Актуальность проведения внеклассного мероприятия «В поисках клада Царицынского парка» (квест-путешествия) состоит, прежде всего, в том, что наш город должен стать ближе и интереснее юным москвичам, их семьям. Педагоги вместе с детьми и родителями имеют возможность не просто прогуляться и отдохнуть по знакомым местам, в частности по парку Царицыно, но и с пользой освоить городское пространство, узнать что-то новое о Москве, в преддверии празднования 870-летия родного города. Желание вместе провести выходные дни, практически в центре столицы, не выезжая за ее пределы, дает нам почву не только для развития профессиональных педагогических компетенций, но и для проявления исследовательских, творческих способностей наших детей.
Квест-путешествие прошло в марте-апреле этого года для обучающихся 6–7 классов. Всего 85 участников, 24 мамы и папы и 10 педагогов уже побывали в музее-заповеднике этой весной. Почему в Царицыно? Потому что на собрании мы проводили опрос родителей: «Где в городе Ваша семья проводит выходные?», и 80 % опрошенных назвала любимым местом семейного отдыха парк Царицыно. Музеи, площадки, беговые и велодорожки, красивый ландшафт, незабываемый архитектурный ансамбль – открытое городское пространство дарит ощущение безграничности города, родного округа и района.
Предварительно в школе провели классные часы по теме: «Что мы знаем о Царицыно?». Вместе с обучающимися учителя искали интересные материалы для будущей экскурсии. Затем сформировали команды из желающих (по 10–12 человек) и в выходные дни отправились в путешествие. Экскурсоводами стали все мы – авторы данной методической разработки, а помогали нам «пираты»-родители, которые с удовольствием передвигались с ребятами согласно квест-карте.
В путешествии у нас было и походное чаепитие, и веселое фотографирование. В помощь нам в походе была «Корзинка с сюрпризом», а в ней предметы-подсказки-ассоциации: чай, колоски пшеницы, виноградные гроздья, подкова. Оставалось только включить фантазию, эрудицию или воспользоваться, при ответе на вопросы, планшетами, гаджетами. Каждый привал имел свое название, а за правильные ответы путешественники получали шоколадные монетки, тот, кто к концу познавательно-развлекательной экскурсии собрал их наибольшее количество, тот и стал абсолютным победителем квеста.
На последнем привале нас ждал клад-ларец, в котором и были спрятаны настоящие сокровища: подкова, монетки, а самому деревянному ларцу из нашего школьного музея уже 111 лет и его можно было посмотреть и прикоснуться к истории воочию.
Результатом путешествия стало составление самими обучающимися интерактивной квест-карты путешествия по данным объектам и новым маршрутам. А на уроках ИЗО деятельности ребята нарисовали акварельные открытки «Мое Царицыно» и подарили своим родителям.
Квест-путешествие предназначено для использования нашими коллегами с целью проведения внеклассных мероприятий и тематических классных часов.
Мы выполнили главную задачу путешествия: город стал ближе, понятнее, у нас появилось желание узнать о нем интересную и полезную информацию, а совместное городское путешествие принесло нам радость общения и отличное настроение на учебную неделю!
Глоссарий
1. Гаджеты (англ. gadget— приспособление, устройство) — современное небольшое «умное» техническое устройство, предназначенное для облегчения и жизни людей.
2. Интерактивное образование – активное усвоение знаний, формирование познавательного интереса с помощью коммуникационных технологий, средств, компьютеров.
3. Квест-карта – карта приключений, городского путешествия – жанр компьютерной игры или интерактивная история.
4. Музей-заповедник – особая разновидность музея под открытым небом, в состав которого входят исторические, архитектурные и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны, региона. Количество музеев-заповедников в России – 100.
5. Образовательный маршрут – линия движения, обозначающая этапы путешествия, с целью развития и образования детей через игру, экскурсию, развлечение.
6. Оранжерея – пристройка для выращивания различных растений, разновидностей искусственной экосистемы.
7. Романтизм – художественное направление, которое утверждает культ природы, чувств, естественного в человеке.
8. Русская готика (псевдоготика, ложная готика) – предромантическое направление в русской архитектуре эпохи Екатерины II, основанное на «свободном» сочетании европейской готики и московского барокко.
Цель разработки: популяризация применения внешкольного объекта социокультурной среды столицы, использование городских коммуникаций.
Задачи:
– совершенствование интерактивных форм образования московского школьника;
– создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала обучающихся.
Примерное время проведения квест-экскурсии: 35–40 мин. (без учета дороги).
Адрес: г. Москва, ул. Дольская, д.1.
Проезд: станция метро «Царицыно», выход (из центра) по ходу поезда, 10 м вправо, затем свернуть налево в туннель. За туннелем центральный (северный) вход на территорию парка Царицыно.
Рекомендуемый материал при посещении маршрута:
– планшет, телефон, квест-карта, корзина с сюрпризом, клад (ларец).
Рекомендации при прохождении маршрута, безопасность
Не рекомендуется:
– проникать на территорию парка через ограждения;
– подходить близко к пруду и бросать в воду посторонние предметы;
– нарушать общественный порядок;
– мусорить на территории парка;
– оставлять детей без присмотра.
Контингент экскурсантов: 6–7 класс (12–13 лет).
Рекомендуемые места (остановки, привалы) посещения на маршруте:
Фотографии 1–5
Идея педагогической команды:
Пусть многогранник знаний тверд,
Но мы не будем отступать.
Нам распознать его поможет
Наш город,
о котором
мы хотим
все знать.
План подготовки и посещения Историко-культурного комплекса «Царицыно»
1. Проведение классных часов и заочной экскурсии: «Посмотри по-новому на «близкое – далекое» «Царицыно».
2. Прогулка с родителями и друзьями по парку «Царицыно».
3. Составление квест-карты: «В поисках клада Царицынского парка».
4. Посещение Историко-культурного комплекса «Царицыно».
5. Апробация материалов, творческих заданий.
Подготовительная деятельность:
1. Классные часы: ответственные классные руководители.
2 Фото, видеосъемка на местности.
3. Посещение Историко-культурного комплекса «Царицыно».
4. Подготовка этапов квеста – педагоги.
Дополнительная информация: можно предложить детям сделать рисунки наиболее понравившихся объектов (пейзажи), которые затем вставим в общие:
– «Акварельную открытку «Взгляд сквозь века»;
– компьютерную открытку «Мое Царицыно».
Ход мероприятия
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы хотим отправиться вместе с вами на поиски клада. А вот куда именно вы узнаете, прослушав отрывок из стихотворения:
Недостроенный замок царицын,
Словно радуга, выгнутый мост…
Может, парк с итальянской картины,
Живописных беседок руины,
Чудо-башенки, ставшие в рост?
Пред Василием, молча, Блаженным.
Долго стаивал зодчий Баженов,
Сердцем силясь постичь красоту.
Так и вынул бы, кажется, душу,
Восхищаясь иною церквушкой,
Удивляясь иному мосту.
Он с какою-то огненной страстью
Здесь, складывал сказку,
Воплощал вдохновенно мечту.
Заиграли кремлевские краски:
Белых кружев узоры – на красном –
Согревающих взор за версту.
Как горька до мороза рябина,
Словно зодчего горе-обида…
Не его, не его то вина,
Что и в оперном доме, и в зале,
Где ни разу и не танцевали,…
– Ребята, в каком месте Москвы мы оказались? (Парк Царицыно)
– Молодцы, в Историко- культурном комплексе «Царицыно». А путешествие наше начнется с информационного блока.
Музей-заповедник «Царицыно» – один из красивейших уголков Москвы. Все постройки ансамбля сделаны из одинакового материала – красного кирпича и украшены белокаменным узором с государственной символикой, стрельчатыми окнами, резными, ажурными парапетами, кружевными воротничками на стенах дворцов. Здания неповторимы и являются архитектурными памятниками.
Примечание: При ознакомлении с архитектурой построек рекомендуется подводить детей к фрагментам объектов.
– Начало нашего маршрута найдите на карте и назовите его. (дети ищут пункт отправления на карте и называют его: Центральные ворота)
– Правильно. Идем дальше.
– Посмотрите направо: перед вами Фигурный мост. Построен мост над главным въездом в «Царицыно» и состоит из мощной арки, зажатой между стройными башнями со вставками в виде «Мальтийского креста». (Мост действительно напоминает стену средневекового замка с зубцами и башнями из красного камня.)
Переход по маршруту на точку, привал 1.
Предложить детям разгадать загадку о названии первого привала.
– «Здание похоже на старинный замок, но предназначалось для хранения продуктов. («Хлебный дом», «Солонка», «Кухонный двор») (Корзинка с сюрпризом)
– Правильно. Свое второе название – «Хлебный дом» ему дали значительно позже. (Ответ спрятан на стенах самого здания – две эмблемы в виде каравая с солонкой, украшают фасады, развернутые к парадной части царицынского ансамбля, а над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль)».)
–Назовите архитекторов, которые работали над созданием ансамбля Царицыно? (М.Ф. Казаков, В.И. Баженов). Обзор скульптуры.
– В каком году началось строительство Царицынского ансамбля? (1776 г.)
– Назовите архитектурные композиции, которые находятся на территории ансамбля Царицыно? (Большой дворец Екатерины II, «Кухни» «Хлебный дом», Храм Цереры, павильон Миловида, Оранжерея, комплекс мостов, Фигурные ворота.)
– По указу, какого императора село пожаловано молдаванскому князю Дмитрию Кантемиру? (Петр I). (Примечание: Усадьба Царицыно – красивый памятник старины, отражающий историю и культуру Москвы XVIII–XIX веков. Находится она на юге города, на улице Дольской. Ранее в этом районе располагалось село Черная Грязь. В 1663 году оно стало собственностью семьи Стрешневых, а впоследствии – Голицыных. Вскоре после того, как был раскрыт заговор царевны Софьи, село конфисковали у бывших владельцев, и сам Петр I передал его князю Димитрию Кантемиру. В 1775 году князь Кантемир продает свою усадьбу российской царице Екатерине II, которая называет свое приобретение «Царицыно».)
Переход по маршруту на точку, привал 2.
Привал «Пруды» (Биология, краеведение и география)
– Мы с Вами находимся на привале 2. Как он называется на карте? (Пруды)
– В долине каких рек создавали каскад Царицынских и Борисовских прудов? (Городня, Язвенка, Черепишка) (Квест-карта)
–За свою историю главное селение района Царицыно несколько раз меняло свое название. Каким было первое название поселения? Объясните, почему оно так называлось (Черная Грязь)? (Квест-карта)
–Что такое «подкова»? Какой объект находится на «подкове» сейчас? (Насыпной остров в виде подковы. (Примечание: Во времена Екатерины II в Нижнем (ныне Среднем) пруду был насыпан остров в виде подковы.) Сейчас на этом месте находятся «Поющие фонтаны».) «Корзинка с сюрпризом». Из корзины показываем детям подкову.
– Проведите наблюдение, какие деревья вы встретили в парке? Какие из них завезены из других мест произрастания? (На территории заповедника представлены разнообразные виды растений, кустарников и деревьев. На сегодняшний день в парке сохранилось порядка 2500 деревьев и кустарников.)
– Какой архитектурный объект на территории парка имеет «фруктовое» название? Достаньте из корзины нужный предмет. (Фигурные ворота «Виноградная лоза») Квест-карта, «Корзинка с сюрпризом» (дети достают из корзины кисть винограда).
Переход по маршруту на точку, привал 3.
– Продолжаем наш маршрут. Посмотрите на карту и назовите следующий привал. (Миловида)
Привал «Миловида» (изобразительное искусство, иностранный язык, МХК)
– Сколько кабинетов (комнат) в павильоне Миловида? (4)
(Примечание: Миловида («Миловидова галерея»), парковый павильон в пейзажной части Царицынского парка. Сооружен в 1803 г. по проекту и под наблюдением архитектора И.В. Еготова. Расположен на пересечении Глухого проспекта (Несторовой аллеи) и Утренней дорожки. В 1870–1880-е гг. он был приспособлен под чайный домик. Известно, что 20 мая 1883 г. в «Миловиде» «кушала чай» герцогиня Эдинбургская, бывшая до замужества великой княгиней Марией Александровной Романовой. В ночь с 21 на 22 июля 1941 г. воздушной волной от немецкой авиабомбы была повреждена отделка павильона… В 1954–1961 гг. реставрация павильона под руководством архитектора М.В. Дьяконова. В 2006–2007 гг. отреставрирован по проекту коллектива архитекторов-реставраторов под руководством М.Д. Голубина.) (Планшеты, мобильные телефоны. Работа на местности.)
– Сколько колонн поддерживают свод галереи? (16)
–Какое «растение», родом из Индии, часто появлялось под крышей павильона Миловида во второй половине XIX века? Достаньте из корзины это «растение». (Чай) «Корзинка с сюрпризом», походное чаепитие. Дети достают из корзины предмет.
Переход по маршруту на точку, привал 4.
Учитель читает отрывок:
…Дворцы, построены в эпоху,
Когда Россия в пору зрелости
Вошла,
Тогда она
Величием была наполнена
И жаждала перекроить Европу.
Теперь все восстановлено.
Его дворцы,
Аллеи парка,
Расчищены пруды,
Чугунная ограда возведена…
О чем речь идет в отрывке? (О дворце)
Да действительно о дворце и наш привал так и называется: «Дворец»
Привал «Дворец» (изобразительное искусство, литература, МХК)
– Когда и по чьему распоряжению был построен Большой Дворец? В каком архитектурном стиле он построен? (Архитектурный ансамбль в Царицыне, летняя императорская резиденция в окрестностях Москвы, созданная повелением Екатерины II по проекту архитекторов М. Казакова и В. Баженова в 1775–1785 гг. «Русская готика» (псевдоготика)).
– Назовите писателей, в чьих трудах отразился комплекс Царицыно? (Интерес состоятельных москвичей к прогулкам в Царицынском парке в середине XIX века запечатлел И.С. Тургенев в романе «Накануне» (1859). Действие в одной из глав разворачивается в Царицыно; автор при этом уделил немало места описаниям парковых пейзажей. Автор сделал акцент на двух примечательных местах парка: склоне холма (увенчанном павильоном «Нерастанкино») с особой акустикой и заливе напротив павильона «Миловида».
Описание Царицына содержится в романе Григория Данилевского «Княжна Тараканова» (1883).
Леонид Андреев, на рубеже XIX–XX веков часто проживавший в летний период на царицынских дачах, написал здесь несколько рассказов. Два из них непосредственно связаны с Царицыным и его реальными обитателями – «Петька на даче» (1899) и «Жизнь Василия Фивейского» (1903).
Иван Бунин, также часто живший на дачах в Царицыне примерно в те же годы, что и Леонид Андреев, создал в последствии несколько рассказов, связанных с Царицыным и вошедших в сборник «Темные аллеи» (окончательная редакция опубликована в 1946 году); царицынские образы так же присутствуют в нескольких стихотворениях писателя. Бунин нередко специально избегал привязки сюжетов своих рассказов к конкретной местности, но тем не менее Царицыно угадывается в некоторых из них. Доподлинно связаны с царицынской дачной жизнью рассказы «Кума» и «Десятое сентября» (последний опубликован в 1961 году).
Существует предположение, что на сюжет для пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова натолкнула вырубка царицынских фруктовых садов под дачную застройку. Чехов никогда не снимал дачу в Царицыне. В последние месяцы своей жизни он планировал здесь поселиться и подыскивал подходящую дачу в феврале 1904 года. Бывал ли Чехов в Царицыне весной или летом – неизвестно). Однако в 1892 году в Царицыне жил его брат Михаил, приглашавший писателя к себе погостить.) (Планшеты, телефоны)
Переход по маршруту на точку, привал 5.
– Посмотрите по карте, ребята, последний наш с Вами привал называется … (Оранжерея)
– Правильно. Последний наш привал «Оранжерея» (литература, иностранный язык, история).
– Из какой страны приехал в Россию садовник Царицынского парка? Как звали садовника, который занялся устройством парка в 1784 г.? (Выписанные из Англии садовые мастера Фрэнсис Рид и Ион Мурно. С помощью английских мастеров были раскрыты некоторые наиболее выигрышные виды и обустроены новые аллеи и дорожки в стиле английских парков). (Планшеты, мобильные телефоны)
– «Тезка» древнегреческой богини Деметры, как ее имя? Богиней чего является Церера? Достаньте из корзины этот предмет. (Церера. Богиня плодородия) (Примечание: «Храм Цереры» (Золотой Сноп), садово-парковый павильон на южной окраине пейзажной части Царицынского парка.) («Корзинка с сюрпризом»)
– Почему в ларце вы нашли: фрукт, подкову, монету? (Основой создания парка послужила оранжерея, в которой выращивались экзотические фрукты. В парке мы обнаружили «подкову-остров». В конце путешествия нас ждал клад.) Ларец (клад).
– Итак, друзья клад мы с вами нашли, но самый главный клад – это знания, которые вы получили, проходя квест-игру о Царицыно, и в заключение хочется прочитать стихотворение Анны Плющаковой «Царицыно»:
Царицыно – вот кладезь вдохновенья!
Здесь собрана величия пора.
И Хлебный дом приводит в восхищенье,
И интерьеры царского двора!
Архитектура зданий изумляет,
Своей великолепной красотой.
Здесь время в игры прошлого играя,
Душе приносит благостный покой.
Мерцает гладь прекрасного пруда
Чье зеркало впитало отраженье –
Событий тех… Лазурная вода,
Стремится повторить небес движенье.
Немалый, архитектор труд вложил –
Такой, что глаз нам радует, поныне.
Удар судьбы – творец не пережил…
Не угодил, увы, Екатерине…
Чудесный остров услаждает взгляд.
В ажуры, разодетые строенья,
С тоской на нас из прошлого глядят,
Красой своей, даруя наслажденье.
Здесь правит бал – величия пора.
Царицыно – вот кладезь вдохновенья!
И времени нехитрая игра –
Застывшие, чудесные мгновенья.
Дополнительная информация
Дома можно предложить детям сделать рисунки наиболее понравившихся объектов (пейзажи), которые затем вставим в общую «Акварельную открытку «Взгляд сквозь века» и Компьютерную открытку «Мое Царицыно».
Планируемый результат:
– Внедрить новые формы интерактивного образования.
– Формировать неординарные условия для развития творческих способностей и интеллектуального потенциала обучающихся.
– Изучать историю столицы, как часть великой истории своей Родины.
– Воспитывать уважение и гордость за свой город, великую страну – Россию.
Перспективы:
– системное применение полученной информации в урочной и внеурочной деятельности педагогов и обучающихся;
– обмен опытом с коллегами по созданию условий и внедрения в практику полученных материалов;
– формирование командного духа в работе для достижения общих целей;
– отработка навыков работы в педагогической команде;
– воспитание у обучающихся коммуникативной культуры.
Выводы:
«Орешек» знаний тверд, но упорство, любознательность, стремление к новым творческим и интеллектуальным вершинам дает возможность лучше узнать и полюбить свой родной город, свою великую страну.
«Жемчужина» культурного наследия – Царицыно, где городскому жителю открываются блестящие грани русской архитектуры и истории, становится любимым местом отдыха для всех московских семей и гостей столицы. Расширяйте границы городского пространства! Радуйтесь! Удивляйтесь! А мы дарим Вам открытку на память о нашем путешествии!
Список литературы:
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.