Рубрики
Дошкольное образование

Консультация-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста»

В современной педагогической литературе существует множество определений понятия «педагогические технологии». В данном случае мы будем исходить из одного из определений В.М. Монахова, в котором он указывает, что «педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

0
Лукашина Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог
ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
iv.lukashina@mail.ru

В современной педагогической литературе существует множество определений понятия «педагогические технологии». В данном случае мы будем исходить из одного из определений В.М. Монахова, в котором он указывает, что «педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

В широкой педагогической практике признано здоровьесберегающими технологиями считать такие общепедагогические технологии:

– Медико-профилактические (мониторинг здоровья, контроль за питанием, соблюдение режима пребывания детей в дошкольном учреждении, здоровье сберегающая среда согласно СанПинам).

– Физкультурно-оздоровительные (закаливание, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, организация физкультурных занятий и т.п.).

– Обучение здоровому образу жизни (валеологические занятия, занятия цикла «Ребенку о самом себе» и т.п.).

Содержание данной консультации посвящено особому ракурсу рассматривания педагогических технологий. Каждая правильно применяемая технология является здоровьесберегающей, т.е. развивает ребенка и не наносит вреда его здоровью. Причем здоровье в данном контексте будем рассматривать как совокупность двух составляющих – физического и психического.

В образовательной работе с детьми с ОВЗ используются и специальные технологии, которые способствуют оптимизации педагогического процесса с учетом имеющихся нарушений и особенностей развития определенного контингента детей. Здоровьесберегающий компонент является основой каждой специальной технологии.

Таким образом, в каждой из представленных педагогических технологий будем выделять здоровье сберегающий компонент.

Общепедагогические технологии

для физического здоровья:

– технология активной сенсорно-развивающей среды;

образовательные технологии:

– технология организации интегрированных занятий;

– технология развивающего обучения.

для психического здоровья:

– технология обеспечения психологического благополучия ребенка;

– образовательные технологии:

– технология личностно-ориентированного воспитания и обучения;

– технология разноуровнего обучения;

– технология КСО (коллективного способа обучения).

Специальные технологии (используемые в работе с детьми с ОВЗ)

для физического здоровья:

– технология оптимизации перцептивных приемов обучения;

– технология обеспечения полисенсорного восприятия;

– технология форсированного развития сохранных анализаторов;

– технология пооперационных этапов деятельности.

для психического здоровья:

– технология превентивной направленности педагогического процесса (предупреждение проявления отклонений);

– технология преодоления вторичных дефектов;

– технология использования принципа пропедевтики;

– технология использования индуктивности в подаче учебного материала;

– технология оптимальной информационной наполняемости.

Технология активной сенсорно-развивающей среды и технология оптимизации перцептивных приемов обучения и обеспечения полисенсорного восприятия

Знания детей будут осознанными и прочными в том случае, если они получены через личный опыт и опираются на их собственные представления. А личный опыт дошкольников накапливается через непосредственное полисенсорное изучение предмета, объекта или явления. Полисенсорное изучение объекта включает в себя чувственное познание через зрение, слух, тактильные ощущения, вкусовые рецепторы (если возможно). И начало-начал: знакомство с реальным объектом. В настоящее время, используя ИКТ, даже если объект практически недоступен для обозрения, можно провести знакомство через презентацию. Таким способом дети получают реалистичное представление и о различных зданиях, памятных местах, животных жарких стран и т.п. А демонстрация иллюстративного материала — это следующий этап работы. И еще раз следует подчеркнуть – первоначальные представления формируем на натуральных объектах. Как преподносим реальные объекты:

– показ плоскостных предметов проводим только на плоскости (горизонтальной – для всех детей; вертикальной – для детей с нарушением зрения) и только с использованием фона. Нежелательно демонстрировать натуральные предметы, держа их в руках как бы в «воздухе»;

– показ объемных предметов проводим со всех их сторон (желательно, на станке) с тактильным обследованием этих предметов.

Фотография 1

Следующим этапом по обогащению полисенсорного восприятия объектов, предметов и явлений окружающего мира будет работа с иллюстративным материалом. После демонстрации цветных иллюстраций полезно для развития зрительного восприятия (детям с нарушением зрения) и для развития абстрактного мышления (для всех детей с ОВЗ) использовать в работе силуэтные и контурные изображения. А на этапе закрепления представлений полезно предложить детям изображения с наложенным контуром.

Фотография 2

Технология форсированного развития сохранных анализаторов

Чтобы обеспечить полисенсорное восприятие объектов, предметов и явлений, необходимо проводить работу по форсированному развитию сенсорных анализаторов у всех детей с особыми образовательными потребностями. Для детей с ОВЗ в какой-то ситуации ориентировка в окружающей обстановке с помощью сохранного анализатора может стать жизненно необходимой. Например, ребенку с нарушением зрения провели процедуру расширения зрачков для проверки зрения. Если он имеет навык различения окружающих предметов по силуэтам, если у него навык различения многих явлений на слух, если с помощью развитой тактильной чувствительности он различает поверхность, по которой идет, то этот ребенок не испытывает волнения, так как понимает среди какого окружения находится и где.

Наиболее углубленную работу следует проводить с детьми по развитию дифференциальных способностей вкусового анализатора и, особенно важно, по развитию тактильной чувствительности пальцев рук (не путать с уровнем развития мелкой моторики).

Практическое задание с тактильными пластинами

Участник обследует зрительно и тактильно от 2 до 4 пластин (в зависимости от подготовки и возраста). Затем для различения ему предлагается одна из парных демонстрационным пластинам, но предъявляется только наощупь. Для успешного выполнения задания важно выработать правильный алгоритм действия – пальцы одной руки фиксирует поверхность скрытой пластины, а пальцы другой руки поочередно обследуют пластины, предъявленные зрительно. После выбора определенной открытой пластины обучающийся самостоятельно сравнивает ее с той, которая была скрыта.

Фотография 3

Вышеуказанные технологии организационно реализуются в технологии использования принципа пропедевтики (т.е. в организации предварительной работы). В педагогической практике основное внимание на этапе пропедевтики уделяется процессу накопления знаний детей. Хочется обратить внимание на другую сторону пропедевтики, которая имеет важное значение в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Это – тренировка навыков перед выполнением учебного задания. Например, чтобы нарисовать хохломской узор, надо тренироваться в рисовании завитка и выполнении тычка. Чтобы выполнить силуэтное вырезание, надо научиться правильно складывать бумагу и безошибочно определять сгиб. Чтобы правильно провести сравнение предметов по величине на элементарной математике, надо иметь навык точного прикладывания одного элемента к другому и т.п. Следует иметь в виду, что органические и даже функциональные нарушения в организме детей с ОВЗ затрудняют выработку этих учебных умений и замедляют переход данных умений в навыки. Поэтому учет этой стороны принципа пропедевтики будет являться успехом для овладения детьми с ОВЗ учебного материала в полном объеме.

Те же самые цели реализуются в технологии оптимальной информационной наполняемости. Данная технология предполагает использование разнообразного методического материала и пособий для изучения конкретной темы; разнообразие приемов подачи учебного материала. Это – общеизвестно. А хочется обратить внимание на другой аспект, когда одно и то же пособие можно и необходимо использовать для реализации разных учебных задач.

В педагогической практике с детьми с нарушением зрения широко используются книжки-театры, книжки-игрушки, изданные Фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Помимо заданий на развитие зрительного и тактильного восприятия буквально каждую страницу книжек можно использовать и в занятиях по любой методике познавательного развития ребенка-дошкольника. Работая с иллюстрациями по этим книжкам, дети могут закрепить математические знания, знания по классификации объектов и их обобщающих признаках, навыки ориентировки в микропространстве и т.п.

Фотография 4

Таким образом, чем больше дети узнают об изучаемом объекте или явлении с разных его сторон, о разновидностях этого объекта, тем они будут более уверенными в своих знаниях, а значит и более успешными, и психически сохранными.

Технологии:

– пооперационных этапов деятельности;

– превентивной направленности педагогического процесса;

– преодоления вторичных дефектов.

взаимосвязаны таким образом, что если учебный материал сложный или предполагает несколько этапов выполнения, то он вызывает физическую и умственную утомляемость организма ребенка, особенно ребенка с ОВЗ. А это, в свою очередь, может привести к негативным проявлениям в поведении: отказ от выполнения задания; протест в виде нарушений дисциплины; чувство неуверенности в себе, в своих умениях (владении ножницами, мячом и т.п.); страх перед выполнением учебного задания; невроз.

Поэтому педагогам необходимо четко планировать этапы деятельности детей, особенно на таких занятиях, как аппликация, конструирование (особенно из бумаги), обучение рассказыванию.

Но организовать самостоятельно свои этапы деятельности на определенном занятии дошкольникам очень трудно, т.к. это связано с высшими психическими функциями мышления – анализом и синтезом. Ребенок, не задумываясь, начинает выполнять задание путем случайного подбора или путем проб и ошибок. А чтобы он овладел анализом и синтезом, надо его постоянно обучать алгоритму действий. В аппликации – сначала разложить детали для наклеивания, а потом, не смешивая их, последовательно наклеивать; в конструировании из строительного материала – запомнить начальный этап создания постройки; в конструировании из бумаги – четко выполнять этапы складывания бумаги.

Практическое задание «Составим пирамидку»

Для составления деревянной пирамидки вызываются два участника. Каждое звено пирамидки собирается из двух одинаковых по величине частей, причем некоторые части одинаковые по цвету, но разные по величине. Участники должны договориться между собой об алгоритме и этапах действий. Можно выбрать несколько вариантов: собирать, начиная с самых больших звеньев или с самых маленьких; выбирать по очереди звенья пирамидки или сразу разделить количество звеньев поровну и т.п.

Фотография 5

Для овладения детьми алгоритма рассказывания можно использовать мнемосхемы и занимательные задания по типу: «Что – сначала, что – потом».

Таким образом, правильная организация занятий с пооперационными этапами деятельности будет способствовать сохранению высокой физической работоспособности детей в течение всего занятия и формированию у них чувства удовлетворенности от познавательной и практической деятельности, т.е. укреплению их психического здоровья.

Образовательные технологии:

– личностно-ориентированного воспитания и обучения;

– развивающего обучения;

– разноуровнего обучения;

– организации интегрированных занятий;

– использования индуктивности в подаче учебного материала;

– технология КСО (коллективного способа обучения).

Их здоровье сберегающее значение в физическом здоровье дошкольников заключается в:

– соблюдении времени и длительности НОД согласно нормам СанПин;

– смене видов занятий, предусмотренных расписание, а также внутри одного занятия;

– смене места деятельности (и в течение одного занятия тоже);

– правильной организации рабочего места ребенка (особенно важно для детей с нарушением зрения);

– правильной демонстрации учебных пособий.

Мы же более подробно остановимся на здоровье сберегающем значении этих технологий для психического здоровья дошкольников.

Разберем педагогические ситуации и сделаем по ним выводы, которые будут иллюстрировать здоровье сберегающие компоненты психического здоровья детей.

Педагогическая ситуация на примере знакомства с гжельской росписью. Участникам предлагается рассказать, как они начнут знакомство детей с этой росписью.

Педагоги, учитывая, что с данным видом росписи дети редко сталкиваются в повседневной жизни, начинают знакомство с рассказа об этом виде народного промысла. Намного полезнее с позиции личностно-ориентированного обучения, выяснить вначале объем и уровень знаний детей о данной росписи. А уже в зависимости от имеющегося детского опыта и проводить работу по обогащению представлений у детей. Если у детей совсем нет никаких представлений о данном объекте, не следует сразу восполнять этот «пробел». Целесообразнее предложить детям домашнее задание: узнать в семье или у знакомых об этой росписи. А уже через несколько дней педагог может приступить к запланированному занятию. Такой методический прием поможет детям учиться добывать знания самостоятельно, развивать любознательность, а главное, уверенность в своих возможностях.

Педагогическая ситуация на примере выполнения заданий «Что лишнее»:

 а) педагогам предлагается из карточек развивающей игры «Разноцветные узоры» выбрать только карточки с дымковской росписью.

Поскольку этот вид росписи хорошо известен педагогам-дошкольникам, участники быстро справляются с заданием. Причем срабатывает и стерео[IV1] тип широкойпедагогической практики – должно быть что-то лишнее.

б) Педагоги должны выбрать среди посуды только предметы с гжельской росписью. Предъявляются два предмета с современной гжельской кобальтовой росписью и два со старинной разноцветной гжельской росписью.

В ходе выполнения задания участники приходят к разным вариантам ответов. С позиции разноуровнего и личностно-ориентированного обучения нежелательно сразу давать однозначную оценку правильности выполнения задания. Необходимо выслушать аргументы каждого выполнявшего задание. Через аргументацию будет виден разный уровень знаний по данному вопросу и продемонстрированы навыки публичности, умения объяснить свою точку зрения. А затем участники самостоятельно смогут сделать правильный вывод – лишних предметов посуды нет, она вся с гжельской росписью.

Фотография 6

Педагогическая ситуация «Найди след этой фигуры»

Участникам предлагается рассмотреть геометрические объемные формы: шар, конус, цилиндр и ответить на вопрос, как называются эти формы? После утверждения о том, что эти формы разные и называются по-разному, пытаются установить и сходство между ними. С позиции развивающего обучения необходимо давать детям возможность высказывать разные гипотезы, даже ошибочные. В процессе рассуждений детям с ОВЗ (особенно, с нарушением зрения) необходимо привлекать к обследованию форм и тактильные ощущения. Тактильные ощущения помогут прийти к верному выводу – общим признаком является одинаковая форма оснований: круг. Вывод должен быть основан на собственном опыте, а не на обобщении взрослого или ответах других участников. Этот опыт подтверждается и зрительным контролем: наложением оснований каждой из форм на изображение круга. Обучая самостоятельным высказываниям, формируем в детях чувство успешности и повышаем чувство уверенности в себе, т.е. укрепляем их психическое здоровье.

Педагогическая ситуация «Варианта пересчета» с использование пособия «Счетная лесенка»

На магнитной доске располагаем карточки из пособия для пересчета. С позиции принципа использования индуктивности в подаче учебного материала меняем варианты расположения карточек от более простого к более сложному: по прямой, справа-налево, в форме квадрата, в форме треугольника, по кругу. Варианты заданий предлагаем детям в зависимости от уровня их подготовки: более простые задания – детям с неустойчивыми навыками пересчета, а сложные задания – детям с высоким уровнем математических представлений. Такая организация выполнения задания способствует формированию уверенности у детей в своих силах, желанию участвовать в учебном процессе и укреплению психического здоровья детей.

Фотография 7

Педагогическая ситуация «Знакомство с днями недели»

Формировать временные представления у дошкольников оптимально с использованием технологии КСО. Участникам предлагается взять на себя роли дней недели. Семь участников, взявшись за руки, образуют «неделю». Ставится проблемная ситуация: какой день идет после воскресенья. Далее решается следующая ситуация: а какой это понедельник? Тот, который у нас уже в «неделе» или новый? После коллективного обсуждения приходим к выводу, что это «новый» понедельник. И таким образом выясняем про все последующие дни недели. В результате создается вторая «неделя» уже из других участников. Две «недели» берутся за руки цепочкой. Таким способом можно сформировать временные представления о неделе, месяце, годе. Пространственное расположение участников в «неделях» и тактильные ощущения при формировании «дней недели» будут способствовать более осознанному усвоению детьми с ОВЗ временных представлений. В ходе такого взаимодействия в рамках КСО дети получают навыки делового познавательного общения. Формируется коллектив единомышленников, где каждый член детского сообщества может публично высказать свое мнение и может рассчитывать на помощь ровесников.

Таким образом, разбор конкретных педагогических ситуаций наглядно доказал нам, что использование в образовательном процессе здоровье сберегающих компонентов педагогических технологий будет обеспечивать социально-психологическое благополучие ребенка-дошкольника с особыми образовательными потребностями.

Список литературы:

1. Нищева Н.В. Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2-й год обучения). СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Педагогические технологии, применяемые в ДОУ. Детский сад № 44 общеразвивающего вида городского округа Орехово-Зуево Московской области. (Электронный ресурс). URL: http://ozgdou44.edumsko.ru/activity/methodics/articles/pedagogicheskie_tehnologii_primenyaemye_v_dou// (дата обращения: 03.04.2017)
3. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга. Издательство: Адель,1998.
4. Электронный учебник по педагогике. Лекция № 11. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. [Электронный ресурс].
URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11// (дата обращения: 03.04.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.