Рубрики
Воспитательная работа

«С чего начинается добро?»: об опыте формирования нравственности подрастающего поколения

С чего начинается формирование характера ребенка? С поступка и примера, который он видит у окружающих: родителей, других взрослых, сверстников. Причем уже в самом раннем возрасте. Когда определенные черты превращаются в устойчивые качества? Тогда, когда происходит повторение и закрепление одних и тех же действий и реакций. Поэтому базисная основа личности закладывается уже в детстве, закрепляется в подростковом возрасте и становится устойчивой во взрослом состоянии. И многое, если не все, зависит от взрослых.

0
Камышева Жанна Владимировна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
zhanna-kamysheva@yandex.ru

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Толстой

С чего начинается формирование характера ребенка? С поступка и примера, который он видит у окружающих: родителей, других взрослых, сверстников. Причем уже в самом раннем возрасте. Когда определенные черты превращаются в устойчивые качества? Тогда, когда происходит повторение и закрепление одних и тех же действий и реакций. Поэтому базисная основа личности закладывается уже в детстве, закрепляется в подростковом возрасте и становится устойчивой во взрослом состоянии. И многое, если не все, зависит от взрослых.

«Посеешь привычку, пожнешь характер» – так учит нас народная мудрость. Поэтому, какие качества мы поддерживаем, одобряем в детях, таких людей и воспитаем в итоге: их черты характера, устойчивые привычки и мировоззренческие позиции. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растет то, что мы выращиваем в душе, – таков вечный закон природы».

В последнее время все чаще в нашем обществе стали появляться примеры бескорыстного служения, помощи людям. Эти люди несут в себе огонь, который показывает путь другим, особенно тем, кто нуждается в помощи. Проявления самых лучших душевных качеств, социальной активности – залог здоровой личности. Помните, стихотворные строки Н. Заболоцкого: «То, что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Чем мы наполним наш «сосуд», нашу душу и души наших детей, зависит от нас самих. Равнодушием, завистью, ленью или добром и светом?

Конечно же, мы очень хотим, чтобы в душе каждого горел огонь, тепло которого, обогрело бы многих. Формировать чувство доброты, и прививать желание помогать необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду и условия для возможности развития и укрепления чувства сопричастности с другим человеком, развития желания помогать ближнему.

Формирование социальной активности учащихся – одно из основных направлений развития современной школы. И на сегодня это широкое поле деятельности. Последние исследования в области ценностных ориентаций молодежи показывают, что у подрастающего поколения постепенно меняется ценностно-смысловая структура сознания, особенно это заметно по 14–15 летним современным школьникам. Эта молодежь наиболее мотивирована на общественно-полезную работу. Участие в добровольческой деятельности также выглядит для них очень привлекательно. Они говорят о том, что через участие в добровольческом движении можно «воспитать себя для взрослой жизни», «многому научиться», «проявить себя». Ребята считают, что у них есть энергия, которой готовы делиться. Они готовы ее использовать не только для своего собственного блага. Отдавать, получая взамен опыт общения и позитивные эмоции. Это серьезный, осознанный выбор. Это – выход за рамки привычного. Это – ответственность. Это – духовный рост и познание себя. И это – большое счастье.

 

Фотографии 1–2

Поэтому вовлечение молодежи в позитивные социальные практики приобретает исключительно важное значение. Волонтерство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество. Ведь добровольческая деятельность постепенно становится частью социальной среды общества.

Как работает механизм создания волонтерской организации в образовательной организации? Иногда это маленькая идея, которая постепенно перерастает в большое дело.

Именно идея, о том, что помогать легко и приятно, послужила толчком к началу большого масштабного проекта под названием «А если умножить добро».

Одна из учениц школы № 1359 Фомина Анастасия – автор и лидер детского социального благотворительного проекта «А если умножить добро» (ссылка: http://mishka-dobro.livejournal.com/).

В 2012 г. Анастасия исследовала вопросы значения общечеловеческих ценностей в современном мире, традиций благотворительности в России. Защитив проект в классе, вместе со сверстниками девочка стала заниматься благотворительностью, организовав «Эстафету добрых дел»: оказание помощи социально-незащищенным семьям, воспитанникам детских домов, детям с различными заболеваниями, людям старшего поколения.

Символом проекта, его визитной карточкой, стал игрушечный мишка, который потерялся в путешествии, но смог вернуться в Москву с помощью многих добрых людей. И теперь игрушечный Мишка путешествует по миру, передавая эстафету добра.

В школе Анастасия нашла много единомышленников, учащихся-волонтеров, которые помогают организовывать и проводить различные благотворительные акции. На данный момент волонтерское объединение «А если умножить добро» насчитывает более 70 человек.

Настя и учащиеся-волонтеры активно вовлекают в проект все новых и новых участников, выступая перед обучающимися, воспитанниками и педагогическими работниками школы № 1359, учащимися других московских школ, выступая на различных городских площадках. А посредством информации в своих блогах в «Живом журнале», «ВКонтакте», «Инстаграм» привлекают к добровольческой деятельности обучающихся школ и взрослых различных регионов России и стран зарубежья.

К проекту «А если умножить добро» присоединились обучающиеся из других школ г. Москвы, ребята г. Екатеринбурга, г. Уфы, г. Санкт-Петербурга, г. Сочи, г. Донецка (Украина). Проект активно поддержала команда КВН «Уральские пельмени». Эстафету добрых дел поддержали студенты из города Килкени (Ирландия).

Учащиеся-волонтеры организуют сбор сладких подарков, игрушек, книг, канцелярских товаров и отправляют их в детские дома, социальные приюты, дома престарелых, многодетным семьям в Архангельской, Брянской, Калужской, Костромской, Кировской, Тульской, Омской, Ярославской областях, Удмуртии, Бурятии.

Участники проекта активно сотрудничают с благотворительными фондами: «Подари жизнь», «Галчонок», «Созидание», «Виктория», «Старость в радость», «Русская береза», «Жизнь как чудо», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», с Попечительским Советом во имя святителя Алексия митрополита Московского («Какпомочь.ру»), общественными организациями инвалидов и семей с детьми-инвалидами «Мир для всех», «Д.О.М.», общественным объединением «Новороссия», социальными центрами: КЦСО «Жулебино» г. Москва, ГБУ СОН АО «Красноборский КЦСО» Архангельская область.

Благодаря активной поддержке в социальных сетях интернета, проект «А если умножить добро» получил широкую информационную поддержку, как в России, так и за рубежом: в  Швейцарии, Голландии, Ирландии, Финляндии, Кипре. А символ проекта, игрушечный Мишка, побывал на таких значимых мероприятиях как: 49 сессия ООН против пыток, заседание Европейского суда по правам человека, Детское Евровидение, награждение международной премией правозащитного движения – Премии Мартина Энналса.

Деятельность Анастасии и ее соратников была высоко оценена Всероссийской общественно-государственной инициативой «Горячее сердце».

В 2014 г. Фомина Анастасия была награждена Нагрудным знаком «Горячее сердце» за готовность бескорыстно прийти на помощь и преодоление трудных жизненных ситуаций.

В 2016 г. детский социальный благотворительный проект «А если умножить добро» был признан лучшим школьным проектом года на V международном конкурсе коммуникационных проектов «EventiadaAwards– 2016».

Работа над проектом показала, что одним маленьким примером неравнодушия, желанием помогать, проявлять свою социальную активность, можно достичь больших результатов. Что, демонстрируя окружающим свою активную жизненную позицию, мы тем самым даем многим ориентир, направление пути. И, что наиболее ценно и важно, мы приобщаем наших детей к ценностям добра, милосердия, веры, развиваем их духовно и нравственно.

Работа над проектом продолжается. Число участников проекта уже превысило 5000 человек. Оказывается, очень многие люди готовы протянуть руку помощи. Но среди будней  им просто не хватает повода.

Детский социальный благотворительный проект «А если умножить добро» стал таким поводом для многих. Добрые дела превратились в традицию. Поэтому лозунг добровольцев проекта «Помогать легко!»

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006.
3. Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и молодежи в местном сообществе /Сборник материалов. М., 2015.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0