Рубрики
Дошкольное образование

«Солнышкины сказки» (из опыта работы по применению интегрированного метода в работе с детьми дошкольного возраста)

Одна из основных задач современного образовательного процесса – это формирование всесторонне развитой, целостной личности, в том числе через воспитание патриотических, нравственных, культурных ценностей. Данная задача предполагает совместную творческую работу всех специалистов образовательного процесса. Использование интегрированного метода позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но также проводить воспитательную работу, максимально включать развивающие компоненты, создавать в процессе целостную картину мира, что так важно для формирования личности ребенка.

0
Латыпова Наталья Вадимовна,
музыкальный руководитель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Семина Елена Евгеньевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
elena-sem07@mail.ru

Одна из основных задач современного образовательного процесса – это формирование всесторонне развитой, целостной личности, в том числе через воспитание патриотических, нравственных, культурных ценностей. Данная задача предполагает совместную творческую работу всех специалистов образовательного процесса. Использование интегрированного метода позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но также проводить воспитательную работу, максимально включать развивающие компоненты, создавать в процессе целостную картину мира, что так важно для формирования личности ребенка. Традиционно в нашем ДО педагоги освещают важные даты календаря и государственные праздники, так как это позволяет формировать гражданскую позицию маленького члена общества и включать ребенка в национально-культурную среду государства, «День космонавтики» не исключение. Один из вопросов, который мы задаем детям на момент предварительной работы по данной теме, это «Что такое Родина?» и «С чего начинается Родина». Формирование и воспитание чувства гордости за своих соотечественников происходит как раз через изучение таких тем. Мы стараемся, донести до детей не только «сухую» информацию, по теме, но и сформировать интерес, включить эмоционально-чувственное познание ребенка. Как мы все понимаем, тема космоса сложна для понимания в 5–6 летнем возрасте, однако, если мы погружаем ребенка в атмосферу игры, сказки, фантазии, то все категории усваиваются без труда. Продолжительная предварительная работа, которая проводится совместно с воспитателями и специалистами и даже с родителями, стимулирует неподдельный интерес детей к данной теме и дает возможность реализовать, в результате,  не только образовательную задачу, но и множество других задач. А именно, воспитательные, психолого-педагогические, развивающие, музыкальные задачи. Использование музыкальных произведений и психотерапевтических сказок, позволяют создать развивающую и эмоционально комфортную для ребенка образовательную среду, таким образом, мы стимулируем инициативность, жизнерадостность, любознательность, стремление узнавать больше. Слушание «живого» исполнения музыкального произведения сразу погружает детей в мир воображения и сказки, задает особую специфику познавательного процесса и стимулирует эмоциональную включенность. Исходя из ведущей деятельности данного возраста, мы используем игру в качестве познавательного стимула, а чередование видов деятельности в течение занятия создает эмоциональный и физический комфорт детям. Специалисты нашего ДО часто используют интегрированный метод и, как показывает практика, особенно эффективна интеграция музыкальной и психолого-педагогической работы, которая позволяет работать с детьми с разными возможностями, в том числе и с детьми с ОВЗ. С целью поддержания детской инициативы мы стараемся регулярно создавать ситуации, в которых дети учатся, при участии взрослого, обсуждать важные события со сверстниками, совершать выбор и обосновывать его, оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. Предлагаем Вашему вниманию музыкально-психолого-педагогическое интегрированное занятие «Солнышкины сказки»: конспект по обобщению и закреплению материала по теме «Космос», посвященный празднику «День космонавтики».

Цель:

– закрепить и обобщить знания детей по теме: «Космос» в интеграционном музыкально-психолого-педагогическом пространстве;

– стимулировать интерес детей к знаниям о космосе и планетах.

Образовательные задачи:

– закреплять знания детей о космосе: в космическом пространстве есть звезды, планеты, кометы; закреплять начальные представления о строении солнечной системы: в центре находится Солнце, а вокруг него вращаются девять планет; систематизировать знания детей о покорителях космоса: кто был первым космонавтом, какими качествами должен обладать космонавт, день космонавтики 12 апреля.

Психолого-педагогические задачи:

– развитие воображения, внимания, памяти, мышления, речи;

– развитие индивидуально-личностной сферы ребенка;

– развивать социально-личностную сферу ребенка;

– умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

– выслушивать и дополнять высказывания других детей,

–активизация словарного запаса: ракета, космос, звезда, планета, названия планет Солнечной системы, космический корабль, космонавт и т.д.

Воспитательные задачи:воспитывать чувство гордости за своих соотечественников – первых покорителей космоса; воспитывать желание помочь другому человеку, оказать ему помощь и поддержку; воспитывать дружеские взаимоотношения; формировать навыки самостоятельной работы.

Музыкальные задачи:

– умение слушать музыку и дослушать до конца;

– умение представлять образы в музыке и говорить о них;

– умение выражать характер песни;

– умение выступать перед публикой.

Предварительная работа:чтение детских книг, статей в газетах о космосе, космонавтах, космических явлениях; рассматривание иллюстраций; беседы на темы «Наша солнечная система», «Человек и космос»; знакомство с картой Солнечной системы; просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»; конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению, чертежу, образцу; наблюдение за солнцем на прогулке. Разучивание песен с детьми.

Ход НОД

Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать? (Дети: Да.) Сегодня я предлагаю отправиться в космос. Как вы думаете, а почему мы полетим именно в космос? (Потому что скоро будет праздник – «День Космонавтики».)

– Верно. А когда его отмечают? (День Космонавтики отмечают 12 апреля.)

– А на чем можно полететь в космос? (В космос можно полететь на ракете.)

– Правильно.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к самой красивой звезде, которая называется Солнце. Да-да, вы не ослышались, Солнце – это не планета, а звезда. Но прежде чем мы полетим, давайте немного поговорим и узнаем побольше о Солнышке. Вот послушайте:

Солнце-монетка, – скупой проворчал, (сверкает)

Нет! Сковородка! – обжора вскричал, (горячее, как раскаленная сковорода)

Нет! Каравай! – хлебопек произнес, (похоже на румяный каравай)

Компас! – сказал убежденно матрос, (круглое, как компас)

Солнце-звезда! – астроном объявил,

Доброе сердце… – мечтатель решил (доброе, потому что согревает всех).

(Дети внимательно слушают стихотворение, после обсуждение.)

Ведущий: Солнце–звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы. Солнце играет исключительную роль для человечества. Жизнь была бы невозможна, если бы Солнце светило немного ярче или немного слабее.

Фотография 1

Ведущий: Ну вот, про Солнышко мы знаем уже много. Пора отправляться в путь.

Но перед тем, как мы отправимся в путешествие, давайте мы  с вами превратимся в художников и нарисуем картину в своем воображении, прослушав, музыкальное произведение замечательного композитора А. Рыбникова «Млечный путь».

Фотография 2

(Слушание музыки А. Рыбникова «Млечный путь».)

– Ребята, вы внимательно слушали, а теперь расскажите, что же вы представили? Какие картины вы нарисовали в своем воображении? (Ответы детей.)

– Ну, а теперь, нам пора отправляться, полетели? Начинаем обратный отсчет! («10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!»)

Ведущий: Все на старт! Готовы дети?

Полетим мы на ракете.

Улыбнемся мы друг другу

И быстрей прогоним скуку.

Тайны космоса узнаем,

Все загадки разгадаем,

Мы летим быстрее света

На космической ракете.

Фотография 3

Звучит музыка, выходит Солнышко.

Солнце: Здравствуйте ребята!

Я – яркая звезда,

Горячий, круглый раскаленный шар.

Я живу высоко в небе, поэтому кажусь очень маленькой.

Я вас грею, и освещаю.

Без меня не будет жизни всем живым существам.

А еще я люблю умных детей. А вы умные? (Дети отвечают.)

Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте.

Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин? (Юрий Алексеевич Гагарин – летчик-космонавт, он первый облетел вокруг Земли.)

– Сколько минут Ю. А. Гагарин был в полете? (Ю.А. Гагарин был в полете 108 минут.)

– Когда был совершен полет? (Полет был совершен 12 апреля 1961 года.)

– Как назывался космический корабль, на котором летел Ю.А Гагарин? (Космический корабль назывался «Восток».)

– Каких еще космонавтов вы знаете? (Алексей Леонов, В. Терешкова, Герман Титов и другие.)

– Какими качествами должен обладать космонавт? (Отвечают несколько детей: – Я считаю, что космонавт должен быть умным, много знать и уметь. – Я думаю, что космонавт должен иметь крепкое здоровье, быть сильным, выносливым. А для этого нужно тренироваться, заниматься спортом. – Я думаю, космонавт должен быть дисциплинированным, внимательным.)

– Ребята, а как называется костюм космонавта? (Костюм космонавта называется «скафандр».)

– Вы молодцы, справились с заданием!

Фотография 4

А сейчас я вам расскажу про Солнечную систему.

Солнечная система — это город, в которой находится ваш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты. Их всего 9.

Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали – Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце – это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)

У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты. И сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит:

Физкультурная минутка «Планеты Солнечной системы»

Солнце, в центре круга, выполняет движения вместе с другими детьми:

Хоровод планеты водят – дети, взявшись за руки, идут по кругу.

В вышине на небосводе – руки поднять вверх.

Заключили Солнце в круг – взялись за руки.

И летят за другом друг – легкий бег по круг.у

По порядку все планеты

назовет любой из нас:

Меркурий – раз,

Венера – два,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

И девятая – Плутон.

– Давайте посмотрим на карту Солнечной системы, как располагаются планеты, и вспомним, какие особенности планет вы знаете.

1. МЕРКУРИЙ

самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.

2. ВЕНЕРА

Это самая горячая планета.

3. ЗЕМЛЯ

Планета, на которой вы живете.

4. МАРС

На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком.

5. ЮПИТЕР

Это самая большая планета в Солнечной системе.

6. САТУРН

Вокруг планеты есть кольца. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.

7. УРАН

Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

8. НЕПТУН

Нептун – темно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.

9. ПЛУТОН

Это очень холодная планета.

Фотография 5

Вот мы с вами и узнали про планеты Солнечной системы. А хотите побывать на некоторых из них? (Дети: Да!)

Предлагаю вам отправиться  на планету Плутон. Так как вы уже знаете, что это очень холодная планета. На этой планете живет сказка. А в этой сказке живет  царица с холодным сердцем. И я, кажется, знаю, как это исправить, мы посмотрим сказку и постараемся помочь царице.

Солнце: Вот мы с вами и на планете Плутон. Итак, смотрим сказку.

(Звучит музыка, входит Царица.)

Царица: Ах, как я то хороша,

Раскрасавица – душа!

В тридевятом царстве

Нет меня прекрасней.

Зеркальце, ты скажи, да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милей, всех румяней и белей?(смотрится в зеркало)

Говори скорей ответ!

Зеркало: Ты прекрасна! Спору нет! Но прекрасны все на свете, посмотри, и эти дети!

Царица (бросая зеркало на пол): Ах ты, мерзкое стекло, Это врешь ты мне на зло!

Нет красавицы такой, чтоб сравнилась здесь со мной!

Я, конечно, лучше всех! Буду Я иметь успех!

Укажите мне любую, я ее перетанцую!

Солнышко: Дети, что же происходит с царицей? Почему она такая сердитая? Давайте попробуем растопить ее холодное сердце. Каких качеств не хватает царице? (Доброта, любовь, нежность, понимание, сочувствие.)

Давайте передадим эти качества царице через волшебный цветок.

Ваше величество, мы приготовили вам подарок – волшебный аленький цветок.

Кто его в руки возьмет, сразу станет милее и добрее!

Царица: Спасибо! Спасибо большое!

(Звучит волшебная музыка, царица кружится, превращается в добрую.)

Фотография 7

Дивный, аленький цветок!

Доброй стать он мне помог!

Вы ребята, выходите,

С Государыней спляшите!

Я начну – вы продолжайте,

Ну, вставайте-же! Вставайте!

(Дети исполняют музыкально-ритмическую игру«Буги Вуги».)

Царица: Вы танцуете прекрасно, это мне, Царице ясно!

Вы, отрада для души,

Только вот, что, малыши –

Вам пора уж удалиться,

Здесь же можно охладиться!

Солнышко:Спасибо государыня. Нам у вас очень понравилось!

Царица: Очень рада! До свиданья! В добрый час! (Уходит.)

Солнце: Ну что, космонавты полетели дальше?

Солнце: Дорогиек осмонавты! Сейчас мы сделаем посадку на планете Нептун. И устроим небольшой привал. Но что-то здесь очень темно! Но ничего, это дело мы исправим.

(Проводится расслабляющие упражнение «Свеча» под музыкальное сопровождение.)

Солнце: Ну что, ребята, отдохнули? А теперь мы отправимся на планету Юпитер. И скажу вам честно, там живет интересная сказка, полетели, посмотрим?

(Звук ракеты.)

Солнце: Ну вот мы и на планете Юпитер. Смотрим сказку?

(Выходят Красная Шапочка и Мама.)

Красная Шапочка: С добрым утром, мамочка!

Мама: С добрым утром, доченька!

Как обаятельна ты и прекрасна

В этой нарядной шапочке красной!

Красная Шапочка: Можно я к бабушке нашей схожу,

Красную шапочку ей покажу!

Мама: Конечно! Ей передай ты масла горшок

И вкусный румяный большой пирожок!

По лесу ты проходи осторожно,

С Волком сердитым там встретиться можно!

Красная Шапочка: Не волнуйся, мамочка!

(Звучит музыка, красная шапочка и мама расходятся.)

(Выходит Волк. За спиной крылья пчелы, в руках ведерко и ложка, двигается большими прыжками, собирает пыльцу с цветов.)

Красная Шапочка: Ой-ой-ой! Ты кто такой?

Волк: Я тяжелая пчела, я вам меду принесла!

С цветка на цветок я порхаю, все тропочки я в лесу знаю.

Красная Шапочка: Пчелка, пчелка, посоветуй, как мне к бабушке пройти?

Волк: Ты иди по тропке этой, не сворачивай с пути!

Да смотри не позабудь!

Красная Шапочка: Поняла! Спокойна будь. (Убегает.)

Волк: А-а-а-! (Потирает руки.)

Пусть самою длинной дорогой идет!

До вечера домик она не найдет!

А к бабушке первым-то я прибегу,

Обеими я пообедать смогу! (Убегает.)

Солнце: Вот несчастье, вот беда! Девочка пошла ТУДА.

Баба-Яга в стороне той живет, что же теперь Красную Шапочку ждет?!

(Появляется Баба-Яга.)

Баба-Яга: В темной чаще на опушке я живу в своей избушке.

Я умею колдовать, лихо на метле летать.

Ну а вас сюда не звали.

Что? С Бабой-Ягой вы пришли воевать?

Да мне подчиняется все лесничество,

И вы называйте меня «Ваше Величество».

КраснаяШапочка (выходит в центр, кривляясь): Ваше величество, Баба-Яга!

Баба-Яга – костяная нога! Сдавай оружие!

Баба-Яга: Какое?

Красная шапочка: Самое вредное, колдовское. (Выхватывает метелку.)

Баба-Яга: Метелку! Верни!

Красная шапочка: А ну-ка, ее догони!

(Под музыку дети быстро образуют хоровод. Проводится игра с метлой «Не выпустим».)

Баба-Яга: Да разве ж я без метелочки Баба-яга? Только одна костяная нога! Метелочку вы мне верните! Что хотите за нее просите!

Красная шапочка: Метелочкой ты поколдуй, помети.

Солнце: Злость Волка скорей в доброту преврати! (Отдают метлу.)

Баба-Яга: Ага! Поколдовать, ну ладно! Приготовились!

Баба-Яга: Дунули! (Дети дуют.)

Баба-Яга: И пошептали! (Дети шепчут.)

Солнце и дети: СВОЮ ДОБРОТУ ВОЛКУ МЫ ПЕРЕДАЛИ! (Руки к груди и в стороны.)

(Дети рассаживаются на стулья. Под музыку появляется Волк, с букетами.)

Волк: Что же это вдруг случилось, что со мною приключилось?

Полон я доброты, хочется дарить цветы!

(Вручает букет Бабе-Яге.)

Баба-Яга: Спасибо!

Солнце: Как хорошо, когда у сказки конец стал добрым, а не злым,

Сейчас актеры снимут маски, прошу вас хлопать им!

Ребята, что было необычного в этой сказке? Чем театр отличается от жизни? А как в реальной жизни можно делиться добротой? (Помогать, не злиться, сочувствовать, поддерживать.)

Фотография 7

Солнце: Ну что, ребятки, пора возвращаться на вашу планету. На какой планете вы живете? (Земля.)

(Звук ракеты.)

Мы прибыли на конечную станцию «Планета Земля».

Ребята, мы все знаем, Земля имеет форму шара. Что есть на Земле? Земля – единственная планета солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Еще нашу Землю называют «живой». Почему нашу планету называют живой?

Кто живет на планете Земля? (Люди, животные, растения.)

Наружный твердый слой Земли называется земной корой,

Глубже земной коры находится мантия,

Еще глубже – земное ядро.

Солнце показывает опыт. Показываем детям яйцо. Яйцо – это символ жизни, а Земля – это планета жизни.

Строение Земли и яйца очень похожи. Яйцо состоит из трех частей, и Земля тоже состоит из трех частей. Давайте будем сравнивать:

1. У яйца есть скорлупа. У Земли есть кора.

2. Под скорлупой, что находится у яйца? Белок. А у Земли – мантия.

3. В самом центре яйца – желток.  В самом центре Земли – ядро.

Фотография 8

На этом наше путешествие заканчивается, и под конец я расскажу вам сказку:

«Живет во Вселенной дружная семейка – Солнечная система. Маму зовут “Солнцем”, а ее детей – “планетами”. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку – Венерой, а самую добрую – Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Нептун всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья – спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы!

(Исполняется заключительная песня про дружбу.)

Фотография 9

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. М.: Центр, 1994.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.