Рубрики
Дошкольное образование

Из опыта работы кружка по подготовке детей 6–7 лет к школьному обучению

Проблеме преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования.

0
Гуртова Елена Николаевна,
учитель-логопед Д-6
ГБОУ города Москвы «Школа № 2065»,
gurtova_e@bk.ru

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер

Проблеме преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования.

Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Школа предъявляет к первокласснику высокие требования и ребенок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения, у него должна быть развита мотивационная сфера и присущая дошкольнику любознательность выступает здесь как основа познавательной активности.

Основной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника необходимых для овладения учебной деятельностью, таких качеств как любознательность, самостоятельность, прилежание. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в игре дошкольник усваивает материал значительно успешнее. При проведении занятий необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребенка тех качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться.

Разработка дополнительной общеразвивающей программы «Лучики» была обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению в начальной школе.

В нашем дошкольном учреждении функционирует кружок по дополнительному образованию для детей 6–7 лет «Лучики».

Программа «Лучики» представляет собой комплексную дополнительную общеразвивающую образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе и направлена на развитие и совершенствование познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление, что при целенаправленной организованной работе, повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, возрастного и индивидуального подхода.

Методики, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка дошкольного возраста.

Образовательная деятельность осуществляется на занятиях посредством игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Каждое занятие включает в себя упражнения на развитие моторики, подготовки руки к письму, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов дошкольника.

Фотография 1

Для снижения повышенных интеллектуальных нагрузок используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности; элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Фотография 2

Особенностью программы является использование различных современных методик, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие эмоциональной сферы, психических процессов, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей. Речевое развитие происходит в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речевой деятельности.

Цель программы – общее развития ребенка, как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта, развитие предпосылок учебных умений и навыков.

Образовательные задачи по обучению грамоте направлены на формирование навыка различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; определение последовательности звуков в слове, составлении схемы звуко-буквенного анализа слов; обучению навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами.

 

Фотографии 3–4

Развитие математических представлений направлено на формирование представление о порядковом и количественном счете; представлении о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа; определению числа из двух меньших; формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях, геометрических фигурах, времени и пространстве.

Фотография 5

Развитие основных мыслительных процессов предполагает обучение приемам и методам запоминания и обработки информации с помощью мнемотехники; умению устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала.

Фотография 6

Основные педагогические задачи – развитие индивидуальных способности ребенка: коммуникативных, познавательных, регуляторных, любознательность и сообразительность; формирование мотивации к учебной деятельности; воспитание чувства ответственности и самостоятельности.

Программа рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 64 часа, что отражено в учебно-тематическом плане (Приложение 1).

1. Вводное занятие. Знакомство (1 час).

Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.

2. Развитие речи и фонематического восприятия (31 час).

Занятия направленны на развитие речи; лексико-грамматических категорий, фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению; знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.

3. Занимательная математика (31 час).

Занятия направлены на развитие пространственного воображения, психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение); знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру; на решение простых задач; развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, выполнения графических упражнений.

4. Заключительное занятие (1 час).

Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут в соответствии с СанПиН 2014 г.

На занятиях используется интегрированная форма деятельности, во время которой объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. У детей возникает интерес к обучению, и они в дальнейшем используют полученные знания на практике. При помощи игровых приемов на занятиях по развитию речи и математике, параллельно готовя и руку ребенка к письму, при этом обучение письму не выделяется в отдельную деятельность.

У каждого ребенка есть индивидуальная папка с рабочими листами, которую родители могут просмотреть и взять домой на выходные. В социальных сетях (Одноклассники.ru, Facebook) существует группа ДО, и в ней родители могут ознакомиться с работой кружка, просмотрев видео- и фотоматериалы.

Занятия в кружке не дублируют основную образовательную программу, по которой работает наше учреждение, на них дошкольники в полной мере развивают и дополняют свои знания и умения, они становятся более ответственным, самостоятельными, внимательными и усидчивыми. Опыт работы кружка и опрос родителей показал необходимость и положительный результат в развитии детей, посещающих данные занятия.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. Тула: «Арктоус», 1996.
2. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? // Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2001.
4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. СПб.: Литера, 2005.
5. Парамонова Л., Головлева Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005.
6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2002.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11. Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности. М.: АРКТИ, 2001.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.