Рубрики
Дошкольное образование

Набор деревянных кукол

Игрушка – лучший помощник ребенка в его развитии. Именно через игрушки дети познают мир, знакомятся с цветом, формой, величиной, развивают воображение, логику, творческое мышление и другие важнейшие высшие психические функции.

0
Орлова Марина Викторовна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1748 “Вертикаль”»,
orlovamv@vertical1748.ru
Балашова Елена Евгеньевна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1748 “Вертикаль”»,
balashovaee@vertical1748.ru

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых.

Корчак Я.

Игрушка – лучший помощник ребенка в его развитии. Именно через игрушки дети познают мир, знакомятся с цветом, формой, величиной, развивают воображение, логику, творческое мышление и другие важнейшие высшие психические функции.

И сегодня, кажется, наши дети не испытывают дефицита в игрушках – ни дома, ни в детском саду. Их так много, что порою глаза разбегаются даже у взрослых. А вот дети, к сожалению, не всегда знают, как с ними играть. Практика показывает, что у современных детей от огромного количества игрушек уровень развития самого процесса игры невысок. Чаще игровые действия ограничиваются манипулятивными действиями, а сюжетная линия более чем элементарна. Современные родители даже не предполагают, что игрушка может быть многофункциональной. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир через игру и игрушку, а, значит, задача каждого педагога научить детей играть.

Игровой процесс обеспечивает ребенку адекватное восприятие и познание социокультурных отношений. Он является особенной формой развития мироощущения ребенка, при котором развивается его связь с миром. И куклы в игровом процессе являются важным явлением духовной культуры развития личности, обеспечивают связь между поколениями, понимание в одинаковом ключе социальных, нравственных норм поведения. Они являются неотъемлемой частью игры и имеют большое значение в последующем формировании личностных качеств ребенка. Педагоги отмечают, что сам игровой процесс и то, чем при этом пользуется ребенок, закладывают основополагающий круг его навыков, понятий. Подготавливает его к взрослению и общению с окружающим миром. Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме.

Игра с куклой – это древний и сложный по содержанию процесс человеческой культуры. Она выполняет крайне важную функцию в процессе социализации. Кукла – это результат не многолетнего, а многовекового прогресса становления нашей цивилизации. Ведь куклы – это древнейший элемент жизни людей. Первые куклы, дошедшие до нас – египетские. Даже у них, в те древние времена были подвижные суставы, натуральные волосы.

С давних времен дети играли с деревянными игрушками. На Руси отец, еще только ожидая появления ребенка, искусно вырезал из дерева куколок, медведей, белочек, лошадок. Современные дети тоже любят играть в игрушки из дерева. Ведь дерево на сегодняшний день – один из самых экологически чистых, натуральных и безопасных материалов для ребенка.

Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. Через игру ребенок учиться жизненным ситуациям, познает окружающий мир, приобретает необходимые навыки и знания. Благодаря кукле ребенок учится понимать отношения между взрослыми людьми. Ребенок примеряет на себя роль, которую чаще всего наблюдает в поведении близких взрослых или посторонних людей, которых он видит в повседневной жизни. Кукла олицетворяет детям самих себя. А дети, в свою очередь, проигрывают роль родителей. Куклы являются отражением ребенка, помогают ему реализовать свой собственный опыт общения с окружающим миром. В играх с куклами малыш использует свои творческие способности, воображение и богатую фантазию, что крайне важно с точки зрения его психологического развития. Ребенок «оживляя» куклу, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и знаний. А в результате можно увидеть и проанализировать поведение членов его семьи со стороны, глазами ребенка. Таким образом, малыши пытаются реализовать свои идеи и приобретают некий опыт. По сути, дети берут пример со взрослых, в большей степени копируя своих родителей, а затем перекладывают эту модель поведения на своих кукол. Игры с куклами позволяют воспроизводить разные ситуации, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Набор деревянных кукол «Семья» для детей – это не просто дидактическое пособие, это великолепный набор кукол,которые станут любимыми игрушками каждого ребенка! Состав семьи в игровом наборе не ограничивается стандартным «папа, мама, ребенок», здесь есть даже бабушка, дедушка, брат, сестра. Куклы трех поколений семьи помогут организовать сюжетно-ролевые, театрализованные игры на тему отношений между детьми и родителями, братьями и сестрами. Играя с этими куклами можно познакомить ребенка с такими понятиями, как: большой – маленький, молодой – пожилой, младший – старший. Кукол можно расставить по возрасту, посчитать их, пользуясь прямым, обратным, количественным и порядковым счётом. Ребенок может наделить персонажей любым настроением и характером, открывая простор для развития творчества и воображения. С куклами будет интересно играть как девочкам, так и мальчикам. Играя в комплект « Семья» у ребенка обогащается социально – игровой опыт, дети учатся самостоятельно распределять роли, договариваться, подбирать необходимый игровой материал.

Симпатичные куклы набора выглядят как настоящая дружная и счастливая семья, которая может зажить интересно и насыщенно с выходами в театр и в кино, поездками на машине, походами в детский сад и в школу. Ребенок становиться настоящим режиссером своей истории.

Забавные и добрые куколки изготовлены из приятного полированного натурального материала – дерева. Волосы из шерстяных или хлопчатобумажных нитей. Современная одежда сшита из тканей ярких и хорошо сочетаемых расцветок. Взаимодействие с игрушками такого плана формируют у ребенка эстетический вкус, развивают тактильно-осязательное восприятие, а игра сама по себе становится живее и активнее. Благодаря тому, что ручки и ножки у кукол сгибаются, их можно посадить или придать им необходимое для игры положение. Игра в таких куколок – неподдельное «зеркало» детско-родительских отношений и показатель того, как он воспринимает модели поведения внутри семьи, какую роль отводит себе.

Сначала ребенку можно предложить самостоятельно рассмотреть кукол. Через некоторое время уточнить с ним членов семьи. Если ребенок затрудняется в определении родственных связей, можно помочь ему, определив одну из кукол (папа или мама). Например: «Как ты думаешь, кто эта кукла с двумя косичками? Кто ее мама? А папа?..»

От того, какими куклами и как будут играть современные дети, возможно, в большей степени зависит их будущее отношение к людям и к миру, их способность понимать ближнего и прежде всего – самого себя.

Деревянные куклы с гибкими ручками и ножками: бабушка, дедушка, мама, папа, брат и сестра с яркими улыбками помогут ребенку научиться таким важным функциям, как планирование, рассказывание, чувству эмпатии. Бывает непросто объяснить ребенку кто такие бабушка и дедушка, кем они приходятся маме и папе, ему, его брату или сестре, и в этом может помочь кукольный набор «Семья». Таких кукол можно использовать для домашних театрализованных представлений и разыгрывать небольшие сценки с участием прототипов всех членов семьи. Они очень нравятся детям и помогают обыгрывать самые различные социальные ситуации.

Фотография 1

Многие сюжетно-ролевые игры детей предполагают определенную модель организации игрового пространства, включая наличие и расстановку специальной мебели, приборов, аксессуаров, текстиля, вязаных предметов и прочих принадлежностей. Особенно нравятся детям готовые модели современных зданий, домиков сказочных дворцов, оснащенных всей необходимой мебелью. В таких домах можно обыгрывать любую сюжетную игру. Кроме того, эти игрушечные здания можно обставлять и украшать по своему желанию, превращая, например, в магазин, аптеку, поликлинику и прочие социокультурные объекты, позволяя вводить в обиходную лексику малыша названия профессий и действия людей этих специальностей.

Кого поселить в каждой комнате – вопрос не из легких! Ведь очень важно, чтобы игрушки не просто помещались в здании, но и были соразмерны всем игровым аксессуарам: помещались за столом, проходили в дверные проемы и свободно поднимались по лестнице, не задевая головой потолок и не теряясь среди огромной мебели.

Фотография 2

Педагоги часто наблюдают, как неохотно дети рисуют фигуру человека. Для них представляется сложным выдержать пропорции человека. Набор человечков «Семья» может стать незаменимым материалом для обучения детей рисованию фигуры человека, как в статичной позе, так и в движении. Фигурки человечков, имеют подвижное гибкое тело с возможностью зафиксировать любое движение в нужном положении. Таким образом, можно добиться от фигурки любого положения и поучиться прорисовывать его. Кроме того, размер фигурки человечка позволяет на первичном этапе не усложнять ребенку задачу сохранения на листе нужных пропорций, а помогает срисовывать или, даже, обвести в оригинале.

Если дополнить набор «Семья» фигурками домашних животных, можно устроить целое фермерское хозяйство и обогащать лексикон названиями семейки тех или иных питомцев – зверей или домашних птиц.

Фотография 3

Играя, ребёнок учится фантазировать и познавать мир, создавать что-то свое. Поэтому на первом этапе лучше не предлагать готовых вариантов, а дать возможность ребенку самому проявить изобретательность, творчество. Предложите детям построить из конструктора для кукол сначала мебель, затем квартиру, дом, детскую площадку и так далее. А можно разместить уже готовую игрушечную мебель в домике, которая по размерам подойдет их куклам – это поможет детям еще в детстве научиться обустраивать свой дом и быть в нем хозяевами, точно зная распределение обязанностей каждого из членов семьи, в том числе учитывая и гендерный принцип.

В заключение хочется сказать, что сегодня, погружаясь в ретроспективу мира кукол, анализируя и сравнивая исторический и современный материал игр детей с куклами, мы, несомненно, делаем вывод, что кукла – это знаковый предмет как культурное средство развития ребёнка. В сознании малыша возникает способность одновременного восприятия и использования деревянного набора кукол «Семья» и как утилитарного, и как символического, а также обнаруживает сходство со способностью к предметному замещению, возникающую еще в раннем дошкольном детстве и продолжается весь игровой период. Ребёнок, имея дело с готовым стандартизированным образом куклы, строго ограничен в возможностях его интерпретации. В то же время богатейший арсенал деревянного набора кукол «Семья» может быть активно использован в развитии творческого потенциала современного ребёнка.

Список литературы:

1. Английская народная песенка Finger family в обработке на русском языке.[Электронный ресурс]. URL: http://www.megalyrics.ru/lyric/anghliiskiie-piesienki-dl/finger-family.htm (дата обращения: 31.03.2017).
2. Гамазкова И.Л. Волшебная семья.[Электронный ресурс]. URL: http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/raskazy-dlja-detei/raskazy-o-seme-dlja-shkolnikov.html (дата обращения:03.04.2017).
3. Железнова Е. Фрагмент песни «В автобусе». [Электронный ресурс]. URL: http://mp3.cc/m/793294-zheleznova/37456901-vot-my-v-avtobuse-sidim/ (дата обращения:31.03.2017).
4. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 1995. Кн. 2. Психология образования.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.