Рубрики
Дошкольное образование

Юные исследователи природы

В наш стремительный век, когда события сменяются с космической скоростью, человеку все труднее жить в гармонии с окружающим миром. Познание – это один из путей понимания этого окружающего мира, что является основой образовательной деятельности в детском саду. И, как нам кажется, очень важно научить ребенка понимать именно природу, так как жизнь в мегаполисе, зачастую отделяет нас от нее. Ряд деревьев вдоль дороги, бордюр из кустарников, клумба, голуби – вот те представители живой природы, с которыми дети сталкиваются в городе.

0
Кавун Галина Ивановна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,
kavyngalina@mail.ru
Киселева Елена Юрьевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,
ovechka71@mail.ru

В наш стремительный век, когда события сменяются с космической скоростью, человеку все труднее жить в гармонии с окружающим миром. Познание – это один из путей понимания этого окружающего мира, что является основой образовательной деятельности в детском саду. И, как нам кажется, очень важно научить ребенка понимать именно природу, так как жизнь в мегаполисе, зачастую отделяет нас от нее. Ряд деревьев вдоль дороги, бордюр из кустарников, клумба, голуби – вот те представители живой природы, с которыми дети сталкиваются в городе.

Дошкольникам Митино в этом плане очень повезло: в районе есть замечательный ландшафтный парк, где грамотно сочетается первозданная природа и творение рук человека.

Наша прогулка стала обобщением опыта работы по экологическому воспитанию (ознакомлению с деревьями). Она также может послужить рекомендациями для родителей детей, которые не посещают детский сад, но хотят вырастить всесторонне развитого ребенка.

Посетив ландшафтный парк, мы наметили наиболее интересные объекты, которые могут быть интересны детям в процессе исследования, удобные пути подхода к ним.

Затем в детском саду составили маршрут, подготовили материалы и оборудование для исследований: рабочие планшеты для фиксации наблюдений, лупы для рассматривания коры деревьев, бинокли для поиска и рассматривания отдаленных объектов, а также все необходимое для опытов с водой и снегом.

И так, в один из выходных марта, мы встретились с детьми в ландшафтном парке. На вопрос «Хорошо ли вы знаете деревья?» дети хором ответили: «Да». И насколько же было приятно для нас и для детей убедиться в этом на практике!

Рисунок 1

Уточнив, что определить дерево можно по разным признакам, мы подошли к первому этапу нашей прогулки – определение дерева по плодам и семенам.

Рисунок 2

Для этого были выбраны два дерева: яблоня (плоды) и клен (семена). Фиксация этого признака в планшете.

Рисунок 3

Вторым этапом стало определение дерева по коре, а именно по цвету: серо-зеленая – у осины, белая – у березы. А также дети рассмотрели в лупу кору дуба, уточнив причину образования на ней трещин.

Рисунок 4

Этот признак также зафиксировали в планшете. После этого дети выполнили оттиск веточки на пластине из пластилина.

Третий этап – это определение дерева по кроне (дуб, ива). Признак был занесен в планшет.

Небольшой провокацией стал вопрос: «А есть ли дерево, которое можно узнать в любое время года?» Дети, не задумываясь, ответили, что это елка и нашли ее вдалеке на пригорке. А рассматривали они ее с помощью настоящих биноклей, что стало для детей приятной неожиданностью.

Рисунок 5

После этого дети с удовольствием поиграли в дидактическую игру «Дерево-куст».

Рисунок 6

Чередование познавательно-исследовательской деятельности с игровой и художественно-эстетической внесло разрядку в ход экскурсии, что способствовало психоэмоциональной разрядке детей.

Последним, четвертым этапом прогулки, стало посещение родника на территории парка. После небольшой информационной беседы, дети приступили к опытам с водой и снегом.

В первом опыте с помощью раствора перманганата калия дети определяли чистоту воды из родника. Здесь, наряду с результатами опыта, большое внимание было уделено его безопасности.

Во втором опыте проверялась чистота снега. Проводимые со снегом манипуляции (растворение снега путем нагревания, фильтрация) и, как следствие, результат, произвели на детей большое впечатление.

Рисунок 7

Во время прогулки мы стремились активизировать не только мыслительные процессы, но и речевую активность: рассуждать, строить предположения, делать выводы.

Рисунок 8

Для того чтобы отправиться на такую прогулку, не обязательно приезжать в наш парк. Наша прогулка является алгоритмом, который поможет любому взрослому научить ребенка познать мир живой природы в любом уголке Москвы. А можно просто посмотреть наш образовательный фильм «Юные исследователи природы. Лесная лаборатория» (ссылка на просмотр). Надеемся, что это поможет Вашим детям лучше понимать природу, стать ближе к ней. Желаем удачи!

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.