Рубрики
Дошкольное образование

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольников по ручному художественному труду: «В гости к другу»

Дошкольное детство – уникальный и самоценный период в жизни человека. В соответствии с этим принципом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед дошкольной организацией, прежде всего, стоит задача создания условий для общего развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных и личностных особенностей. Поэтому каждый педагог стремитсянайти такое содержание, такие способы, методы и приемы, с помощью которых могу помочь ребенку развиться, открыть его способности, преодолеть трудности, сформироваться личности ребенка, как носителя ценностных установок современного мира.

0
Рябева Людмила Ивановна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
ljusja220428@mail.ru
Михеева Светлана Владимировна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
swetlanamikheeva37@yandex.ru

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

А. Сухомлинский

Дошкольное детство – уникальный и самоценный период в жизни человека. В соответствии с этим принципом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед дошкольной организацией, прежде всего, стоит задача создания условий для общего развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных и личностных особенностей. Поэтому каждый педагог стремитсянайти такое содержание, такие способы, методы и приемы, с помощью которых могу помочь ребенку развиться, открыть его способности, преодолеть трудности, сформироваться личности ребенка, как носителя ценностных установок современного мира.

Наша педагогическая находка – это интеграция разных видов детской деятельности на занятиях по художественному труду, в основе которых используется всем давно известная техника «оригами». Наш опыт и наблюдения показали, что оригами для детей приносит неоценимую пользу. Известно, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Ключевым и основополагающим в развитии дошкольников является хорошо развитое воображение, которое, в свою очередь, лучше всего формируется в ведущей деятельности – игровой.

Мы заметили, что ребятам больше всего нравится действовать в условиях, с одной стороны, хорошо знакомой ситуации, с другой – в такой ситуации, где помимо хорошо известных условий есть возможность поэкспериментировать, придумать новые решения и творчески подходить к выполнению заданий. А, если присоединить интерес детей к складыванию самой обычной бумаги…

В организованной образовательной деятельности по ручному художественному труду воспитатель вместе с ребятами сочиняет сказки о Чудесном Квадрате. Именно квадрат является базовой формой для многих фигурок в оригами. Каждый сгиб бумаги в определенном направлении – это определенные действия героев сказки. Сказка развивает речевые навыки детей, коммуникативные способности, воспитывает доброту, дружелюбие, снижает комплекс застенчивости. Все эти действия дают определенный результат. Оригами-сказка является, во-первых, залогом того, что у ребят обязательно получится фигурка, а во-вторых, что крайне важно, в процессе складывания идет работа, направленная на развитие речи ребенка. Таким образом, в процессе организованной образовательной деятельности происходит интеграция всех образовательных областей:

– речевое развитие: дети составляют рассказ с опорой на мнемосхему;

– познавательное развитие: дети активизируют знания сюжетов сказок при придумывании различных историй, активизируют знания разделам программы: окружающий мир, сенсорное и математическое развитие;

– социально-коммуникативное развитие: дети учатся взаимодействовать с воспитателем, со сверстниками, ищут  и находят решения поставленных задач;

– художественно-эстетическое развитие: ребята используют ранее полученные знания и умения продуктивной деятельности;

– физическое развитие: развитие общей и мелкой моторики.

Данную методическую разработку можно применять в работе не только с детьми 6–7 лет, но и с дошкольниками 4–5, 5–6 лет, для чего использовать формы организации и методические приемы, рекомендуемые для данной возрастной группы детей в соответствии с основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

Сценарий образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по ручному художественному труду «В гости к другу»

Цель:познавательно-речевое развитие дошкольников через интеграцию разных видов детской деятельности.

Задачи:

– Обучающие: продолжать знакомить детей с фигурой «квадрат», тренировать детей в умении складывать квадратный лист бумаги в соответствии с сюжетом сказки и/или пооперационной карты.

– Развивающие: развивать умение составлять связный рассказ с опорой на схемы-символы, навыки сотрудничества в группе сверстников для достижения поставленной цели, мелкую моторику.

– Воспитательные: воспитывать четкость выполнения последовательности действий, аккуратности во время работы с тонкими видами бумаги, прививать доброе отношение к сказкам и друг другу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструирование из бумаги, продуктивная деятельность.

Форма организации: групповая.

Форма реализации: организованная образовательная деятельность, использование схем-символов и пооперационной карты, создание игровой мотивации, пояснения, поисковые и проблемные вопросы детям, поощрение, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Методические приемы: организационный момент,создание игровой мотивации;использование ТРИЗ технологии, мнемотехники и пооперационной карты;сказочный сюжет как основа последовательности действий;показ, объяснение;конструирование из бумаги;выставка поделок,рефлексия.

Оборудование:

Демонстрационный материал: лист ватмана, с нарисованным фоном, чудесный квадрат, письмо, шкатулка, мешочек предложений, лист цветной бумаги квадратной формы (для показа приемов складывания), пооперационная карта, картинки мордочек животных (для демонстрации оформления работ), мнемотаблица.

Раздаточный материал:карандаши (для проведения самомассажа), карточки-схемы, листы бумаги разных цветов квадратной формы, бумага для оформления мордочек животных, клеенка, ножницы, клей, бумажные салфетки, фломастеры, смайлики настроения, все материалы по количеству детей.

Предполагаемый результат: самостоятельное составление детьми описательного рассказа о животном по опорной схеме; дети умеют изготавливать героев сказки Чудесного Квадрата из бумаги, на основе рассказывания сказки и самостоятельно с опорой на пооперационную карту, анализировать объект, самостоятельно оформлять поделку, проявлять желание сотрудничать.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Дети заходят в группу и вместе с педагогом встают в круг, взявшись за руки.

– Здравствуйте, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

а также порадуемся улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» – скажем мы взрослым и детям.

2. Создание игровой мотивации

Воспитатель демонстрирует детям Чудесный Квадрат (Фотография 1).

– Здравствуйте, ребята. Я – Чудесный Квадрат. Кто знает, почему меня так называют? (Ответы детей).

Вот и сегодня мы с вами встретимся с новыми героями.

Но прежде посмотрите внимательно наКвадрат: мне кажется, что-то в нем изменилось? (Настроение, не улыбается, грустный).

– Квадрат пришел поделиться с нами своей печалью. Оказывается, ему пришло письмо, но от кого оно, Квадрат так и не узнал. Подпись в конце послания определить невозможно, она размыта.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает письмо и читает его содержание.

Я сердечно приглашаю

Зверят на День рождения!

С нетерпением буду ждать

Ваше появление.

Прибыть вовремя прошу,

Чтоб не опоздали,

Чтоб другие гости

Место не заняли.

Жду Вас с нетерпением

В отличном настроении,

Чтобы встретить весело

Праздник – День рождения.

Кто же написал приглашение? Узнать это вы сможете с помощью шкатулки (Фотография 2). Странно, но шкатулка не открывается, как заколдованная.

Игра «ДА – НЕТ-ка» поможет нам разгадать, чье же это письмо.

Цель игры: учить детей задавать сильные вопросы, учить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, тренировать умение слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Правила игры: игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно», «Об этом нет информации».

Таким способом ребята находят отгадку. Воспитатель открывает шкатулку и достает из нее зайчика, выполненного в технике оригами (Фотография 3).

– Вот оказывается, кто в гости приглашает!

Составление рассказа. Работа с мнемотаблицей

Мнемотехника – на наш взгляд, замечательный прием наглядного моделирования. Мнемодорожка/мнемотаблица – схема, в которую заложена определенная информация. Составление рассказов с опорой на мнемодорожку/мнемотаблицу – это форма свободного творчества детей, направленная на развитие умения кратко формулировать свои высказывания, выслушивать мнение друзей, принимать решения, делать выводы, работать с большим объемом информации, выделяя главные и существенные признаки.

– Ребята, посмотрите. У меня в руках мешочек предложений (Фотография 4).

Сейчас с помощью схем-символов (Фотография 5) мы попробуем рассказать Квадрату, что мы знаем о зайчике. Для этого вам будет нужно достать из мешочка схему-карточку, рассмотреть ее, затем найти такое же изображение на схеме, которая расположена перед вами на доске, договориться друг с другом, для того, чтобы встать в определенном порядке,ипридумать предложение по вашей схеме-карточке (Фотография 6).

Самостоятельная деятельность детей

При составлении предложений, воспитатель обращает внимание детей на полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания, на логику описания, связность текста и образность (использование средств лексической выразительности).

Презентация рассказа.

– «Получился у нас рассказ?»;

– «Много мы знаем о диком животном – зайце?»;

– «Мы – молодцы!».

4. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Итак, наш сказочный Зайчик готовится встречать гостей. Поможем ему в этом.

Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяв шестигранный карандаш.

Зайчик гладит себе одежду. Упражнение «Утюжок»:

– Положите карандаш на ладонь, а другой ладошкой погладить по ладони, затем поменяйте руки (2–3 раза).

Зайчик готовит угощение для гостей. Упражнение «Печем пирожки».

– Положите карандаш на одну ладошку и накройте другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, затем быстро. 2–3 раза. «Кручу, верчу, пирожки испечь хочу».

5. Конструирование из бумаги. Оригами-сказка

– Когда все было готово, Зайчик сказал: «Теперь самое время накрывать на стол!» Ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики, посмотреть и послушать, как зайчик стал сервировать праздничный стол.

Рассказывание сказки с показом приемов складывания:

– В некотором царстве, в зверином государстве жил-был Зайчик. Однажды он позвал к себе домой друзей. Написал приглашение и стал готовиться.

– Зайчик поставил стол (повернуть квадрат-ромб).

– Положил на стол салфетки (сложить ромб пополам).

– Поставил на стол тарелочки (сложить треугольник пополам).

– На каждую тарелочку положил кусочек пирога. (Отогнуть углы треугольника в стороны).

– Вот и стол накрыт!

– И вдруг Зайчик услышал стук в дверь (отогнуть нижний уголок).

– Ой, ребята, посмотрите, кто же пришел в гости? (Фотографии 7–8). Кого увидел зайчик?

Воспитатель показывает полученную фигурку. Дети рассматривают образ и высказывают свои предположения, на мордочку какого животного похожа фигурка.

– А сейчас, я вам предлагаю изготовить своего героя, свою зверушку.

Воспитатель уточняет, какие материалы понадобятся для работы.

– В работе помогать вам будет вот такая схема-подсказка, с помощью которой вы самостоятельно сможете сложить фигурку.

Воспитатель демонстрирует пооперационную карту (Фотография 9).

Пооперационная карта имеет ряд преимуществ: она, в отличие от схемы, предполагает объемный образец. Любую фигурку на такой карте можно развернуть и свернуть, тем самым отрабатывая приемы складывания и вспоминая забытые действия. Работа по пооперационной карте соответствует психофизическим особенностям ребенка дошкольного возраста. Особенно это актуально при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, в частности с детьми с нарушением зрения. Для таких ребят крайне необходимо чувственное восприятие, что обеспечивает большее количество каналов поступления информации. Это позволяет дошкольникам учиться следовать инструкциям, не пугаться сложных задач и успешно выполнять их.

Продуктивная деятельность детей

Во время самостоятельной деятельности детей педагог обращает внимание на последовательность складывания в соответствии с пооперационной картой, на возможность взаимопомощи своим друзьям.

Все ребята справились с заданием. Выходите, покажите, кто у вас получился. (Ответы детей).

– А теперь давайте поиграем с нашими зверушками.

Физкультминутка

– Сейчас мы с вами превратимся в котят.

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

умыли лапкой носик,

умыли лапкой глазки –

правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

левое ушко, правое ушко.

– А теперь поиграем со словами.

Работа со скороговоркой. Дети повторяют за воспитателем, проговаривая сначала медленно, затем быстрее.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке. (Автоматизация звука Щ.)

Развитие речи – процесс сложный и длительный. Культура речи, правильность языка, богатый словарный запас говорят об уровне развития ребенка. Использование скороговорок в образовательной деятельности целесообразно и весьма уместно. В данный момент, изготовив фигурку, дети сразу же начинают использовать ее по своему прямому назначению – в игре. Ненавязчивое использование при этом скороговорки способствует развитию дикции и автоматизации «проблемного» звука.

– Ребята, как вы думаете, наши поделки готовы? (Ответы детей).

– Что нам осталось сделать? (Ответы детей: «приклеить глазки, носик, ротик»).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации животных, обращая внимание на форму глаз, носиков. Воспитатель обсуждает вместе с детьми этапы работы над оформлением мордочек животных. Дети вспоминают приемы вырезывания из квадрата круга для глаз.Воспитатель обращает внимание детей на правила пользование ножницами.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей (Фотографии 10–11).

По мере изготовления работ, дети помещают своих животных на общий лист ватмана, где зайчик сидит за столом и ждет гостей (Фотография 12).

5. Подведение итогов. Рефлексия

– Что мы сегодня делали на занятии?

– Что понравилось больше всего?

– Что показалось трудным?

– Что интересного узнали?

– Ребята, обратите внимание на наш Чудесный Квадрат. Что появилось на его лице? (Ответ детей: улыбка.) (Фотография 13)

– Вы – молодцы! Прекрасно справились с заданием и у зайчика теперь много настоящих друзей.

– Ребята, перед вами две корзинки, в них лежат смайлики, обозначающие различные настроения (Фотографии 14–15). Если вам на занятии было скучно и неинтересно, то выберите грустный смайлик. Если же вам было радостно сегодня играть и делать сказочных животных, выберите соответствующий радостный смайлик.

Дети выбирают смайлики и помещают их на мольберте. (Фотография 16)

Систематическое проводение интегрированных занятий с использованием данных методов и приемов в продуктивной деятельности детей, на наш взгляд, позволяет дошкольникам учиться следовать инструкциям, не пугаться  сложных задач, успешно их выполнять, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, осуществлять взаимный контроль и оказывать посильную помощь друг другу. Такие занятия помогают осуществлять преемственность дошкольного и начального общего образования.

Фотографии к статье доступны по ссылке.

Список литературы:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. Игры и фокусы с бумагой. М.: Кристалл, 2012.
2. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf (дата обращения: 07.05.2017).
3. Дорогова Е.Ю., Дорогов Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. Академия развития, 2007.
4. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. М.: Академия развития, 2009.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.