Рубрики
Дошкольное образование

«Огород на окне» в средней группе

Влияние внешнего мира на развитие ребенка очень велико. Знакомство с бесконечными, вечно изменяющимися явлениями начинается с первых дней жизни каждого ребенка. Явления и объекты окружающего мира привлекают детей красотой, буйством красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

0
 Тюкаева Татьяна Вячеславовна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
pyfer@mail.ru
Сторожева Наталия Юрьевна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
4ernowo4ka@mail.ru
Шевченко Нина Федоровна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
lenok03.91@mail.ru
Баженова Светлана Васильевна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
bazhenova_sveta@list.ru

Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь.

Восточная мудрость

И мы, стараемся придерживаться этих слов.

Влияние внешнего мира на развитие ребенка очень велико. Знакомство с бесконечными, вечно изменяющимися явлениями начинается с первых дней жизни каждого ребенка. Явления и объекты окружающего мира привлекают детей красотой, буйством красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Каждую весну (март-апрель), мы с детьми организовываем в группе «Огород на окне». Такой огород, это что-то типа «витаминного оазиса», за окном ещё всё голо, а в группе зеленеют огородные растения.

Для чего мы создаем «огород на окне»?

Целью такого проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников и  воспитание трудовых навыков и умений.

«Огород на подоконнике» в дошкольном учреждении способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познакомиться с жизнью растений. Подобный огород способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, о разнообразных условиях, которые необходимы для роста и развития, формировать и развивать умение радоваться природной красоте растений, которые воспитанники вырастили сами.

В этом возрасте возможности детей еще не так велики, и здесь, конечно, основная деятельность лежит на воспитателе. «Огород на подоконнике» средняя группа должна оформить наиболее просто – это должны быть либо деревянные ящики, которые совпадают по размерам с подоконником, выкрашенные в яркие цвета, чтобы обращать внимание детей, либо деревянные подставки огороженные «заборчиком» из бросового материала. Самый правильный вариант в данном возрасте использовать не более двух видов посадки, так как сравнение нескольких объектов дети только еще начинают осваивать. Для таких целей семена правильнее всего выбирать для посева крупные (лук, горох, бобы), потому что мелкая моторика ребенка еще развита в этом возрасте слабо, и сажать семена огурцов или укропа дети просто не смогут, следовательно, не получат положительных эмоций.

Не для кого не является секретом, что создание любого проекта в ДО должно способствовать образовательному процессу. «Огород на окне» не является исключением. При правильном использовании такого проекта дошкольники не просто учатся ухаживать за растениями на «огороде», но и обогащают свой словарный запас при помощи знакомства с такими новыми словами как :лейка, посев, взрыхлить, семена. Использование стихов про растения, поговорок, загадок про выращиваемые культуры, так же обогащают свой речевой словарь. Это вносит огромный вклад в развитие речи дошкольников.

В современном мире, когда ребенок окружен современными технологиями (компьютер, планшеты, мобильные телефоны) все острее встает проблема ознакомления детей с миром природы.

На вопрос «Откуда берется хлеб?» дети часто отвечают: «Из магазина». Поэтому мы стараемся наглядно познакомить ребенка с процессом роста и развития растения.

Вначале, приступая к созданию огорода, будет лучше провести для детей беседы о растениях, обучающий урок (можно даже показать видеофильм) и рассказать детям о пользе каждого растения.

А далее мы приступаем к подготовке емкостей под рассаду, такие горшочки мы мастерим на занятиях по ручному труду. Это могут быть бутылочки из-под «Агуши» (Фотография 1), различные баночки, полые яички (Фотография 2).

Фотографии 1–2

Затем раскрашиваем, декорируем и получается великолепный материал под нашу зелень (Фотографии 3–4).

Фотографии 3–4

Далее приступаем к посадке…

Сначала ребенок знакомится с непонятным словом «почва», держит ее в ладошках, переминая пальчиками, затем заполняет ей горшочки (Фотография 5).

Фотография 5

И вот уже ребенок приступает к посадке семян, рассады. Сколько интереса и любопытства светится в его глазах! (Фотография 6–8)

 

Фотографии 6–8

Ведь как интересно ребенку наблюдать за волшебными действиями прорастания семени. Сначала просто семечка, затем маленький росток, и вот уже растение тянет свои листочки к свету. А еще не забыть полить своих «питомцев».

Кроме посадки семян мы ставим в воду веточки березы, ольхи. И когда за окном на деревьях еще не появились листья, на наших веточках уже распустились листочки. И ребенок, наблюдая, осознает, что природные условия непосредственно влияют на развитие растений (тепло, свет, вода). Так у ребенка формируются взаимосвязи в природе.

Определенно, все дети дошкольного возраста рассказывают родителям о своих впечатлениях, независимо от того хорошими они были или плохими. И вот здесь главная задача  родителей – проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует: понимания протекающих процессов; свежих художественных взглядов; возможностей передачи своих умений. Если дети видят участие своих родителей в их детсадовских проблемах, то они станут более открытыми в общении, не станут замкнутыми в себе людьми.

Какие задачи мы поставили перед собой – это:

– Закреплять знания дошкольников об условиях, необходимых для роста и развития растений.

– Учить правильно ухаживать за культурными растениями.

– Дать детям наглядное представление о важности света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

– Развивать познавательные и творческие способности детей.

– Развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

– Научить детей ответственности, заботе.

– Воспитывать желание достигать результата, работать сообща.

Наши огороды:

 

 

 

Фотографии 9–14

Итог

Казалось бы, простой проект «Огород на окне», а сколько сразу задач образовательного процесса позволяет решить.

Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами.

Список литературы:

1. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2008.
2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.