Рубрики
Дошкольное образование

Проект «Детское издательство»

Чтение книг имеет большое значение для развития ребенка и его здоровья. В настоящее время дети находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, астения), много детей с гиперактивным и гипоактивным поведением. Чтение художественной литературы позволяет скорректировать нарушение эмоциональной сферы ребенка. К сожалению, времена ежедневного семейного чтения уходят в прошлое. Телевизор и компьютер потихоньку вытесняет их.

0
Куренкова Наталья Михайловна,
учитель-логопед ДО 3 (1837)
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
natashka.80.80@mail.ru
Нагорная Светлана Юрьевна,
воспитатель ДО 3 (1837)
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»,
sv.nagornaya@yandex.ru
Долгова Нина Геннадьевна,
 
воспитатель ДО 3 (1837)
ГБОУ г. Москвы «Школа № 962»

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Д. Дидро

Перестать читать книги – значит перестать мыслить.

Ф.М. Достоевский

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самихсебя.

В.А. Сухомлинский

Мы не знаем ни одного человека, которого испортило бы в детстве чтение классических писателей, но зато скольких укрепило оно для жизни, показав впереди цели благородные, скольких отвратило от пороков среды!

В.П. Острогорский

Чтение книг имеет большое значение для развития ребенка и его здоровья. В настоящее время дети находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, астения), много детей с гиперактивным и гипоактивным поведением. Чтение художественной литературы позволяет скорректировать нарушение эмоциональной сферы ребенка. К сожалению, времена ежедневного семейного чтения уходят в прошлое. Телевизор и компьютер потихоньку вытесняет их. Анализ социальной действительности заставляет прийти к выводу, что привычку читать необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому нами был выбран проект, способствующий формированию интереса к книге, к чтению.Включаясь в процесс создания книги, дошкольник берет на себя роль изготовителя, оформителя, писателя и сказочника. Развиваются не только творческое воображение и речь ребенка, но и сенсорные навыки, что особенно актуально для детей с нарушениями речи. И, конечно, в ходе включения в любую проектную деятельности каждый ребенок получает возможность самореализации, проявления исследовательских и коммуникативных навыков.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется организации совместной проектной деятельности взрослых и детей. Традиционным стало проведение «Фестиваля проектов», лучшие из которых транслируются в печатных изданиях и участвуют в конкурсах. Система реализации любого проекта подразумевает  сотрудничество воспитателей, родителей, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, музыкальных руководителей, старшего воспитателя и направлена на:

– Создание гибкой, методически обоснованной и соответствующей современным требованиям развивающей среды (мини-музей, «типография» для брошюрования и ламинирования, видеотека и т.д.).

– Всестороннее информирование детей и взрослых по теме проекта (подбор методической и художественной литературы, источников информации в интернете, сотрудничество с представителями социокультурного окружения).

– Развитие творческого воображения, поддержание познавательно-исследовательского интереса, развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Опыт реализации нашего творческого проекта показал важность и актуальность данной деятельности, которая максимально направлена на поддержку интересов и творческих замыслов ребенка.

Поддержка проекта взрослыми – педагогами и родителями позволяет формировать у наших воспитанников уникальное видение мира, свойственное детям, стимулировать их познавательную активность за счет обсуждения различных вариантов решения проблемных ситуаций.

Тема: Проект «Детское книгоиздательство»

Участники проекта: дети, педагоги и родители.

Вид проекта: творческий.

Длительность: долгосрочный, два месяца.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6–7 лет).

Образовательные области:

Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие.

Цель и задачи проекта

Цель:

Формирование устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей.

Задачи:

– познакомить детей с историей книгопечатания;

– расширить представления о процессе изготовления книг и профессиях людей, задействованных в книжном производстве;

– поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;

– обогатить речь детей словами, связанными с процессом книгоиздательства в прошлом и настоящем;

– воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых;

– развивать  память, речь, внимание; коммуникативные навыки;

– повысить педагогическую культуру родителей и эффективностьдетско-родительских отношений в приобщении дошкольника к художественной литературе.

Планируемые результаты

После завершения проекта дошкольники смогут:

– повысить читательский интерес;

– формулировать проблемные вопросы и искать источники получения информации (как самостоятельно, так и с помощью взрослых);

– анализировать и оценивать полученную информацию, применять ее для создания итогового продукта;

– проявлять творческую инициативу и коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Педагоги смогут:

– расширить и оптимизировать предметно-развивающую среду для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по формированию читательского интереса у дошкольников;

– установить эффективное сотрудничество между социальными партнерами: ДОУ, родителями и представителями детской библиотеки в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

Родители смогут:

– повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Описание проекта

Предлагаемый проект проводитсяв рамках творческо-познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Образовательная программа: «Детство». Области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Проект может быть реализован с детьми 6–7 лет.

В ходе реализации проекта дети найдут ответы на вопросы, связанные с процессом изготовления книги и историей книгоиздательства, расширяя представления о многообразии предметного мира и социального окружения. Получат возможность для самореализации в творческой и познавательной деятельности при партнёрской поддержке взрослых.

Итогом проектной деятельности станут различные продукты: иллюстрирование, совместно с педагогами, книги любимых стихов С.А. Есенина; создание семейных рукотворных книг разнообразных тематик; презентация детско-родительских работ.

Этапы реализации проекта

1. Создание информационного поля:

– подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, видеотека познавательных фильмов и презентаций по теме проекта;

– подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления самодельных книг; операционные карты с последовательностью действий на различных этапах проекта;

– подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей.

2. Выдвижение идеи детьми:

Во время знакомства с иллюстрациями разных художников к произведению Сергея Владимировича Михалкова «Дядя Степа», дети задали воспитателю вопросы, которые определили тематику будущего проекта: «Как делают книги?», «Кто участвует в их создании?».

На этом этапе педагоги  провели опрос детей с использованием «Модели трех вопросов».

Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы это узнаем?
Сейчас книги печатают на специальных станках. (Кирилл Г.) Как раньше делали  книги? (Глеб С.) Найти информацию в компьютере. (Максим В.)
Книги дарят в подарок, а покупают в магазине, делают из бумаги. (Маша С.) Как книга попадает в магазин? (Лена Б.) Спросить у взрослых. (Катя С.)
Сейчас много разных  книг есть в библиотеках. (Женя С.) Когда появилась первая книга? (Саша К.) Спросить у библиотекаря. Он это точно знает. (Настя К.)
Книгу пишут писатели, а художники рисуют иллюстрации. (Диана К.) Кто еще делает книги? (Наташа З.) Узнать из книги. (Арарат Б.)

– Обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Кто? Где? Когда?)

– Определение участников проекта.

– Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта.

3. Реализация идеи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

–чтение детской познавательной литературы: Б. Зубков «Книжка про книжку», А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда пришла книга?»;

– знакомство с творчеством С.А. Есенина, разучивание (в д/с и дома) наиболее понравившихся стихотворений;

– речевые игры: «Что будет, если…», «Доскажи словечко», «Да – нет»;

– совместное творческое сочинительство родителей и детей: «Если мы подумаем, то сказку или рассказ придумаем».

Образовательная область «Познавательное развитие»:

– беседа о первопечатнике Иване Федорове;

– просмотр мультфильма «Иоганн Гутенберг  и книгопечатание»;

– представление презентации: «Как изготавливают книгу»;

– экскурсия в библиотеку № 58.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

– беседа «Правила работы с книгой»;

– выставка «Разнообразный мир книг»;

– сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»;

– д/игры: «Кому что нужно для работы?», «Четвертый лишний»;

– составление рассказа «Что мне понравилось в библиотеке»;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

– подготовка иллюстраций к стихотворениям С.А. Есенина.

Изготовление рукотворной книги «С.А. Есенин “Стихи”»:

– сканирование и ламинирование детских рисунков-иллюстраций;

– брошюрование самодельной книги.

Фотография 1

Взаимодействие с родителями:

– анкетирование родителей: «Книга в вашей семье»;

– оформление совместно с родителями выставки «Разнообразный мир книг»;

– проведение консультации: «Учимся у книги»:  «Формирование читательского интереса дошкольников в ДОУ и дома»;

– изготовление самодельных книг разной тематики родителями  вместе с детьми: «Мир животных», «Космос», «Растения среди нас», «Юмор», «Обитатели морей».

Фотография 2

4. «Презентация проекта»

– Представление результатов проекта в виде презентации на досуге «Детское издательство» с участием детей подготовительных групп и родителей.

– Выставка рукотворных книг.

На этапе подведения итогов проведена презентация выставки семейных рукотворных книг в группе для детей и родителей.

Продуктом общей деятельности стала презентация детьми нашей группы выполненного проекта для ребят подготовительных групп «Чебурашка» и «Степашка».

Фотография 3

В ходе презентации Лена рассказала об Иоганне Гутенберге – изобретателе печатного станка в Европе.

Глеб рассказал о русском первопечатнике Иване Федорове.

Кирилл рассказал о людях, делающих книги.

Катя рассказала о том, как изготавливают книги.

Предметом гордости детей стала выставка рукотворных книг, представленная на презентации. Ребята из других групп с удовольствием рассматривали книги, брали их почитать в группы и домой.

Опыт реализации нашего творческого проекта показал важность и актуальность данной деятельности, которая максимально направлена на поддержку интересов и творческих замыслов ребенка.

Поддержка проекта взрослыми – педагогами и родителями позволяет формировать у наших воспитанников уникальное видение мира, свойственное детям, стимулировать их познавательную активность и повышать креативность за счет обсуждения различных вариантов решения проблемных ситуаций.

Результатом семейного творчества стали рукотворные книги: «Космос», «Обитатели морей и океанов», «Ядовитые растения», «Анекдоты», «Сказка о превращении гусеницы в бабочку» и др. В завершении проекта дошкольники презентовали свои знания и продукты деятельности (самодельные книги) детям, родителям и педагогам.

Фотография 4

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельности дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика, 2008.
3. «Детство». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
4. Дошкольник 5–7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
5. Мультфильм «Гутенберг и книгопечатание». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UUST9xZ49gQ (дата обращения: 26.03.2013).
6. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд.. перераб. и доп. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.