Рубрики
Дошкольное образование

Нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Нами, воспитателями дошкольного образования, проводится постоянная работа над основными нравственными понятиями. Эта работа проходит при беседах с дошкольниками, во время игр, на рисовании с детьми, во время лепки, на чтении и во время разных видов деятельности. В дошкольных учреждениях воспитатели организуют викторины с ребятами, ставят спектакли с участием детей.

0
Мельникова Анна Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
anuta.81007@mail.ru
Овсянникова Ирина Анатольевна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
irina.2223@yandex.ru

С.В. Михалков сказал: «Постигая шаг за шагом основы интересной и полезной древней науки этики, мы познакомимся с понятиями о морали, для нас не будут пустым звуком такие слова, как “долг”, “совесть”, “честь”, “любовь”».

Нами, воспитателями дошкольного образования, проводится постоянная работа над основными нравственными понятиями. Эта работа проходит при беседах с дошкольниками, во время игр, на рисовании с детьми, во время лепки, на чтении и во время разных видов деятельности. В дошкольных учреждениях воспитатели организуют викторины с ребятами, ставят спектакли с участием детей. Это очень нравится ребятам, и они с удовольствием идут на контакт. Помимо подготовки КВН, спектаклей, викторин и олимпиад, мы работаем над проектами. Эта работа позволяет проявлять творческие и познавательные способности детей, а также воспитывает нравственные качества и основы морали у ребят: трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, коллективизм, умение строить отношения и распределять обязанности, не конфликтовать.

Проектная деятельность в дошкольном образовании – это игровая или творческая совместная деятельность, которая развивает самостоятельность, ответственность, целеустремленность и, конечно, инициативность. Проектная деятельность – одна из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Такая работа основана на сотрудничестве ребят, педагогов и родителей и помогает стать детям более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Ребята становятся коммуникабельными и нравственно воспитанными.

Конечно, ребенок самостоятельно не справиться с проектом, поэтому воспитатель помогает выбирать тему, наиболее интересную ребенку, и что не маловажно – посильную для ребенка. Затем составляется план деятельности для достижения цели. И вот тут не обойтись без помощи и поддержки родителей. Выполнение практической части проекта происходит под наблюдением взрослых: воспитателя или родителей. В последнюю очередь работы над проектом подводятся итоги.

Работая над проектами, дети и родители изучают много дополнительной литературы, знакомятся с культурой и традициями разных стран и народов, что позволяет им бережнее и терпимее относиться друг к другу и уважать традиции других народов. Этому способствует работа над проектами по народным промыслам: «Русская Матрешка», «Узоры гжельской керамики», «Дымковская игрушка», «История валенок», «Татарская национальная обувь».

В курсе развитии речи с детьми старшего дошкольного возраста есть тема: «Надо учиться защищать Родину и друг друга», которая воспитывает у детей патриотизм и активную жизненную позицию. Работа над проектами «Боевой и трудовой путь моей семьи», «Развитие истребительской авиациив России» широко раскрывает эти нравственные понятия. Тем более что во время работы над такими проектами, не обойтись без интересных рассказов о прадедушках и прабабушках. Также рассматривание фотоальбомов близких родственников прививает малышам нравственные чувства. И после таких практических работ по созданию проекта, ребенок, скорее всего, захочет стать летчиком или танкистом, медсестрой или врачом.

Тема «Надо уметь приходить на помощь» позволяет воспитанникам по-другому взглянуть на окружающий мир, увидеть, что и животным, и растениям необходима помощь. В связи с этим становятся актуальными проекты: «Жалобная книга природы», «Животные Подмосковья», «История комнатных растений», «Наши домашние любимцы».

Тема «Надо трудиться на общее благо» позволяет раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, самореализоваться каждому малышу и взглянуть по-другому на своего товарища. Поэтому были созданы следующие проекты в цикле «Мое хобби»: «История бисероплетения», «Мой плюшевый мишка», «Кукла Барби», «История флейты». Ребята с удовольствием и интересом рассказывают об истории создания своего проекта, кто им помогал. В основном в помощь детям приходят родители, которые тоже заинтересовываются в теме и идут вместе со своим ребенком к результату. Это сплачивает отношения в семье.

Предлагаем пример работы над творческим проектом воспитанника подготовительной группы Кириллова Олега, 7 лет. Проект защищался в 2014 году.

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

Паспорт учебного проекта

Тема: «Мир динозавров»

Тип проекта: творческий

По количеству участников: индивидуальный

Учебный проект: история

Руководители проекта: Мельникова А. В. и Овсянникова И.А.

Цели и задачи проекта: глубже ознакомится с миром динозавров, учится различать периоды и динозавров.

Деятельность ребенка с помощью взрослых: воспитателей и родителей:

1. Поиск материалов в библиотеке, Интернете.

2. Сбор материалов и их классификация.

3. Написание текста.

4. Подбор рисунков и фотографий к тексту.

5. Защита проекта, создание выставки динозавров, 2014 год

Кириллов Олег сам защищал свой проект и занял первое место среди детей 7 лет на базе ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка имени авиаконструктора М.Л. Миля № 1359».

– Здравствуйте! Вашему вниманию я предлагаю проект по теме: «Мир динозавров».

Целью созданного мной проекта было глубже ознакомиться с миром динозавров. Изучив необходимую литературу, учится различать периоды и динозавров, живших в разное время.

Чем же меня заинтересовала эта тема?

Не все виды динозавров жили на Земле в один и тот же период. С течение времени некоторые виды вымерли, а в процессе эволюции возникли другие.

Но в целом динозавры обитали на планете около 160 миллионов лет.

Если сравнивать с этим временем период существования на Земле человеческих существ, то он окажется чрезвычайно коротким. Фактически, период царствования динозавров в 50 раз длиннее, чем время, прошедшее с появления человека  до наших времен.

Первые динозавры появились 225 миллионов лет назад, в триасовый период. В юрский и меловой периоды возникло множество новых видов. Динозавры превратились в настоящих великанов и распространились по всей планете. Но в конце мелового периода, примерно 65 миллионов лет назад, все они вымерли по неизвестной причине.

Следует помнить, что динозавры были полноценными живыми существами: они искали себе пропитание, защищались от врагов и растили детенышей так же, как и современные животные. Увидеть живого динозавра не удалось ни одному человеку. Но благодаря ископаемым окаменелостям мы кое – что знаем о том, как выглядели и как вели себя древние ящеры. По костям можно определить форму и размеры тела динозавра, по зубам – узнать, чем он питался, а по окаменелым следам – установить, с какой скоростью он передвигался.

Я расскажу о цератозаврах и велоцерапторах. Это динозавры разных периодов и отличаются друг от друга.

Цератозавры – это группа хищных динозавров. По размерам они весьма разнообразны. Цератозавр мелового периода – карнозавр. Этот динозавр около 8 метров длиной. У него большая голова, похожая на бычью, с парой рогов над глазами. Из-за этого он и получил свое название, означающее в переводе «плотоядный бык». Передние лапы карнозавра совсем коротенькие и бесполезные. Бока карнозавра короткими коническим шипами.

Существовали еще и птицеобразные динозавры, например велоцераптор. Таких динозавров мы можем увидеть в фильме «Парк Юрского периода». Эти динозавры тоже хищники и проворно бегали на двух ногах. А передние конечности легко прижимались к туловищу, благодаря гибкому запястному суставу.

(Показ этих видов динозавров на выставке.)

Проблема, с которой я столкнулся при изучении этой темы, – это причина гибели динозавров. Дело в том, что нет единой версии. Одни ученые считают, что климатические условия повлияли на гибель динозавров, другие думают, что все дело в космосе. Также есть версия, что за несколько миллионов лет до полного вымирания численность динозавров резко сократилась и постепенно все динозавры вымерли (Фотографии 1–3).

Последовательность работы над проектом

Стадии работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность ребенка Деятельность воспитателя
Подготовка определение темы, целей и задач проекта обсуждение предмета с учителем и получение необходимой информации – знакомит учащихся со смыслом проектного подхода;

– помощь в постановке целей и задач;

– дает детям необходимую информацию.

Планирование – определение источников информации;

– определение способа сбора и анализа информации;

– индивидуальная работа

– план действий;

– формулировка задач;

– осознание задач

– предлагает идеи;

– высказывает предположения

Исследование – сбор информации;

– решение промежуточных задач;

– наблюдения;

– эксперименты

– выполняют исследования;

– решают промежуточные задачи;

– пользуются советами воспитателя

– наблюдает;

– советует;

– помогает;

– косвенно руководит деятельностью детей

Результаты

Выводы

– анализ собранной информации;

– формулировка выводов

анализируют информацию – наблюдение;

– советы;

– помощь

Представление письменный отчет с демонстрацией демонстрация и предоставление проекта – слушает;

– задает вопросы

Оценка результатов и процесса участвуют в оценке путем коллективного обсуждения оценивает усилия и творческий подход детей, а также качество источников информации

Фотография 1

Фотография 2

Фотография 3

Метод проектов помогает  шаг за шагом переходить на более высокие ступени нравственного и познавательного развития. «В добрый путь по безбрежному морю нравственной культуры!»

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». М.: Сфера, 2010.
3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.