Рубрики
Дошкольное образование

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные пальчики»

В ГБОУ «Школа № 2065» (образовательная площадка Д-6) работают педагоги, которые любят детей и любят свое дело, все они – творческие люди, которые умеют зажечь своим творчеством детей. Педагоги стараются развивать своих воспитанников в различных направлениях, практически на каждый, даже на самый взыскательный вкус, у нас найдется занятие по душе: есть театральные группы, танцевальные, спортивные, кружки по рукоделию и декоративно-прикладному творчеству.

0
Сомова Ирина Викторовна,
педагог-психолог Д-6
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2065»,
iryshkin@yandex.ru

В ГБОУ «Школа № 2065» (образовательная площадка Д-6) работают педагоги, которые любят детей и любят свое дело, все они – творческие люди, которые умеют зажечь своим творчеством детей. Педагоги стараются развивать своих воспитанников в различных направлениях, практически на каждый, даже на самый взыскательный вкус, у нас найдется занятие по душе: есть театральные группы, танцевальные, спортивные, кружки по рукоделию и декоративно-прикладному творчеству. Дополнительное образование позволяет расширить горизонты развития личности ребенка. Поэтому работая педагогом-психологом, мне захотелось внести свою лепту в их развитие. Ежедневно сталкиваясь с тем, что в настоящее время важной остается проблема развития мелкой моторики у детей, я решила помочь деткам и игровой, занимательной форме развивать наши пальчики. Ведь уже давно доказано наукой существование связи между развитием мелкой моторики и интеллектом, памятью, логическим мышлением и речью. Развитие навыков мелкой моторики становится важным еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, таких как одеваться, рисовать, писать. Дети сo слабoразвитой мелкой моторикой рук испытывают затруднения там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев. Для того чтобы детям было интересно и не скучно, я разработала свою программу по развитию мелкой моторики рук, посредством нетрадиционных техник. Предлагаемые мною задания развивают умственные способности детей, память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

Моя задача была узнать личностные особенности каждого ребенка, найти методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый мною для дидактических игр материал понятен и доступен каждому ребенку. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей.

Кружковая работа проводится в течение учебного года, с октября по апрель, еженедельно 2 раза в неделю.0Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет. Состав группы – 15 человек.

Кружковая работа состоит из 7-ми блоков, каждый блок состоит из 4-х занятий. В каждом из 7-и блоков используются: физкультминутки, как элемент двигательной активности, на которых детям предлагается переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Пальчиковая гимнастика, ведь пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.

Я стараюсь вызвать у детей интерес к игровым и занимательным занятиям с помощью вовлечения их в атмосферу раскрепощенности. Задания с Су-джоком и массажными кольцами я использую в качестве разминки в начале занятия для повышения умственной активности детей. Ведь самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция.

 

Фотографии 1–2

Мною разработан цикл занятий, на которых дети знакомятся с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения. Дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использую не только занимательный материал, сделанный мною, но и бросовыйматериал: пуговицы, прищепки, скрепки, крупу.

В первом блоке занятий мною используется пластилинография, ведь из пластилина можно лепить не только объемные фигурки, но и создавать красивейшие творения на плоскости. Пластилинография– это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Детям доставляет радость от процесса рисования пластилином развивать эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать желание работать с пластилином.

 

Фотографии 3–4

Вторым блоком идет не менее занимательная шнуровка, которая является одним из самых доступных средств развития мелкой моторики детей. Игры шнуровки очень полезны для детей. Продевая шнурок сквозь дырочки, ребёнок тренирует тонкую моторику рук, гибкость кисти, развивает сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева». Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений.

Фотография 5

Вызывая у ребенка интерес к нетрадиционной технике рисования, я развиваю у него творческие способности, обогащаю сенсорный опыт детей, развиваю исследовательские умения, развиваю мышление и уверенность в собственных силах научится правильно и аккуратно работать с материалом, научится доделывать свою работу до конца, преодолевать сложные моменты.

Фотография 6

Кто бы мог подумать, что обычные мамины бусы могут принести дидактическую пользу? А ведь бусы это и развитие мелкой моторики, и формирование навыков пространственной ориентации, и приобретение детьми положительного опыта коммуникации, и знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и т.д. Каждый может проявить свою выдумку и фантазию, каждый будет захвачен удивительным процессом творения: сочинением сказочных историй, выкладыванием бусами различных образов и превращением их в волшебные картины.

 

Фотографии 7–8

Еще одни необычные материалы на наших занятиях – это прищепки и скрепки. С помощью них мы развиваем не только мелкую моторику, но и пространственное воображение, которое способствует развитию интеллекта и мышления. На небольших карточках, я написала элементарные примеры, которые необходимо решить путем создания, опять же, цепочек соответствующих цветов.

Фотографии 9

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Такой способ рисования развивает творческое мышление и воображение, а процесс очень увлекает и завораживает.

 

Фотографии 10–11

На наших занятиях по ниткографии мы развиваем творческие способности и мелкую моторику пальцев, развиваем зрительно-моторную координацию, формируем плавность, ритмичность и точность движений. Ниткография позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея.

 

Фотографии 12–13

Когда ребята видят на своих столах пуговицы или пробки от пластиковых бутылок они слегка удивляются и немного теряются, но стоит им предложить окунуться в мир фантазии, ребята с большим удовольствием приступают к творчеству. Для детей это прекрасная возможность потренировать пальчики и кисти рук, научиться аккуратно обращаться с мелкими предметами и создавать новые образы из привычных вещей.

 

Фотографии 14–15

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Для того чтобы развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук, я с ребятами использую графические диктанты, где точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

Рисунок 1

Целенаправленная, систематическая работа с детьми на моих занятиях  показывает, что «Умные пальчики» – это место, где отсутствует принуждение, где созданы условия для творческой реализации детей дошкольного возраста.  Здесь процесс творчества беспрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения, а последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается основа, благоприятная для творческой деятельности, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе.

Список литературы:

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. М.: Издательство «АСТ», 2007.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Данилова Е.  Пальчиковые игры. М.: Россмэн, 2007.
4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. М.: Литера, 2008.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». М.: Цветной мир, 2011.
6. Любина Г. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. 2003. № 6; 2004. № 1.
7. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
8. Новикова О. Веселые пальчиковые игры. М.-СПб.: Сова, 2005.
9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. М.: Издательство «АСТ», 1999.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.