Рубрики
Дошкольное образование

Влияние процесса лепки на развитие ребенка на примере создания изображения космонавта в средней группе

Пластилин – замечательный материал, лепить из которого просто и увлекательно, в особенности детям, к тому же пластилин доступен во множестве цветов.

Использование лепки в дошкольных учреждениях начинается с первой младшей группы. Лепка естественным образом пробуждает у детей интерес к творческой деятельности. Важно отметить, что по своей природе лепка, как процесс создания физических объектов (в противоположность художественной деятельности, связанной с созданием образов на бумаге и на экране компьютера) в большей ориентирует детей на создание материальных ценностей, закладывая основы практичности.

0
Тюкаева Татьяна Вячеславовна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
pyfer@mail.ru
Сторожева Наталия Юрьевна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
4ernowo4ka@mail.ru

Пластилин – замечательный материал, лепить из которого просто и увлекательно, в особенности детям, к тому же пластилин доступен во множестве цветов.

Использование лепки в дошкольных учреждениях начинается с первой младшей группы. Лепка естественным образом пробуждает у детей интерес к творческой деятельности. Важно отметить, что по своей природе лепка, как процесс создания физических объектов (в противоположность художественной деятельности, связанной с созданием образов на бумаге и на экране компьютера) в большей ориентирует детей на создание материальных ценностей, закладывая основы практичности.

Лепка из пластилина способствует формированию художественного вкуса, пространственного мышления и воображения.

Игровая форма обучения лепке имеет множество преимуществ. Занятия по лепке задействуют игровую форму обучения и позволяют сделать процесс усвоения новой информации естественным и свободным от напряжения. Готовые изделия практически мгновенно становятся объектом детских игр.

Различные виды художественной деятельности стимулируют развитие у детей определенных приемов работы руками. Лепка позволяет приобрести навыки работы одновременно обеими руками, развить мышцы пальцев и пространственное мышление. При лепке происходит массирование активных точек на пальцах детей, что стимулирует функционирование мозговой деятельности. Также при лепке активизируется развитие мелкой моторики и улучшается координация движений.

Тактильные ощущения при лепке благотворно влияют на нервную систему детей, поэтому гиперактивным и легко возбудимым детям лепка рекомендуется в качестве оздоровительной психологической процедуры.

Лепка является эффективной подготовкой для последующего обучения письму. Также лепка развивает память детей и способность следования инструкциям преподавателя. Все это является весьма уместными элементами дошкольного обучения.

Мышечная память в отношении базовых навыков лепки позволяет детям успешнее справляться с иными задачами, где требуется задействовать мелкую моторику рук.

В средней группе мы закрепляем приёмы лепки: раскатывание шарика, цилиндрика (валика), учим прищипыванию, вытягиванию отдельных частей из целого куска. Учим сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета.

И начинаем знакомить со стекой!

Так вот данное занятие можно использовать для закрепления таких техник, а так же делению бруска пластилина на равные части стекой.

Это занятие мы приурочили ко «Дню космонавтики». Провели предварительную работу: читали рассказы о космосе, стихи, рассматривали иллюстрации, говорили, что такое космос, звезды, невесомость, знакомились с фотографиями известных космонавтов.

Мы решили сразу несколько педагогических задач:

– расширение знаний детей о космосе, средством декоративно-прикладного творчества;

– формирование у детейинтереса к художественно-творческой деятельности;

– развитие познавательного интереса;

– обогащение словарного запаса;

– развитие мелкой моторики, памяти, мышления.

Для выполнения лепки космонавта не требуются сложные или дорогостоящие элементы, все необходимое – это: 3 бруска пластилина, стеки, подставка под пластилин, овал из любого пластика (мы использовали пластиковые бутылки), лист картона с изображением космоса (воспитатель может нанести рисунок сам), фотография Ю.М. Гагарина.

На первом, подготовительном этапе дети раскладывают элементы будущей композиции на столе. Лист картона с изображением космоса сразу пробуждает интерес и воображение, поскольку дает некоторое представление о будущем результате творческого процесса.

Затем дети начинают работать с пластилином. Вначале назначение формируемых в соответствии с рекомендациями воспитателя деталей неочевидно для ребенка. Подобная ситуация стимулирует работу воображения. Дети пытаются представить, как получающиеся у них новые детали впоследствии соберутся в фигурку космонавта. По ходу занятия постепенно для детей становится понятным, как именно будет выглядеть космонавт в скафандре. Это, в свою очередь, стимулирует процесс аналитического мышления у детей и развивает познавательный интерес дошкольника.

На завершающем этапе дети помещают фотографию Гагарина на шлем скафандра, как бы вдыхая жизнь в изображение, что является для них интересным и волнующим опытом.

Четко сформулированная пошаговая инструкция практически исключает возможность ошибки при изготовлении изображения космонавта, что позволяет детям укрепить веру в свои силы и творческие способности.

Резюмируя, можно рекомендовать широкое использование в средних дошкольных группах занятий по лепке, подобных описанному, для развития у детей важных навыков и ключевых аспектов психической деятельности.

Для работы нам потребуется (Фотография 1):

– три бруска пластилина (цвет дети могут выбрать сами);

– лист картона с изображением космоса;

– стеки;

– подставка под пластилин;

– пластиковый овал (вырезает педагог заранее из пластиковой бутылки, края затачивая пилочкой);

– фотография Гагарина.

Поэтапная инструкция по лепке изображения космонавта:

Фон готовится заранее.

Фотография 1

Берем брусок пластилина (цвет дети могут выбрать сами) и делим его стекой пополам (Фотография 2).

Фотография 2

Из одной части розового пластилина катаем шарик (размяв пластилин руками, что бы он стал мягче и пластичнее) (Фотография 3).

Фотография 3

Далее приплющиваем полученный шарик, делая из него плюшку (Фотография 4).

Фотография 4

И прикладываем на наш «космический фон», используем ориентир, что бы детям было проще ориентироваться на основе. Итак, прикладываем нашу плюшку-голову под «звездный ковш» (Фотография 5).

Фотография 5

Продолжаем работу со второй частью розового пластилина. Также разминаем, раскатываем шарик, а шарик раскатываем в столбик (Фотография 6).

Фотография 6

Столбик расплющиваем пальцами, получая овальную плюшку, и прикладываем ее к нашей голове (Фотография 7).

Фотография 7

Основа космонавта готова и мы начинаем вылепливать мелкие детали. Берем следующий брусок пластилина и начинаем так же, как и в начале, делить его пополам (Фотография 2).

Одну половину бруска пока кладем в сторону (чтобы этот кусок не путал и не мешал детям). А вот вторую половину делим стекой пополам (Фотография 8).

Фотография 8

Откладываем одну половинку в верхний угол нашей белой подставки и работаем с другой половинкой (Фотография 9), деля стекой эту половинку пополам.

Фотография 9

А затем каждую половинку тоже делим стекой пополам (Фотография 10).

Фотография 10

Те же действия мы повторяем с кусочком пластилина, который отложили в верхний угол и в итоге получаем 4 и 4 маленьких кусочка (Фотография 11).

Фотография 11

Начинаем вылепливать руки нашего космонавта. На каждую руку приходится по 4 кусочка пластилина. Поэтому помогаем детям не смешивать наши кусочки.  Мы берём маленький кусочек, разминаем пальчиками, катаем шарик, а затем раскатываем короткий цилиндрик (Фотография 12). Очень важно проконтролировать детей , что бы они раскатали именно короткий столбик, а уже по первому, понимая размер, они легко катают остальные.

 

Фотографии 12–13

Так, поочередно, раскатывая кусочки в столбики, формируем руки космонавта. По четыре столбика на каждую «руку» (Фотография 14).

Фотография 14

Вылепливая «ноги» повторяем те же операции, что и с руками. Берем половину бруска, которую мы отложили и начинаем делить как на (Фотографии 8–11).

Из кусочков катаем короткие столбики как на фото 12 и получаем «ноги» (Фотография 15).

Фотография 15

И остался последний шаг…

Берем третий брусок пластилина и отрезаем стекой коротенькую часть от основного бруска (Фотография 16).

 

Фотографии 16–17

Короткую часть оставляем, а длинную убираем в коробку. Короткую часть делим пополам (Фотография 18).

Фотография 18

Из каждой части катаем короткие цилиндрики, формируем наушники (Фотографии 19–20).

 

Фотографии 19–20

Далее берем фото Гагарина, прикладываем на голову и сверху накладываем пластиковый овал (Фотографии 21–22).

 

Фотографии 21–22

Хотелось бы добавить, это занятие можно назвать итоговым. В течение года мы отрабатывали технику катания «шариков» и «столбиков», параллельно упражняясь в делении на части и повторяя счет.

Список литературы:

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз-дидактика, 2007.
2. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.
3. Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. Я леплю из пластилина… М.:ООО ИКТЦ «Лада», 2010.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.