Рубрики
Дошкольное образование

Значение экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

В дошкольных отделениях в настоящее время очень много внимания уделяют экспериментальной деятельности. И не зря! Ведь дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. Эксперимент обогащает память, мышление дошкольников. У ребят очень быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения. В дошкольном отделении экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Зеленская Екатерина Александровна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
zelenskiy84@mail.ru
Романова Валентина Юрьевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
vale4ka78@mail.ru

В дошкольных отделениях в настоящее время очень много внимания уделяют экспериментальной деятельности. И не зря! Ведь дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. Эксперимент обогащает память, мышление дошкольников. У ребят очень быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения. В дошкольном отделении экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Всем известно, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому и занятия экспериментированием всегда должна содержать множество элементов игры, а также осуществляться в процессе общения педагога и ребенка, либо детьми между собой. Так ребятам легче будет усваивать даже сложные понятия.

Экспериментирование дает толчок к развитию у дошкольников многих необходимых для обучения в школе качеств. Это мышление, внимание, усидчивость, наблюдательность и многие другие. Детское экспериментирование очень тесно взаимосвязано с другими видами дошкольников. Оно непосредственно помогает развивать личность ребенка не менее эффективно, чем игровая ведущая деятельность. А если совместить игру и эксперимент, то получившийся вид деятельности будет самым продуктивным для личностного становления дошкольника. Когда ребенок увлечен активной познавательно-исследовательской деятельностью, то у него развивается кругозор, представления о мире. В настоящее время образование детей невозможно без инновационных технологий, которые формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, развивают творчество ребят. Поэтому появляется необходимость прибегать к экспериментальной деятельности – методу, который наилучшим образом формирует универсальные знания дошкольников. В ходе эксперимента дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить , собирать и обрабатывать информацию, охотно анализируют полученные результаты.

Так как же протекает процесс экспериментирования в дошкольном отделении?

Первая ступенька к началу экспериментирования – наблюдение. Дети смотрят на различные объекты, предметы и у них идет интенсивный мыслительный процесс. В результате этого процесса развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.

Вторая ступень к проведению эксперимента – размышление об увиденном. Дошкольник начинает размышлять о том, что увидел. это помогает ему выдвинуть ту или иную исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это.

На третьей ступени дети измеряют, делают замеры и так далее. На данной ступени ребята используют первичные математические знания. Идет проверка гипотезы, которая вызывает необходимость придумывать невероятные предположения. Тут речь идет о неумеренной детской фантазии и воображении.

Четвертая ступень – предсказание. О том, за чем ребенок наблюдал ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно получится в итоге. Овладение последними ступенями экспериментальной деятельности даются детям сложнее, чем, например фантазирование о результатах предстоящего опыта, но зачастую большинство дошкольников отлично справляются с ними.

Обучение экспериментированию должно быть организовано специально. В ходе проведения эксперимента педагог оказывает всяческое содействие детям. Взрослый помогает планировать разные опыты, проводит познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы.

Экспериментальная деятельность в развитии детей дошкольного возраста имеет очень большое значение. Она развивает у дошкольников познавательную и творческую активность, его коммуникацию, формирует эмоциональную сферу, помогает почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, найти ответы на интересные вопросы.

 

 

 

Фотографии 1–6

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Гаврина С.В., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем познавательные способности у детей 5–7 лет. М.: Академия развития, 2006.
3. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. СПб.: Детство-Пресс, 2015.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.