Рубрики
Дошкольное образование

«Рэп про Репку»: шуточная музыкальная постановка русской народной сказки «Репка», современная обработка в стиле рэп

Формирование общей культуры у детей дошкольного возраста предполагает закладку фундамента для личностного развития ребенка еще в дошкольном детстве. Для этого важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа с его многовековыми традициями.

0
Тян Людмила Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
tyanlyudmila@mail.ru
Животовская Надежда Владимировна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Гимназия Марьина Роща имени В.Ф. Орлова»,
pactuiiika@rambler.ru

Формирование общей культуры у детей дошкольного возраста предполагает закладку фундамента для личностного развития ребенка еще в дошкольном детстве. Для этого важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа с его многовековыми традициями.

В своей педагогической практике мы постоянно обращаемся к сокровищнице русской национальной культуры, к ее истокам – русскому фольклору. Вот и сейчас в зоне нашего внимания один из ее жанров – сказка. Почему сказка? – «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Если перевести слова А.С. Пушкина на современный язык, то это будет звучать так: «Сказка – это источник информации, образующий основные схемы поведения и подход практически к любым жизненным сценариям». Не случаен и наш выбор. «Репка» — это одна из самых ранних фольклорных сказок, с закодированным глубоким смыслом, который далеко не каждый может понять в детстве. По мере взросления приходит понимание, а с ним и меняется трактовка сказки. И тут можно вести подсчет урокам, которые мы смогли извлечь из нее. Но при первом прикосновении души ребенка к яркому примеру устного народного творчества за счет характерных особенностей, присущих только русской народной сказке, непроизвольно возникает желание превратить все в веселую, радостную игру. И мы начинаем играть, попутно осуществляя все образовательные и воспитательные процессы.

Фольклор пробуждает чувства ребенка, дает импульс речевой и двигательной активности, естественно и ненавязчиво воздействуя на него своими средствами выразительности. Привлекая и завораживая детей с разным уровнем развития, народное творчество дает возможность педагогам раскрывать и развивать творческий потенциал каждого ребенка, взращивать ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому, устремлять детские умы к познавательной деятельности, на которой будет строиться их дальнейшая взаимосвязь с природой.

Цель: формирование общей  культуры  у детей;  духовное обогащение личности.

Задачи:

Образовательные:

– формировать и закреплять навыки публичных выступлений;

– учить детей управлять своим голосовым аппаратом, добиваться выразительной и динамичной речи; подвижной мимики, соответствующей роли;

– совершенствовать культуру хорового пения;

– упражнять детей в выразительном и согласованном с друг другом исполнении танцевальных движений, пантомим.

Развивающие:

– развивать эмоциональную сферу для погружения в игру и перевоплощения;

– развивать память, внимание, усидчивость, самоконтроль за поведением;

– развивать музыкальный слух, чувство ритма, силу голоса, выразительность речи, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

– воспитывать и приводить детей к стремлению коллективного сотворчества, в основе которого лежит умение слушать друг друга, уважать и помогать друг другу, прикладывать совместные усилия для достижения общей цели;

– воспитывать интерес к музыкальным театрализованным постановкам, фольклору; поощрять желание стать активным участником действа.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание.

Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, развивать умение выделять элементарные причинно-следственные связи.

2. Социально-коммуникативная.

Развивать, закреплять навыки общения и коллективного взаимодействия. Поощрять у детей стремление к взаимовыручке и при необходимости взаимозамещению в игре, в спектакле и т.д.

3. Развитие речи.

Научить детей правильно произносить звуки; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; работать над интонацией и выразительностью речи; учить правильно согласовывать слова в предложении; пересказывать небольшие сказки; заучивать наизусть стихотворения, песни и т.д.; помочь ребенку «увидеть» интонационную структуру сказки или стихотворения; воспроизводить их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

4. Художественное-эстетическое.

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, костюмы.

– слушание музыки;

– игра на элементарных  инструментах (бубне, ложках, дудочке и т.д.);

– движения под музыку, русский народный танец;

– хоровое и сольное пение.

5. Физическое развитие.

– дыхательные упражнения, игры;

– артикуляционная гимнастика;

– упражнения на координацию движений при участии речи, движения выполняются в соответствии с текстом;

– совершенствование динамической координации;

– в заключительной сценке сказки каждый ребенок, свободно используя разные элементы и движения, характерные для русского народного танца, показал свою двигательную активность, одновременно сохраняя картину всеобщего веселья.

Методические рекомендации по предварительной работе

В своем стремлении качественно повысить уровень образования дошкольника, педагоги ищут новые формы работы. Интеграция процесса расширяет круг поиска альтернативных путей обновления, дает возможность творчески перерабатывать материал и, с учетом времени и современных технологий, использовать его в своей педагогической практике.

Сказка «Репка» в нашей обработке – это мини-спектакль продолжительностью всего около пяти минут, но здесь важно не обмануться. Чтобы эти пять минут «прозвучали», необходимо перспективное планирование всего процесса подготовки как в ходе НОД, так и в свободной деятельности детей. Сама сказка представляет собой очень благодатный материал, позволяющий делать различные акценты в трактовке и дает возможность вариантности использования. Мы сделали акцент на семью, на взаимоотношения поколений, на умение работать в обществе и не отрываться от коллектива, на то, что человеку необходимо находить выход из трудного положения, что надо уметь звать на помощь, что дом, в котором царит мир и согласие, и каждый готов потрудиться во благо семьи, не считаясь со своими личными интересами – это та созидательная сила, которая может стать главной опорой в жизни ребёнка. Все эти темы были проработаны с детьми средней группы в цикле соответствующих бесед, в чтении художественной литературы, творческих коллективных и индивидуальных работах, в инсценировках сказок, в подвижных играх, танцевальных постановках и, наконец, были представлены в весеннем празднике 8 марта. Конечно, звучало посвящение женщине, но это было воспевание Женщины-Матери, Женщины-Хранительницы домашнего очага.

В другом контексте эта сказка может быть исполнена детьми старшей группы во время осеннего праздника – «Праздника урожая». При этом исполнение сказки усложняется, включается схема: хор – солист. Меняется трактовка и репка становится не только ключевым словом, но и самим ключом к познанию природы, к возможности прикоснуться к культурному и историческому наследию Родины. Эта овощная культура Древней Руси уже рассматривается как символ жизни и благосостояния. Недаром благодарный народ звал репку своей кормилицей… Продолжая развивать тему и переплетая ее с другими, можно делать свои те или иные акценты, в конечном итоге предлагая свой вариант прочтения сказки.

В любом случае фольклор становится источником познания мира не только для  нежной и ранимой души маленького ребенка, но и важным фактором для педагогического саморазвития. После чувственного переплетения и эмоционального взаимопроникновения с сокровищницей нашей национальной культуры обогащается наш духовный мир, повышая личностный рост.

В своей музыкальной инсценировке мы постарались сохранить особенности русской народной сказки и строго следовали правилам жанра. В ней вы встретите повторы слов: репка-репка; крепко-крепко; тянут-потянут, вытянуть не могут. Повторы действий или событий: бабка за дедку, дедка за репку… Повторяется и вызов каждого нового персонажа, например: «Надо Бабку позвать!» и т.д. По своей структуре сказка разбита на эпизоды с участием тех или иных лиц. Очень удобно прорабатывать материал небольшими фрагментами с дозированным вкраплением нововведений. Постепенное усложнение – ввод нового героя, новых слов, усиление звуковой динамики, драматизации и т.д., все это дети легко, без напряжения воспринимают и осваивают. При этом спокойно можно осуществлять контроль над качеством техники исполнения. Каждый эпизод заканчивается паузой. Для большей интонационной выразительности структуры сказки, мы использовали различные речевые приемы, а паузу заполнили  протяжным, но в определенном ритме звуком – «у-у-у-у». В динамике: громко – тихо. После чего на контрасте идет крик Зазывалы. С каждым повторяющимся эпизодом драматизм возрастает и, наконец, наступает кульминация, которая завершается всеобщим ликованием и празднованием победы. Обратите внимание на зачин нашей сказки. Чтобы с первой минуты настроить детей-исполнителей на определенный лад и решить организационные моменты, выход на сцену сделали частью постановки. Что дало нам возможность сразу окунуться в атмосферу деревенского быта.

При необходимости  зачин можно сократить и начать сказку со слов: «Мы вам сказочку расскажем о семье да бытие.

Вы узнаете что будет, коли будет лад в семье!»

Представляя свою миниатюру, мы заявили, что эта музыкальная постановка написана в стиле рэп. Почему так и что это такое?

Заглянем в словарь:итал. recitativo, от recitare; англ. recitativе – декламировать. Слово «рэп» произошло от английского «rap» – стук, удар.

Речитатив – вокальная музыкальная форма, род певучего разговора. Есть фразы, которые, по избытку чувства, требуют именно речитатива. Речитатив есть речь, доведенная до высшей степени выразительности, благодаря точному, определенному музыкальному ритму, а также точному обозначению подъёма и падения голоса.

В своей практике мы давно обращаемся к этой музыкальной форме, ритмически организованная информация гораздо легче запоминается, а рэп – это ничто иное как ритмичный речитатив. Присмотритесь к потешкам, скороговоркам, прибауткам, считалочкам, к некоторым народным песням. Это прекрасный материал для исполнения его в стиле рэп. После игровых и общеразвивающих упражнений с применением речитативов у детей развивается речь, речевая и двигательная память, речевой слух, уходит монотонность исполнения стихов, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания. А главное, ребенок из пассивного слушателя музыки превращается в активного участника действа.

Во время разучивания текста сказки мы использовали приемы наглядности, разыгрывая перед хором эпизоды постановки. При этом актёрский состав постоянно менялся, каждый ребенок мог примерить на себя роль любого персонажа. Что тоже способствовало успешной реализации всех поставленных задач.

Очень важно при исполнении миниатюры держать темп! Не ускорять и не замедлять, четко проговаривать или пропевать текст под музыку. Для этого необходимо познакомить детей с такими понятиями, как хор и хоровое пение, дирижер; научить их видеть и слышать сигналы педагога-дирижера. Да, во время концертного выступления необходимо дирижирование, независимо от возрастной группы детей. С этой задачей прекрасно справится музыкальный работник, но, возможно, и педагоги, которые решатся на осуществление этого проекта (наш пример!). И для этого случая наши рекомендации: научиться слушать музыку, четко отбивая ритм. В Приложении вы найдете аудиозапись № 3 с записанным голосом – образец для разучивания текста сказки и № 2 без голоса («минус») – для концертного выступления.

В результате проведенной нами работы мы увидели, что дети получили заряд положительной энергии, стали более свободными и активными в своем самовыражении во всех видах деятельности. Группа стала сплоченнее, взаимоотношения среди детей приняли  более спокойный  и дружелюбный характер. Дети запели, поют каждую свободную минуту: когда идут или приходят с прогулки, мурлычат, когда рисуют или играют в дидактические игры и т.д. Пришло ощущение гармонии, которой мы хотим поделиться с вами.

Оборудование и реквизит: хоровые станки, аудиозапись, костюмы – русские народные и всех персонажей представленной сказки; музыкальные инструменты: бубен, дудка, губная гармошка; глиняный горшок, большая деревянная ложка.

«Репка»

Действующие лица:

Ведущие – взрослые.

Хор – все дети группы.

Зазывалы – 2 ребенка .

Репка – ребенок.

Дед – ребенок.

Бабка – ребенок.

Внучка – ребенок.

Жучка – ребенок.

Кошка – ребенок.

Мышка – ребенок.

Звучит аудиозапись № 1 «Веселая ферма» (неизвестного автора).

В зале приглушенный свет.

Под крик петуха выходит Зазывала, сонно идет, зевая и потягиваясь. Включается свет – ребенок, как бы неожиданно, видит зрителей и, взбодрившись, бьет в бубен в ритм музыки. В зал один за другим входят дети и выстраиваются на хоровых ступенях, за ними, в ожидании своего выхода, встают персонажи сказки. Перед хором на стульчик садится ребёнок в костюме Репки.

 

 

Фотографии 1–4

1. Ведущий: Известно давно для любого народа,

Что дети в семье – продолжение рода.

Пусть будет детей бесконечно число,

Чтоб дерево жизни вовеки цвело. (Автор: Л.А. Авдеева)

2. Ведущий: Бесценным всегда считалась семья.

А женщина в ней очаг берегла.

Пусть счастья огонь разжигает согласье.

Совет да Любовь вам! Семейного счастья!

Звучит музыкальное вступление – аудиозапись № 2.

Под хоровое сопровождение все персонажи играют роли соответственно тексту.

Зазывала: Мы вам сказочку расскажем о семье да бытие.

Вы узнаете, что будет, коли будет лад в семье!

Фотография 5

Хор:Репка, Репка – наша Репка, (рэп)

Ты сидишь на грядке крепко – КРЕПКО.

Очень любим мы покушать кашу с Репкой,

И поэтому мы будем… тянуть Репку.

Дедушка, Дедка, созрела Репка.

Ждет тебя Дедка на грядке Репка. (Выход Деда)

Дед и хор: Посадил я Репку, вот и выросла она. (Мелодия)

Сварим кашу с Репкой – будет рада детвора.

Дедка за Репку взялся крепко: (рэп)

Тянет-потянет, вытянуть не может. У-у-у-у…

Зазывала кричит: Надо Бабку позвать!

Дед и хор: Позову я бабушку, бабулечку мою. (Мелодия)

Вот порадуем мы вместе нашу детвору.

Фотография 6

Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут-потянут, (рэп)

Вытянуть не могут. У-у-у-у…

Зазывала кричит: Надо Внучку позвать!

Хор, Дед, Бабка: Позовем мы внучку, очень помощь нам нужна. (Мелодия)

Внученька родная помогала нам всегда.

Фотография 7

Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку:

Тянут-потянут, (рэп)

Вытянуть не могут. У-у-у-у…

Зазывала кричит: Надо Жучку позвать!

Хор, Дед, Бабка, Внучка: Жучка прибежала всей семейке помогать. (Мелодия)

Если надо будет, то друзей своих позвать.

Жучка за Внучку, Внучка за Бабку,

Бабка за Дедку, Дедка за репку: (рэп)

Тянут-потянут, вытянуть не могут. У-у-у-у…

Зазывала кричит: Надо Кошку позвать!

Хор, Дед, Бабка, Внучка, Жучка: Ой, придется нам на помощь кошечку позвать. (Мелодия)

Хоть она не любит кашу, НУЖНО ПОМОГАТЬ!

Кошка за Жучку, Жучка за Внучку,

Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, (рэп)

Дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут…

 

Фотографии 8–9

Все дети: У-у, Мышка!

Мышка! Мышка! Помоги, малышка! (Рэп)

Хочется нам каши с Репкой, помоги, Мышка!

Фотография 10

Мышка за Кошку, Кошка за Жучку,

Жучка за Внучку, Внучка за Бабку,

Бабка за Дедку, Дедка за Репку:

Тянут-потянут… ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ!!!

(Крики радости! Дети расходятся по всему залу.)

 

Фотографии 11–12

Сценка: каждый ребенок танцует, свободно используя разные элементы и движения, характерные для русского народного танца, изображает картину всеобщего ликования, радости. Кто-то из детей играет на дудке, ложках, бубне (музыкальное сопровождение и сама сценка предполагает возможность хаотичной игры на музыкальных инструментах). Девочки, в роли Бабки и Репки, обходят весь зал с глиняным горшком и огромной деревянной ложкой, как бы помешивая кашу и угощая весь собравшийся люд.

Зазывала: Подходи, народ! Каша с репкой вас ждет!

В конце все дети кричат: Все!

Общий поклон зрителям.

Автор музыки: О.Е. Тян, г. Москва. 2017 год.

Аудиозаписи в Приложении.

1. «Веселая ферма» – № 1.

2. «Рэп про Репку» – № 2 («минус»).

3. «Рэп про Репку» – № 3. Образец.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Авдеева Л.А. Фрагмент стихотворения «Известно давно для любого народа…».
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью. Конспекты занятий – средняя группа. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2007.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2-е изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. Репка: русские народные сказки /Обр. О. Капицы… М.: РОСМЭН, 2015.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.