Рубрики
Дошкольное образование

«Путешествие Капельки»: НОД по экологическому воспитанию дошкольников

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности ребенка, в том числе и экологического мировоззрения. Главным в экологическом воспитании дошкольников является формирование у детей осознанного, правильного отношения к природе. Взрослые должны заложить в сознание детей, что окружающий мир – это огромный дом, в котором мы живем. Чем раньше мы начнем рассказывать нашим детям о необходимости беречь и охранять природу, о значимости природных ресурсов, тем быстрее мы сформируем в подрастающем поколении экологическую культуру, ответственное отношение к природе, окружающему миру.

0
Мерзликина Наталья Петровна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
merzlickina.natalya2016@yandex.ru

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности ребенка, в том числе и экологического мировоззрения. Главным в экологическом воспитании дошкольников является формирование у детей осознанного, правильного отношения к природе. Взрослые должны заложить в сознание детей, что окружающий мир – это огромный дом, в котором мы живем. Чем раньше мы начнем рассказывать нашим детям о необходимости беречь и охранять природу, о значимости природных ресурсов, тем быстрее мы сформируем в подрастающем поколении экологическую культуру, ответственное отношение к природе, окружающему миру. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Ведь ребенок, едва научившись ходить, начинает взаимодействовать с природой – играет с водой, песком, снегом. Чем старше становится ребенок, тем больше его общение с природой. В этом возрасте темы занятия должны быть близки им, хорошо знакомы детям. Поэтому экологическое образование своих воспитанников я начала с цикла занятий на близкую и понятную для них тему – «Вода».

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности, В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Он рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии.

Вот и я провела в группе интегрированное экологическое мероприятие «Путешествие Капельки». Постаралась в игровой форме рассказать детям о свойствах воды: льется, переливается, нагревается, охлаждается. Показала свойства льда: он холодный, от тепла тает. Рассказала о роли воды в жизни человека: жизнь есть там, где есть вода. А если нет воды – нет жизни. Подвела детей к выводу, что воду необходимо беречь.

Цель и задачи:

– учить детей бережно относится к воде, экономить воду;

– познакомить детей со свойствами воды: показать детям, что вода бывает разной – твердой, теплой, холодной, прозрачной;

– дать представление о роли воды в жизни человека и природы. Объяснить детям, что если воды не будет на земле, то существование человека земле не возможно.

Материал: стакан с водой, стакан с соком апельсиновым, стакан со льдом. Запись музыкальной композиции «Ручей».

Предварительная работа

Чтение художественной литературы и стихотворений о воде, прослушивание музыкальной композиции «Ручей» («Издательство детских образовательных программ «Весть-ТДА»), решение загадок о воде, рассматривание иллюстраций.

Ход мероприятия

Воспитатель подводит детей к маленькому фонтанчику с подсветкой, вода крутит мельницу под запись музыкальной композиции «Ручей».

Фотография 1

Воспитатель читает стихи о воде:

Есть чудесная водица,

Без нее нам не прожить,

Не умыться, не напиться.

И, здоровыми не быть.

Утром только лишь проснешься 

Сразу личико умой.

Будешь чистым и красивым,

Подружись скорей с водой.

Что же это за водица?

Кто ответит на вопрос?

О водичке все мы знаем,

И, утрем любому нос:

Это дождик и сосулька,

Белый снег и гладкий лед,

Ручеек и речка: Каждый,

Пусть запомнит и поймет.

Воду нужно уважать –

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет –

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться.

Ни природой, ни пейзажем.

Без воды угаснет каждый!

(Извозникова Т.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это Капелька. Воспитатель показывает нарисованную Капельку воды.

Фотография 2

Воспитатель: Послушаем, о чем нам расскажет Капелька.

Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – капелька воды! Я очень рада с вами познакомиться. Я упала с неба на землю, вместе с дождиком! Ребята, я вам сейчас буду загадки загадывать,  а вы попробуйте их отгадать!

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Все говорят – она течет.

Все говорят – она играет.

Все говорят – она бежит.

Но не куда не убегает. (Вода)

В морях и реках обитает.

Но часто в облаках летает.

А как наскучит ей летать,

Она на землю падает опять. (Вода)

Воспитатель: Дети, а если у нас в гости соберется много капелек воды, то, что будет? Совершенно правильно: будет речка или даже море воды! Ребята, а когда мы с вами умываемся под краном или ручки моем, как водичка у нас журчит? Какой звук она создает? (Булькает.) Правильно, детки. Водичка булькает! А как еще водичка шумит (с-с-с). Совершенно правильно, ребята. Мы сейчас послушаем с вами, как шумит водичка.

Воспитатель открывает кран, дети слушают, какие звуки создает вода при открытии крана. Дети воспроизводят шум воды.

Воспитатель: Капелька, а еще наши ребятки знают потешку про водичку. Сейчас они тебе ее расскажут.

Водичка, водичка. Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, что б кусался зубок.

Воспитатель: Ребята, нам Капелька хочет что-то сказать, давайте послушаем.

Капелька: Отгадайте мою загадку, ребята!

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Растает она и умрет. (Сосулька)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, умет ли водичка превращаться?

Воспитатель показывает детям стакан со льдом. Воспитатель берет стакан со льдом и обращается к детям:

– Ребята как вы думаете, лед – это твердая вода? А если мы достанем лед из стакана и возьмем его в руку. Что со льдом будет? Он начнет таять? Почему? Потому, что рука теплая, а лед холодный! А сейчас мы нальем из крана теплой воды. Что будет со льдом? Правильно, он растает. Почему? Правильно, потому, что вода теплая, а лед холодный.

Фотография 3

Воспитатель наливает теплую воду и кладет лед в теплую воду, лед тает.

Воспитатель: Вот видите, ребята, вода умеет превращаться. А теперь, дети, давайте поиграем в игру «Море волнуется».

Проводится игра «Море волнуется».

Фотография 4

Капелька: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим воду.

Воспитатель показывает детям сок апельсиновый, воду. Проводим опыт с водой: прозрачная вода не прозрачная.

Капелька говорит: Мы в оба стакана положим по одной кисточки для рисования. Скажите, дети, в каком стакане видно кисточку, а в каком – не видно? В каком стакане вода прозрачная, а в каком – не прозрачная? Почему вы так думаете? В стакане, в котором налит сок, кисточку нам не видно, потому что сок не прозрачный, а где налита вода, там нам видно кисточку. Наш вывод: сок не прозрачный, а вода прозрачная, она чистая.

Фотография 5

Воспитатель: Ребята, когда нам хочется пить, что мы с вами пьем? Правильно, воду! А когда нам нужно помыть ручки, умыть лицо, чем мы умываемся? Правильно водой. Мы с вами поняли, что вода всем и всегда необходима. Но воду нужно беречь: не забывать во время закрывать кран с водой, не лить воду просто так, без необходимости.

Воспитатель читает стихотворение:

Река, и озеро, и пруд.

Всегда нас летом в гости ждут,

В жару приятно очутиться,

И у ручья – воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна:

Она и кораблям важна,

Плывут, что на морском просторе,

Пшенице, спеющей на поле…

И для людей, и для зверей.

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

Капелька: Дети, а давайте мы с вами вспомним свойства воды, о которых мы с вами сегодня узнали: вода не имеет цвета, вода может быть твердой – это лед, а может быть теплой и холодной.

Воспитатель: Ребята, что-то наша Капелька загрустила. Что случилось, Капелька?

Капелька: Вот, ребята, вас много, а я одна. Мне грустно!

Воспитатель: Давайте, дети, нарисуем Капельке друзей, и ей станет весело!

Дети рисуют свои капельки и дарят рисунки гостье.

Фотография 6

Капелька: Огромное всем спасибо!Ребята, у меня есть к вам просьба: я вас очень прошу экономить воду! Не оставляйте открытым кран без надобности и относитесь к воде, и ко мне, Капельке, очень бережно,потому что вода имеет огромное значение в жизни человека, без воды мы не сможем жить.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Капелька: Ребята, мне было интересно у вас в гостях, спасибо и до свидания!

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.:ТЦ «Сфера», 2005.
2. Михайлова Е. Вода в природе и жизни человека // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 40–47.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду М.: Просвещение, 2001.
4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
5. Рыжова Н.А. Волшебница-вода. М.: Линка-Пресс, 1997.
6. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
7. Энциклопедия для детей. Обо всем на свете от А до Я. М.: Махаон, 1999.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.