Рубрики
Дошкольное образование

Патриотическое воспитание дошкольников посредством их различной деятельности (из опыта совместной работы воспитателей, дошкольников и их семей)

Патриотическое воспитание детей – основа формирования будущего гражданина. С малых лет мы стараемся вложить в ребенка самые добрые и человеческие качества. Любовь к Родине начинается с отношения с самыми близкими людьми: с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, с любви и уважения к родному дому, улице, детскому саду.  В нашем дошкольном отделении воспитатели качественно работают с детьми и родителями  над основами патриотизма.

0
Мельникова Анна Викторовна,
воспитатель,
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
anuta.81007@mail.ru
Тригуб Евгения Анатольевна,
воспитатель,
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
jenya_t79@mail.ru

Патриотическое воспитание детей – основа формирования будущего гражданина. С малых лет мы стараемся вложить в ребенка самые добрые и человеческие качества. Любовь к Родине начинается с отношения с самыми близкими людьми: с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, с любви и уважения к родному дому, улице, детскому саду.  В нашем дошкольном отделении воспитатели качественно работают с детьми и родителями  над основами патриотизма. Жан-Жак Руссо писал: «Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» – надо научить их быть таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить первым уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают любимые нами люди». Мы, воспитатели дошкольного образования, проводим постоянную работу над основными патриотическими понятиями, такими как: любовь к родине и к ее традициям, преданность к своему отечеству, гордость за свое прошлое и родных, стремление защищать настоящее и будущее, уважение к старшим. Конечно, воспитать гражданина без помощи родителей не получится, поэтому в нашем дошкольном учреждении проводится плодотворная работа с родителями. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения осуществляется посредством принципов работы по патриотическому воспитанию, таких как:

– личностно-ориентированное общение;

– тематическое планирование материала, куда входит подача изучаемого по темам и разделам. Например: «Родная семья», «Природа родного края», «Культура родного края», «Родная страна» и т.д.;

– наглядность;

– последовательность;

– занимательность;

– опора на опыт детей, их реальные дела и события в их жизни и семье;

– взаимодействие с семьями.

Нами был разработан план взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников по патриотическому воспитанию детей, состоящий из нескольких разделов:

1. Информационный раздел, направленный на сбор информации и сведений о родителях и детях, о членах семей, анализ этих сведений и опыта воспитания. Практический раздел направлен на актуализацию полученных знаний и включение родителей и детей в общее дело.

2. Интересной практикой в детском учреждении стала организация досуга на праздник «День Защитника Отечества». В преддверии этого праздника в группах проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные папам – солдатам и будущим защитникам Отечества, проводятся занятия по лепке, рисованию и аппликации – дошкольники готовят своими руками подарки папам и дедушкам к 23 февраля. Эти мероприятия направлены на воспитание патриотических чувств дошкольников.

Фотографии 1–2

Родители вместе с детьми в ДО принимают участие в КВН, посвященном празднику Победы, в спектаклях, организованных музыкальными руководителями. Совместно с родителями традиционно организованы праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, на которых из каждой семьи был приглашен ветеран. Эти очень трогательные мероприятия оставляют в душе детей и взрослых печать добра и любви к старшим и к Великой Победе.

Фотографии 3–5

Родители совместно с детьми пополняют музей ДО, посвященный патриотическому воспитанию. Делают поделки из бросового материала, готовят макеты, которые становятся экспонатами нашего музея, рисуют картины о войне и мире на земле, тем самым приобщаясь к нашему общему делу по воспитанию гражданина.

Фотографии 6–7

С целью патриотического воспитания в ДО создан проект «Боевой и трудовой путь моей семьи». В данном проекте участвуют все желающие семьи и создают плакат о том человеке в их семье, который воевал, имеет награды и медали, имеет интересный боевой или трудовой путь. Работая над проектами, дети и родители изучают много дополнительной литературы, знакомятся с историей своих родных, создают свои генеалогические древа что сплачивает и укрепляет семью.

Фотография 8

Ведь при создании такого плаката не обойтись без интересных и душераздирающих рассказов прабабушек и прадедушек, которые видели своими глазами страшные дни войны.

Также наши ребята результативно участвуют в районных и городских конкурсах чтецов, декоративно-прикладном искусстве и изобразительном искусстве конкурса «Ради жизни на Земле», в конкурсах «Рождественская звезда», «Елочка на счастье», «Душа Российской природы», «Обложка любимой книги». Все эти конкурсы воспитывают патриотические чувства, и ребята участвуют в них совместно с воспитателями и родителями. А один из важных моментов участия в конкурсах – это их результативность. Когда дети получают лауреатов и кубок – это придает уверенности и еще большей отдачи в следующий раз.

Фотография 9

В последние два года воспитанники и выпускники ДО участвуют в акции «Бессмертный полк», которая призвана сохранить память о Великой Отечественной войне, о каждом, кто не жалея своей жизни, боролся за освобождение Родины. Главная задача этой акции – сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Через участие в акции «Бессмертный полк» родители и воспитатели «передают» свою память и прививают уважение младшему поколению к участникам Великой Отечественной Войны.

Фотография 10

Семейное посещение музеев – это замечательная возможность стать, на какое-то время, частью нашей истории. Это духовное и личностное развитие, как взрослых, так и детей. Рассматривая витрины музея, их содержимое, различные экспонаты, человек мысленно уносится в те времена, чтобы понять прошлое. Именно поэтому посещение музеев особенно полезно детям, поскольку помогает пробудить в них чувство прекрасного, патриотические чувства и бережное отношение к своей истории.

Фотографии 11–12

Контрольно-оценочный раздел, направленный на анализ эффективности проводимых мероприятий. Вся проведенная работа с детьми и их семьями оставляет положительный результат. Воспитатели проводят патриотические экскурсии в музеях, которые пополнены экспонатами, сделанными нашими ребятами совместно с семьями. Участвуя в окружных и городских конкурсах, дошкольники  получают заслуженные грамоты и призовые места! Тем самым у детей, их семей и окружающих близких возникает чувство гордости за проделанную работу.

Работа воспитателей совместно с родителями воспитанников помогает шаг за шагом переходить на более высокие ступени нравственного и патриотического развития дошкольников.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М.: Сфера, 2004.
3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. М., 2007.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.