Рубрики
Русский язык

Лапина О.А., Кирчева О.Г. Образ русской природы в художественных текстах и в живописи

 Лапина Оксана Адольфовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 374»,
lapina671@mail.ru
 
Кирчева Ольга Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 374»,
o.kircheva@gmail.com

 

Важнейшим средством формирования у обучающихся культуроведческой компетенции является работа с текстом. В процессе такой работы ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста, именно при таком условии усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры. Художественный текст является сокровищницей знаний о культуре и истории народа, отражением этой культуры и истории и одновременно результатом духовной деятельности человека. В ходе лингвистической работы учащиеся не только наблюдают, как «живет» и «работает» слово в художественном тексте, но и учатся искусству внимательного, вдумчивого чтения, которое становится как бы «сотворчеством с автором».

На примере данного дидактического материала мы показываем пути формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка: взаимосвязь русского языка и литературы, работа с репродукциями картин известных русских художников, работа с художественными текстами, работа с внеязыковым материалом (фотография, рисунок).

Цель – познакомить с деревьями, повлиявшими на формирование русского национального самосознания, с растительной символикой в русских художественных произведениях,со взаимоотношениями человека и природы, учить анализировать художественный текст, воспитывать уважение к культуре своего народа формированием культуроведческой компетенции на уроках русского языка.

Текст с национально-культурным компонентом, содержащим сведения о русской культуре, о быте, традициях

«О деревьях русской земли»

1

Береза – у славян это одно из самых почитаемых деревьев. Она считается солнечным, чистым деревом, которое приносит счастье, свет и радость в любой дом. Ее красота завораживает любого человека.

В русских заговорах использовался образ березы, перевернутой корнями вверх. На бересте писали прошения к лешим, приколачивая их к деревьям. Из бересты изготавливали предметы домашнего обихода (кузовки, лукошки).

На Руси в православный праздник Святой Троицы было принято окружать березу всеобщим вниманием. Девушки украшали березку лентами, цветами, водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели венки.

1. Выпишите из 1-го абзаца все местоимения и укажите разряд каждого.

2. Найдите во 2-м абзаце слово, образованное бессуффиксным способом.

3. Найдите в 1-м предложении последнего абзаца грамматическую основу и укажите вид сказуемого.

Художественный текст русской литературы

Культуроведческий подход предполагает осуществление связи с курсом литературы: на уроках русского языка необходимо рассматривать особенности употребления слова в произведениях русских писателей.

2

Никто из русских поэтов не посвящал столько стихов этой белоствольной красавице, сколько Сергей Есенин:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

1. Какие образные средства встречаются в этом стихотворении?

2. Определите, сколько мягких и твердых со­гласных в слове холщовый?

И. Левитан «Березовая роща»

Художественный текст русской литературы

3

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравне­ний. Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево; вней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка Ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.

Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие лю­бую работу…

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юности, детство – и в душе любовно обни­маешь это дерево как самое близкое и дорогое. (Н. Жуков)

1. Определите, к какому стилю относится текст – научному, публицистическому, художественному или разговорному? Аргументируйте свое мнение.

2. Назовите основные стилистические и синтаксические выразительные средства в тексте.

3. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью

Работа с репродукцией картины

4

Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтоб ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединен­ных голубой эмалью неба. «Если бы хоть деся­тую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», – подумал я. (И. Грабарь)

И. Грабарь «Февральская лазурь»

1. Отметьте в тексте предложения с обособлен­ными определениями и обособленными об­стоятельствами.

2. Выделите морфемы в словах: открывшегося, перекликание.

Текст, знакомящий обучающихся с традициями русского народа

Деревом-оберегом считается в народе вéрба. Она нейтрализует грозу в доме. Верба первая покрывается почками, первая возвещает приход весны. Православные христиане называют последнее воскресенье, предшествующее Пасхе, Вéрбным Воскресеньем в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим.

5

Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесной горечью живою, дремуче-дремучим ду­хом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… – никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости… будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи сов­сем светло, будто это от вербы – свет. (И.Шмелев. Лето Господне)

Задание: Произведите синтаксический разбор последнего предложения. Подчеркните в нем члены предложения и обозначьте все части речи.

О цветах русской земли

В своих цветочных пристрастиях народ отражает черты национального характера. Любимые русскими полевые цветы вбирают в себя огромный мир.

Поле – излюбленный образ русских песен. Особенно прекрасно русское поле весной и летом, когда расцветают цветы. Красота полевых цветов – источник вдохновения русских поэтов.

Работа с художественным текстом русской литературы

Задание. Назовите средства языковой выразительности в стихотворениях.

1

Есть в полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Увидят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

(И. Бунин «Полевые цветы»)

2

Цветики убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг

Крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез.

Белая фиалка высится стройна,

Белая ромашка в зелени видна.

Здесь иван-да-марья, одуванчик там,

Желтенькие звезды всюду по полям.

(В. Брюсов «Цветики убогие северной весны»)

3

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?..

Б. Щербаков. Колокольчики мои

(А.К. Толстой. Колокольчики мои)

II. Анализ текста, знакомящего обучающихся с традициями русского народа

Троицын день

(1) На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей. (2) Все спешат набирать букетцы, говорят мне – тебе останется… (3) Все нарядные, в легких и светлых платьях. (4) На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! (5) Я гуляю по комнатам. (6) Везде у икон березки. (7) И по углам березки, в передней даже, словно не в доме, а в роще. (8) И пахнет зеленой рощей…

(9) …Мы идем все с цветами. (10) У меня ландышки, а в середке большой пион. (11) Ограда у Казанской зеленая, в березках. (12) Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. (13) Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. (14) В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. (15) Входим, как будто в рощу. (16) В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. (17) И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно.

Б. Кустодиев. Троицын день

(18) Теплятся в зелени лампадки. (19) Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. <…> (20) Березки и в алтаре – свешивают листочки на престол. (21) На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами березки, и они шелестят над ним. (22) Это что-то… совсем не в церкви! (23) Другое совсем, веселое…(И. Шмелев «Лето Господне»)

Задание 1. Расскажите, с каким русским православ­ным праздником связано украшение жилищ и церквей молодыми березками? Что вы знаете об этом празднике?

Задание 2. В тексте используется церковная лексика. Назовите незнакомые или непонятные вам слова. Обратитесь к словарю.

Задание 3. Объясните все встретившиеся случаи слитного и раздельного написания не.

Задание 4. Какие слова являются доминирующими в тексте?

Задание 5. Сделайте словообразовательный анализ слова обзеленись.

Задание 6. Найдите в тексте односоставные предложения. Подчеркните их.

Задание 7. Сколько грамматических основ в предложении 21?

Задание 8. Передайте содержание этого текста одним предложением.

Темы творческих работ

1. Темы сочинений:

«Мое любимое дерево» (Описать свои чувства, отношение к дереву.)

«Гуляя по русскому полю…» (Описать любимый вами полевой цветок.)

2. Творческая работа «Моя встреча с ландышем» (Описать встречу с этим цветком.)

3. Какие цветы вы разводите в своем саду? Расскажите какую-нибудь историю, связанную с этим. Напишите о своем любимом цветке русского сада.

4. Нарисуйте сирень, растущую в вашем дворе, саду.

5. Какие легенды и предания связаны с дубом в нашей культуре?

6. Работа над проектом «Цветочные пристрастия жителей разных стран» (цель – познание культуры других народов).

Паспорт проекта

Название проекта

«Цветочные пристрастия жителей разных стран»

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект Русский язык, литература
Тип проекта Информационный, групповой, межпредметный
Цель проекта привлечь внимание обучающихся к традициям других народов

Задачи проекта

  • познакомиться с любимыми цветами народов мира;
  • показать  их своеобразие к цветочным пристрастиям;
  • учиться анализировать поэтические и прозаические тексты, произведения живописи;
  • подготовить иллюстративный материал (фотографии, рисунки и др.);
  • отобрать тексты для презентации (сочинения, стихи);
Возраст участников проекта 12–14 лет
Руководитель проекта Учитель русского языка и литературы
Аннотация проекта Идея выпуска Презентации родилась в результате бесед на уроках русского языка чтения текстов о русской природе. Проект представляет возможности узнать, какие цветы особо значимы для жителей других стран, представителей других культур.
Предполагаемый продукт проекта Презентация
Необходимое оборудование и ресурсы Компьютер, цифровой фотоаппарат, принтер, бумага для печати, бумага для рисования и прочее.

Справочный материал

Англия: В Англии роза стала символом войны. В 1455 году два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась Тридцатилетняя война, которая получила название Войны Алой и Белой розы, потому что на гербе одних претендентов на престол была красная роза, а других – белая.

Франция: А во Франции очень любят ландыши. 1 мая в этой стране – праздник ландышей, в этот день города и деревни утопают в цветах. Ландыши принято дарить близким и друзьям.

Япония: Особой любовью в Японии пользуются цветы японской вишни – сакуры. Это национальный символ Страны восходящего солнца. Кроме цветов сакуры в Японии почитается бамбук. Он символизирует выносливость  и гибкость японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

Голландия: В 17 веке в одном голландском городе разведение тюльпанов стало общим увлечением. Есть записи о более 500 разных сортах, которые там разводились и продавались За самые редкие сорта платили фантастически высокие цены, а за единственную редкую луковицу предлагали не только деньги, но и коней, кареты, дома и даже корабли.

Увлекательные задания «Угадай» – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. М.: Ладомир, 2006.
2. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

13 ответов к “Лапина О.А., Кирчева О.Г. Образ русской природы в художественных текстах и в живописи”

Wow that was unusual. I just wrote an really long comment but after I clicked submit my comment didn’t
show up. Grrrr… well I’m not writing all
that over again. Anyways, just wanted to say superb
blog!

Hmm is anyone else having problems with the pictures on this blog loading?
I’m trying to determine if its a problem on my end or if it’s
the blog. Any feedback would be greatly appreciated.

Good day! I could have sworn I’ve visited this blog before but after going
through a few of the posts I realized it’s new to me. Anyways, I’m certainly pleased I discovered it and I’ll be bookmarking it and checking back frequently!

I was suggested this website by my cousin. I’m not sure whether this post is written by him as no one else
know such detailed about my difficulty. You are wonderful!

Thanks!

I have to thank you for the efforts you’ve put in writing this website.

I’m hoping to see the same high-grade content by you in the future
as well. In truth, your creative writing abilities has inspired me to get my very own site now 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.