоморохи: Приглашаем детвору на веселую игру!

Проводится русская народная игра «Уголки».

По углам зала поставить 4 стула.

В игре участвует 5 детей. По считалке из них выбирается водящий.

4 детей рассаживаются на стулья по 4 углам зала, водящий ходит внутри по кругу.

Дети пропевают слова:

Куманек, куманек,

Одолжи свой уголок

За зеркальце, за мыльце,

За белое полотенце!

После слов все дети бегут по кругу под музыку. С окончанием музыки пытаются занять стул – уголок. Кому не достался уголок, становится водящим.

Считалка для игры «Уголки»:

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот вон пойдет!

Ребенок: Тары-бары-растабары, посидим у самовара.

Тары-бары-растабары, выпьем чай из самовара.

Чаю сладкого попьем, нашу песенку споем!

Исполняется песня «Русский чай».

1 скоморох: В пляске туфель не жалей, за столом заварки!

Скоморохи: Потанцуйте веселей, то-то станет жарко!

Поставить 6 стульев спинками вперед с прикрепленными к ним изображениями самоваров. Исполняется «Танец с самоварами».

1 скоморох: На ярмарке не только торговали, но и веселились.

2 скоморох: Подходите! Карусель кружит без остановки!

Скоморохи: На веселой карусели вас прокатим ловко!

Вынести ленты для игры.

Проводится игра «Катание на карусели».

Выходит лотошник, показывает ложки.

Лотошник: На товары поглядите: привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка, и не кольца, и не брошки –

Расписные чудо-ложки!

Скоморохи: Ну-ка! Где там ложкари? Пляску, что ли б, завели?

Исполняется «Танец с ложками». Скоморохи выносят угощение для детей.

1 скоморох: Ярмарка удалась на славу! Всем на радость, на забаву!

Гости улыбаются, домой собираются!

2 скоморох: Спасибо всем за посещение! А вас, детишки, ждет угощение!

Скоморохи раздают детям угощения.

1 скоморох: Вот и солнце закатилось. Наша ярмарка закрылась!

Скоморохи: Приходите снова к нам! Рады мы всегда гостям!

Под веселую музыку Скоморохи с детьми выходят из зала.

 

 

 

 

Фотографии с мероприятия

Список литературы:

1. Волокитина Л. Ярмарка // Музыкальный руководитель. 2004. № 4. С. 74–79.
2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Руссковой Л.В. М.: Просвещение, 1986.
3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.