Рубрики
Воспитательная работа

Патриотическое воспитание средствами проекта «Россия – Родина моя»

«Любовь наша к России, как и всякая любовь, – произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам». (Николай Бердяев, великий русский философ)

0
Амелина Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1959 “Дети мира”»,
jasmine222@yandex.ru
Кулекина Юлия Борисовна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1959 “Дети мира”»,
yulia.kulekina@yandex.ru

«Любовь наша к России, как и всякая любовь, – произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам». (Николай Бердяев, великий русский философ)

Введение. Обоснование

Проектная деятельность обучающихся в воспитательных целях – это совместная творческая, игровая, познавательная, социально значимая деятельность, влияющая на формирование мировоззрения и активность жизненной позиции младшего школьника. Обязательным ее условием является заранее определенные конечные продукты деятельности, чёткая постановка целей и задач проекта, его временных рамок. Важно продумать план, организационные вопросы, имеющиеся ресурсы, а также последующую рефлексию.

В проектной работе каждый ребенок может раскрыть свои таланты, представить их публично, испытать чувство успешности и значимости. А значит, существенно продвинется вперед на пути становления своей личности.

Ребенок может научиться ставить цель, планировать свою деятельность и свое сотрудничество с другими участниками проекта. Он учится самоанализу и рефлексии, пониманию результативности и успешности. Дети в совместной работе занимаются исследованиями, стараются представить, презентовать свои результаты в различных формах.

Конечно, учителю и классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьника. Учитывается тематика, близкая ребенку, время работы над проектом (как правило, не превышает двух-трех недель), подбираются соответствующие возрасту формы и методы работы над проектом. Важным, по нашему мнению, является эмоциональная составляющая. Ребенок, пропустив через свою эмоциональную сферу процесс и результат работы над проектом, испытав ситуацию личного и общего успеха, обязательно запомнит это на долгие годы, вновь и вновь испытывая гордость и чувство хорошо выполненного дела. Это совсем нелишне для становления человека, для повышения его самооценки, возникновения чувства сопричастности к высоким идеалам, воспитания любви к родине и к людям.

В данной работе мы подробно расскажем о подготовке и проведении проекта «Россия – Родина моя».

Фотография 1

Этап 1: Целеполагание

Наша школа – не просто школа. Она имеет свою направленность и гордое название – «Дети мира». Дети у нас все разные, но у всех общая Родина – Россия. Мы хотим, чтобы наши дети знали, любили и уважали нашу общую Родину. Поэтому определились с темой проекта практически сразу.

Цель проекта – в процессе поэтапной работы над конкретными задачами проекта создать итоговый продукт – праздник, яркое и запоминающееся событие.

Задачи проекта:

– Находить, читать и изучать пословицы, высказывания знаменитых людей о нашей родине. Учиться понимать их смысл, извлекать уроки, делать выводы.

– Читать стихи и рассказы о родине.

– Провести конкурс чтецов, представив стихи о родине (в классе, затем в школе).

– Изучать историю родного края (в том числе, в экскурсионной деятельности).

– Изучать государственную символику: флаг, герб, гимн.

– Провести в своём классе литературно-музыкальную «гостиную» для родителей и приглашенных.

– Провести творческие конкурсы: на лучшее авторское стихотворение, сочинение, рисунок.

– Поставить танец под музыку о России.

– Фотовыставка (буклет) «По городам России».

– Подготовить фотофильм по материалам экскурсий.

– Итогом станет праздник, гала-концерт «Россия – Родина моя» как продукт проекта.

Этап 2: организационный

Когда определены цели и задачи проекта, приступаем к организационной составляющей.

– Выбираем и организуем группы участников проекта по интересам.

– Формулируем задачи для каждой группы, пары, участника.

– Определяем способы и направления поиска информации.

– Определяем сроки и временные рамки для подготовки к проекту.

В нашем случае определены следующие группы:

1) Весь класс: поиск пословиц о Родине, осмысление, создание мини-сборника пословиц.

2) Весь класс: посещение музеев, усадеб на территории ЮВАО г. Москвы: Коломенское, Кузьминки.

3) Весь класс: поиск стихотворений, прозаических произведений о России, пословиц о Родине.

4) Отдельные группы обучающихся (формируются по творческим предпочтениям):

– нахождение информации и фотоматериалов о государственной символике;

– заучивание стихотворений и подготовка к конкурсу чтецов;

– заучивание небольших отрывков прозаических произведений (великие люди о России);

– создание своих небольших произведений: стихи, сочинения по теме;

– создание рисунков по теме;

– подбор и печать фотографий «По городам России»;

– танцевальная группа;

– группа IT-поддержки (в данную группу входят и родители).

5) Индивидуально: ведущий литературно-музыкальной «гостиной», ведущий гала-концерта.

Этап 3: осуществление деятельности

На данном этапе под ежедневным руководством классных руководителей, учителей проходит подготовка каждого вида деятельности: по поиску информации, фотографий, созданию сочинений, рисунков, подготовка танца.

Вся деятельность по проекту «пронизывает» уроки: литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.

Приближаясь к следующему этапу, проводим анкетирование детей, выясняя их мнение о проекте, накопленный опыт, поддерживая заинтересованность и творческий дух.

Этап 4: анализ и обработка результатов проблемно-поисковой деятельности

Продуктами нашего труда становятся:

– Выученные и отрепетированные стихи и прозаические отрывки.

– Написанные и оформленные сочинения и стихотворные произведения.

– Выполненные рисунки и подобранные фотографии.

– На основе творческих работ оформляется стенд «Светлый край берез – моя Россия».

– Разучен и отрепетирован танец с флагами (цвета российского триколора) под музыку Н. Кадышевой «Россия! Русь!».

– Презентация для показа на гала-концерте.

– Создан фильм на основе фотографий по материалам экскурсий.

Этап 5: предзащита проекта

Этот этап подразумевает проведение Литературно-музыкальной «гостиной», на которой присутствуют участники проекта, руководители проекта, родители, приглашенные гости.

Ребята презентуют свои продукты, демонстрируя понимание цели работы, ее значимости, новизны.

В конце этапа проходит обсуждение, фиксируется успешная и слаженная работа класса, отдельных групп и участников проекта.

Этап 6: защита проекта, гала-концерт «Россия – Родина моя»

Отличается от этапа предзащиты большим охватом. Это истинно праздничное действо, шоу, которое, будучи на 90% создано детьми, а не навязано взрослыми, становится настоящим проектным продуктом. Ценность такого пути подготовки праздничного шоу трудно переоценить. Позволим себе сравнение: мы идем в кинотеатр и смотрим фильм или мы сами становимся актёрами, режиссёрами, художниками. Разница, на наш взгляд, очевидна.

Этап 7: обсуждение полученных результатов (рефлексия)

По окончании гала-концерта все участники фотографируются, общаются, получая заряд позитива после удачно проведенного концерта. На следующий день собираемся в классе, или в актовом зале и подводим итоги.

Здесь уместно привести критерии самооценки готового продукта:

– самостоятельность работы над своим заданием;

– актуальность и значимость темы;

– полнота раскрытия темы;

– оригинальность решений;

– выразительность выступления и культура речи;

– степень раскрытия содержания проекта;

– использование ИКТ;

– мнение о продукте зрителей.

Этап обсуждения и рефлексии – это итог, когда каждый участник проекта осознает свой личный вклад в проектную деятельность и может судить сам о своей успешности. А задача руководителя – скорректировать мнение ребёнка о своей работе, обязательно отметив вклад каждого маленького участника. Он должен обязательно иметь желание продолжать проектную работу и в дальнейшем.

Сценарий «Россия – Родина моя» литературно-музыкальная гостиная

1) Звучит музыкальная заставка. Открытие праздника. Дествие сопровождается соответствующими кадрами презентации, чтение стихов и сочинений – тихой мелодией.

Фотография 2

1-й ученик: Мой друг! Что может быть милей и бесценней родного края?

2-й ученикТам солнце кажется светлее,

Там радостней весна златая,

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы, холмы там зеленей,

Там сладостней журчит поток,

Там соловей поёт звучнее.

3-й ученик: Там все нас может восхищать.

Там всё прекрасно, там все мило,

Там дни, как молния, летят,

Там нет тоски унылой.

Там наше счастье живет,

Там только жизнью наслаждаться.

4-й ученик: Обостренное желание познать Россию и русскую душу всегда было и остаётся свойственно людям. Что есть Россия? Что есть любовь к России? Что значит быть россиянином? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас.

5-й ученик: Раскинувшись между двух великих делений мира, между востоком и западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны сочетать в себе две великие основы духовной природы, воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара.

6-й ученикИ действительно, история нашего государства впитала в себя историю многих стран и народов. Нам очень повезло, что в нашей школе учатся дружно дети разных национальностей.

Дети-представители разных народов России по одному называют с гордостью свои национальности: «Я – латыш, я – армянка, я – русский, я – белорус… и так далее».

2) Рассказ о родине – собственно представление проекта.

1 ученик: Россия была участницей ярких и драматических событий: героической борьбы с иноземными захватчиками, острых междоусобных войн. Кто только ни пытался захватить и уничтожить Россию! Она прошла и через монголо-татарское нашествие, и польско-литовскую интервенцию, не пощадило ее и фашисткое нападение. Но, как птица Феникс, воскресала она из пепла и руин, и только ярче сверкали золотые маковки её куполов, сильнее становился характер россиян.

2-й ученикКак каждое живое существо, Россия имеет свое лицо. Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине её лесов, оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого, оно в кроткой мудрости души народной.

3-й ученикЛицо России и в государственной символике. Ни одно государство не может обойтись без символики, отражающей принципы государственного устройства, национальные идеалы и устремления. Всё это воплощается в государственном флаге, гербе и гимне.

4-й ученикС 12 июня 1990 года символами России стали двуглавый орел и трехцветный флаг. Смысловая основа герба – золотой двуглавый орел на красном геральдическом щите. Это знак государства, объединяющего под своими крыльями огромные пространства Европы и Азии.

5-й ученик: Трем цветам флага на Руси всегда придавали символическое значение: белый – благородство, синий – верность и целомудрие, красный – мужество и любовь.

Звучит песня Н. Кадышевой «Россия! Русь!», под которую танцевальная группа исполняет танец с полотнищами трех цветов, в конце танца образуется большой российский флаг.

1-й ученик: Есть на земле реки, с которыми связаны судьбы народов. Сена – во Франции, Нил – в Египте, Миссисипи – в Америке. Судьба России связана с Волгой. В междуречье Оки и Волги формировалось наше государство. Река была свидетельницей многовековой борьбы нашего народа за национальную независимость.

6-й ученик: В далекую старину уходит история Волги. Мы всматриваемся в этот путь и видим труды и битвы, черные времена и славу, грозы и покой. Мы всматриваемся в дальние дали и видим новые города и заводы, могучие электростанции и бескрайние поля. Волгу именуют матерью рек русских. О ней слагаются легенды, сказания, поют песни.

Заслушиваются строки из детских сочинений (см. образцы в Приложении)

1-й ученик: Незабываемая красота русской природы всегда вдохновляла художников, писателей, композиторов и поэтов. Миллионы строк посвящены России, родной природе, великой тайне русской души. Мы тоже пробуем выразить любовь к своему краю в поэтических строчках. И пусть это только первые робкие шаги в поэзии, но звучат они искренне, ведь идут от чистого сердца.

Заслушиваются авторские стихотворения детей (см. образцы в Приложении).

2-й ученикВсе на свете можно измерить, лишь вечно останется неразгаданной одна из самых великих тайн на земле – тайна загадочной русской души, души прекрасной и непостижимой.

3-й ученик: Все переплелось в ней: огромное мужество и безудержная молодецкая удаль, безмерный талант и печально известное русское «авось». И как путеводные звезды сверкают над Россией и судьбою каждого россиянина – вера, надежда и любовь к родной земле.

Заслушиваются стихи русских поэтов о родине, исполняют их победители Конкурса чтецов.

4-й ученик: Всегда манила к себе красота русской природы, городской архитектуры. У нас есть традиция: несколько раз в год мы стараемся выезжать в различные уголки Москвы и Подмосковья. Путешествуя, мы открываем для себя историю родного края. Мы представляем вам фотоотчёт о наших путешествиях. Также на наших стендах вы можете увидеть, какие уголки России мы посещаем с семьями. Приглашаем вас в небольшое виртуальное путешествие.

Идет показ фильма, созданного по фотографиям. Используется музыкальное сопровождение.

5-й ученик: Друзья! Мы рады, что сегодня вы разделили с нами нашу любовь к России, уважение друг к другу, ведь мы все такие разные, но у нас одна, общая страна, и значит – у нас одно будущее!

6-й ученик: Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

1-й ученикТак давайте будем верить в прекрасное будущее нашего народа, нашей общей родины – России. Давайте уважать наши традиции, изучать их и улучшать их.

Спасибо за внимание!

Приложение к статье доступно по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0