Рубрики
Дошкольное образование

«Играть? Да, играть!»: история одной сюжетно-ролевой игры

Современные мамы и папы, бабушки и дедушки давно забыли, что сами недавно были детьми и больше всего на свете они любили играть и очень не любили, когда их отрывали от этого увлекательного занятия! Некоторые из них даже в школу тайком приносили игрушки, чтобы поиграть на переменах, а иногда даже на уроках. Дети всегда любили и любят играть!

0
Крылова Ольга Анатольевна,
воспитатель ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
vospitalka2006@yandex.ru

Современные мамы и папы, бабушки и дедушки давно забыли, что сами недавно были детьми и больше всего на свете они любили играть и очень не любили, когда их отрывали от этого увлекательного занятия! Некоторые из них даже в школу тайком приносили игрушки, чтобы поиграть на переменах, а иногда даже на уроках. Дети всегда любили и любят играть! Да и когда им играть, если не в дошкольном детстве!? Но у многих родителей совсем другой взгляд на дошкольное детство… Они спешат дать детям как можно больше знаний, научить читать, писать и считать, обучить их иностранным языкам. И что скрывать, зачастую педагоги идут на поводу у родителей, стремясь получше подготовить детей к школе. Далеко не каждый родитель, забирая родное чадо из дошкольного учреждения, поинтересуется, в какую игру он играл с друзьями.

А ведь в условиях реализации ФГОС обучение детей должно происходить в игре, так как именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников. И, в конце концов, все получают образование, но не у всех детей была возможность наиграться вдоволь. Чем это может обернуться в дальнейшем – вопрос к психологам, но мы не в праве отнимать у детей право на игру и возможность наиграться! А обучать можно и нужно в игре!

Игра способствует физическому развитию, активизирует ум, тренирует волю, учить быть коммуникабельным, активным. Воспитывает такие важные качества личности, как любознательность, доброта, справедливость, честность. В игре дети узнают много нового, обогащают свой жизненный опыт. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, тянутся к сверстникам, с которыми интересно играть. Ребенок, способный самостоятельно организовать игру, придумать свой сюжет или поддержать и развить сюжет, придуманный воспитателем, становится лидером игры. К нему прислушиваются, с ним интересно. Конечно, опытный, заинтересованный педагог не имеет права не воспользоваться ситуацией и не использовать такой талант ребенка для развития игровой деятельности всех детей.

Согласно ФГОС – основная образовательная программа образовательного учреждения направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками». Сотрудничество и есть общение на равных. Именно в игре воспитатель может не только научить детей чему-то новому, но и получить удовольствие от возможности стать партнером детям по игре, дать детям попробовать самим организовать свою деятельность, развернуть сюжет. А партнер-взрослый будет готов не только поддержать игру, но и внести в нее новый сюжет, новые атрибуты, дать дополнительную информацию по теме игры. Все это будет сделано для того, чтобы дети подхватили идею и использовали ее для развития и длительного продолжения игры. Педагог-участник игры, может, не прерывая игру, помочь детям распределить роли, учитывая индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.

В этом учебном году мы продумали и организовали серию сюжетно-ролевых игр со сквозным сюжетом «Путешествие» в рамках традиционной «Недели игры». Опыт проведения таких игр показал, что дети, посещающие старшую группу, обладают достаточными умениями организовать игру, отобрать атрибуты и поддерживать простейший игровой сюжет. Все любят и достаточно часто играют в традиционные игры: «Семья», «Больница», «Стройка», «Парикмахерская», но часто игры носят ситуативный и отрывочный характер.

 

Фотографии 1–2

Мы знаем, что дети нашей группы путешествуют, поэтому тема для серии сюжетно-ролевых игр «Мы путешественники» для традиционной «Недели игры» показалась нам наиболее подходящей в старшем дошкольном возрасте.

Мы поставили следующие цели:

– вызвать у детей интерес к игре;

– расширить представления детей о путешественниках и о том, какими видами транспорта можно путешествовать.

День первый: «По морям, по волнам»

Задача дня: предложить детям отправиться в путешествие водными видами транспорта. Приучать детей принимать самостоятельные решения.

Предварительная работа: беседа с детьми о водных видах транспорта, о предметах, которые необходимы путешественникам.

Связь игры с организованной образовательной деятельностью (ООД): Плавание-игра «Остров сокровищ», аппликация «Ты плыви, кораблик мой».

В ходе игры детям было предложено отправиться в путешествие на корабле. Корабль соорудили из крупного строительного материала. Были распределены роли, детям розданы элементы матросской формы. По сюжету игры, корабль, из-за поломки вынужден был пристать к берегу необитаемого острова, где детям самим предстояло построить жилище, добыть пропитание и воду. А команда судна в это время устраняла пробоину в днище корабля. В этой ситуации дети повели себя по разному: кто-то оторопел от неожиданной новости и не знал, как себя вести, а кто-то, привыкший к самостоятельным решениям и приученный к труду, стал выдвигать смелые версии, как помочь устранить эту поломку. Тут на память детям пришли и прочитанные книги и увиденные в фильмах эпизоды по спасению корабля.

День второй: «Самолет построим сами»

Задача дня: предложить детям отправиться в путешествие одним из воздушных видов транспорта. Вызвать желание самим продумать и построить пассажирский самолет.

Предварительная работа: беседа с детьми о воздушных видах транспорта, о пассажирском и грузовом воздушном транспорте, о его надежности. Поговорить о правилах поведения на борту самолета.

Связь игры с организованной образовательной деятельностью (ООД). Развитие речи: составление рассказов на тему «Путешествуем всей семьей». Рисование «Ты возьми меня в полет, мой надежный самолет».

В ходе игры дети отправились в Африку на помощь Айболиту. Здесь пригодился опыт моих маленьких путешественников: дети вспомнили, как они совершали перелеты со своими родителями, как ведут себя в аэропорту пассажиры, как члены экипажа и работники аэропорта помогают им сесть в самолет и комфортно долететь до места назначения. Мы увидели, что данным видом транспорта дети пользуются часто и дети играли большим интересом, охотно соглашались на все предложенные роли, вносили свои предложения, как сделать полет интереснее, даже делали замечания расшумевшимся пассажирам и тем, кто забыл про безопасность на борту самолета. Личный опыт детей помог сделать игру очень интересной и запоминающейся.

День третий: «Вместе весело шагать по просторам»

Задача дня: предложить детям отправиться в поход с ночевкой в лес Подмосковья.

Предварительная работа: закрепить правила поведения в лесу и на воде, обращения с огнем. Вспомнить понятия «ядовитые грибы и растения».

Дома детям было предложено подготовиться к походу, обсудив с родителями, что берет с собой в поход настоящий турист и собрать рюкзаки со всем необходимым.

Связь игры с организованной образовательной деятельностью (ООД): ознакомление с природой «Мы в гостях у леса».

В ходе игры мы отправились в поход в подмосковный лес. Разбив лагерь на берегу реки, мы решили поймать рыбу и собрать грибов и ягод.

В этот день мы была неприятно удивлены тем, что устроившись на ночлег в палатках, дети не пустили ни в одну из палаток своего товарища… У этого ребенка днем раньше был конфликт с детьми, и это обернулось неожиданной стороной. Сначала мы растерялись, но потом решили не встревать с указаниями, а попробовать исправить ситуацию по-другому. Воспитатель, как участник игры, обратила внимание, что на улице поднялся ветер, стало пасмурно, небо заволокло тучами… Предложила детям проверить всем ли хватило места в палатке, хорошо ли они закрыли вход в палатку, достали ли теплые вещи. И тут одно доброе сердце вспомнило о товарище, который в тот момент сидел притихший, поняв причину поведения детей. Вчерашний обидчик был приглашен на ночлег сразу в две палатки… Думаем, что это послужило ему хорошим уроком.

Этот день стал для детей интересным, но трудным. У современных детей практически нет опыта участия в туристических пеших походах. И хорошо, что мы заранее попросили родителей вспомнить школьные и студенческие годы, походы, песни у костра, пионерское детство. На помощь детям пришел и  воспитатель. Дети смогли «разжечь костер», используя строительный материал, «сварить кашу» в котелке, «испечь» картошку, «наварить ухи» и даже «заварить чай» с лесными ягодами. Так как игра проходила в зимнее время и во второй половине дня, неизгладимое впечатление осталось у детей от ночевки в палатке, разговоры под свет фонарика. Немного испуганные отсутствием света в группе, родители с удивлением замечали, как необычно тихо в группе. Но, узнав, что мы ушли в поход, и в лесу сейчас ночь, не стали мешать туристам отдыхать в палатках и терпеливо дожидались утра и возвращения из похода.

День четвертый: «Наш отряд на участке ищет клад»

Задача дня: организовать для детей сюрприз, поднять настроение.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, какие бывают карты и для чего они нужны.

Связь игры с организованной образовательной деятельностью (ООД): рисование карты группового участка.

В ходе игры мы сообщили детям, что сегодня нас ждет самое необыкновенное путешествие. Воспитателю в руки попалась карта с пиратского корабля. Пираты где-то зарыли клад. Детям было предложено разбиться на две команды и разными маршрутами отправиться на поиски сокровищ, руководствуясь направлениями, указанными на карте. Выбрав капитанов команд, дети, не пропустив ни одного пункта, добрались до цели. Каково же было их удивление, когда в указанных местах они обнаружили сундучки с шоколадными монетами!

Мы внесли в эту игру соревновательный характер. Важно было разделиться на две команды, выбрать капитана и тщательно рассмотрев карту, спланировать свой маршрут. Капитанов, что неудивительно, дети выбрали из тех ребят, которые ярче всех проявили себя в игровой неделе. Ребята оказали доверие именно тем товарищам, которые проявили себя в игре как самостоятельные и находчивые.

День пятый: «Книга путешествий»

Родители и дети приступили к изготовлению личной странички в групповую книгу «Мы – путешественники» еще в начале «Недели игры». Когда мы выбрали тему для «Недели игры» и озвучили ее детям, у них сразу возникло желание поделиться со всеми, как они путешествовали вместе с родителями. И желающих было так много, что мы и предложили семьям воспитанников поучаствовать в создании «Книги путешествий». Мы не предъявляли каких-либо требований к оформлению страниц, и книга получилась яркой и необычной, ведь кто-то сопровождал свой рассказ фотографиями, кто-то рисунками детей, кто-то писал текст от имени взрослого, а кто-то от имени ребенка.

В заключительной беседе в конце недели ребята узнали, что многие путешественники рассказывали о своих приключениях в книгах и телепередачах. Детям был предложен фрагмент из телепрограммы «Клуб кинопутешествий».

К этому дню родители группы вместе с детьми оформили  странички в «Книгу путешествий» группы, и каждый ребенок в этот день  смог показать фотографии с этой странички и рассказать, что им больше всего запомнилось!

После такой «Недели игры» наши дети стали часто проигрывать сюжеты путешествий и отдельные ситуации. Стали больше использовать предметы-заместители. Родители с нетерпением ждали, когда готовую «Книгу путешествий» предложат их вниманию. Просматривая эту книгу, сдружившиеся к старшей группе родители, делились друг с другом впечатлениями и воспоминаниями из своей жизни.

Родители наших воспитанников каждый день интересовались, куда же отправятся их дети сегодня, предлагали маршруты и виды транспорта.

Проанализировав проведенную таким образом Неделю игры, мы решили продумать и организовать серию игр на тему «Профессии». Начали работу с закрепления у детей знаний о профессиях сотрудников дошкольного учреждения, усложняя и углубляя знания детей с учетом их взросления. Вторым этапом данной работы мы запланировали знакомство с профессиями родителей и их обыгрывание в сюжетно-ролевых играх. У нас еще столько сюжетов для игр!

Список литературы:

1. Виноградова Н.А. Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. М., 2000.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.