Рубрики
Воспитательная работа

Мотивация обучающихся в работе педагога

Одно из серьезных препятствий для достижения успеха это отсутствие мотивации. Современное образование также столкнулось с такой проблемой. Иногда мы слышим от учеников: «А зачем мне это нужно», или «А меня родители заставили».

0
Степутенкова Светлана Олеговна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1450 “Олимп”»,
s_lefter@mail.ru

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Одно из серьезных препятствий для достижения успеха это отсутствие мотивации. Современное образование также столкнулось с такой проблемой. Иногда мы слышим от учеников: «А зачем мне это нужно», или «А меня родители заставили».

В своей статье я хочу поделиться опытом работы, связанным с повышением мотивации учащихся, на примере работы в своем классе. Хочется отметить, что достигнутый результат требует времени, терпения и  это работа не только с детьми, но и с их родителями.

Для начала нужно выяснить, а что же такое мотивация:

– Мотивация – это побуждение к действию; психофизический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

– Мотивация – это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение деятельности (по В.К. Вилюнасу).

– Мотивация – это динамичный психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

Следовательно, неважно какое или сколько определений мотивации я приведу, все они будут сводиться к одной цели: пробудить в учащихся механизм к действию или, как сказала Инна Иголкина: «Мотивация – это способ делать то, что не хочется».

Моя работа по повышению мотивации в классе началась непосредственно с родителей. И начала я не с того, что есть техники и вы можете их попробовать, а со знакомства родителей с пятью уровнями учебной мотивации. При этом я попросила их, чтобы каждый определил на каком уровне находится их ребенок и сам решил, какая из мотивационных техник им подойдет, а может они решат использоваться не одну, а несколько техник. И так, что же это за уровни:

– Первый уровень: высокий уровень. Ученики следуют всем указаниям учителя, сильно переживают за плохие оценки.

– Второй уровень: хорошая школьная мотивация. Этот уровень является средней нормой.

– Третий уровень: школа привлекает детей внеучебной деятельностью, но при этом у них сохраняется положительное отношение к школе.

– Четвертый уровень: низкая школьная мотивация. Дети посещают школу не охотно, часто прогуливают,  на уроках занимаются посторонними делами.

– Пятый уровень: негативное отношение к школе, школьная дезаптация.

А теперь поговорим о самих техниках. Существует множество техник, но я в своей работе использовала три:

– «Декартов квадрат»;

– «Дневник успехов»;

– «Молодец».

«Декартов квадрат»

Одна из моих любимых техник – это «Декартов квадрат». Данную технику я выполняла как с детьми, так и с их родителями. В основе любой техники лежит некая цель, к которой стремится или не стремится человек. Для того чтобы замотивировать учащегося на достижение цели необходимо ее проанализировать. Так вот в этой технике хорошо сочетается и цель, и ее анализ.

Для начала нужно выбрать некую цель Х, например: «хорошо учиться», «победить на олимпиаде» и т.д. Затем чертим квадрат, и обучающиеся вносят в каждый сектор 3–5 тезисов:

Что я получу, если выполню цель Х Что я получу, если не выполню цель Х
1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Что я потеряю, если выполню цель Х Что я потеряю, если не выполню цель Х
1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

После заполнения таблицы учащиеся сами для себя отвечают на вопросы:

– Как расширились представления о цели.

– Как изменилась мотивация к достижению этой цели.

– Каковы будут конечные результаты над целью.

«Дневник успехов»

Родителям я посоветовала дома завести «Дневник успехов», так как мы привыкли ругать детей, а не хвалить их, а при продвижении к цели необходимо поощрение, как от других, так и от себя. Ниже представлен примерный план ведения такого дневника

Дата Успех Поощрение
1 03.03.2016 Сделал презентацию и доклад «Ты крут! Давай еще»
2 04.03.2016 Получил пять по контрольной работе Сходил в боулинг на выходных
3 05.03.2016 Пробежал первым 2 км. «Умница. Я тобой горжусь»
4 06.03.2016 ….. ……

То есть, просматривая «Дневник успеха», ребенок видит, что результат, который он получил, приводит к поощрению, а учебный процесс может вызывать положительные эмоции и впечатления.

«Молодец»

И последняя техника, которую знают многие – это техника «Молодец». Мы делали ее не однократно и когда достигали цели, учащиеся были в восторге, потому что как поощрение у нас был совместный поход в кинотеатр на выходных. Так же каждый ученик может выполнять ее самостоятельно, для  достижения  своих целей. Работа с этой техником состоит из следующих этапов:

– Выбираем цель.

– Определяем небольшие шаги для достижения цели.

– Первый день – это буква «М»

– На второй день – пишем «О» и так далее.

– Если дошли до буквы «Ц» можно получить свой «приз», а вот если произошел сбой, то начинаем все сначала.

– Нужно пройти «Молодец» три раза. Это позволяет избавиться от плохой привычки и закрепить хорошую.

И никогда не забывайте, что каждый ученик успешен, главное помочь им это понять.

Список литературы:

1. Мотивация // Материалы «Википедии – свободной энциклопедии». [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 3.04.2017).
2. Урок 4. Мотивация деятельности человека // Сайт «4brain.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php (дата обращения: 3.04.2017).
3. Что такое мотивация? // Сайт «timesaver.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://www.timesaver.ru/articles/a1690.php (дата обращения: 3.04.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0