Рубрики
Дошкольное образование

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе кратковременного пребывания (из опыта работы)

На сегодняшний день актуален вопрос по организации детей в группы кратковременного пребывания, которые позволяют родителям оставить малышей в обществе своих сверстников на несколько часов. Деятельность группы кратковременного пребывания направлена на обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей.

0
Калугина Татьяна Владимировна,
учитель-логопед
ГБУ ГППЦ ДОгМ,
tmakhova@mail.ru
Акинфова Александра Эльдаровна,
педагог-психолог
ГБУ ГППЦ ДОгМ,
akinalex79@gmail.com

На сегодняшний день актуален вопрос по организации детей в группы кратковременного пребывания, которые позволяют родителям оставить малышей в обществе своих сверстников на несколько часов. Деятельность группы кратковременного пребывания направлена на обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей.

Наша группа кратковременного пребывания – это группа комбинированной направленности, где осуществляется совместное образование и комплексное сопровождение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа ведется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО ТО «Жулебино»), адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Для формирования более четких представлений о роли каждого педагога отметим некоторые условия организации работы группы. Возраст детей, посещающих данную группу, варьируется от 1.5 до 3.5 лет. Общее количество детей в группе 12 человек. Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания осуществляется в соответствии с утвержденным режимом дня и расписанием непосредственно образовательной деятельности. Продолжительность занятий и режим работы организуется с учетом требований СанПиН.

 

Фотографии 1–2

В группе кратковременного пребывания совместно работают и взаимодействуют два специалиста: учитель-логопед и педагог-психолог.Основной целью специалистов является помощь детям раннего и младшего дошкольного возраста в адаптации к коллективу сверстников, способствование взаимодействию и общению между детьми, между ребенком и педагогами.     Этим определяются основные задачи работы:

– всестороннее развитие детей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое) с учетом их возможностей;

– коррекция нарушенного развития ребенка, профилактика вторичных нарушений развития;

– преодоление стрессовых состояний в период адаптации;

– формирование адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;

– обогащение словаря, формирование и развитие активного речевого высказывания;

– формирование активной позиции родителей по отношению к процессу развития детей.

Каждый специалист, помимо решения своих основных задач, параллельно прорабатывает задачи другого педагога. Так, например, учитель-логопед при проведении речевых и хороводных игр уделяет внимание контакту детей друг с другом, их эмоциональному состоянию. А педагог-психолог, работая с эмоционально-волевой сферой, включает игры на развитие фонематического слуха, общей и мелкой моторики, звукоподражания, необходимые учителю-логопеду.

 

Фотографии 3–4

Особенностью группы является комбинированная направленность. Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья: расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы активно вовлекаем их   в игровой процесс, но не выделяем среди других. Внимание, одобрение, совместная деятельность в игре дают положительные результаты в работе с детьми с ОВЗ. Таким малышам постепенно становится проще взаимодействовать, общаться и принимать общие правила группы. Новая ситуация часто является стрессовой для детей с ОВЗ, поэтому мы стараемся постепенно привлекать их к игровой и образовательной деятельности. Сначала знакомим с пространством группы и предметно-развивающей средой. Когда уровень тревожности снижается, предлагаем участие в тех играх, которые вызвали интерес. Каждый ребенок индивидуален, важно оценить возможности и «зону ближайшего развития» всех воспитанников группы.

Нарушения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности детей, недостаточной ориентировкой в явлениях окружающего мира, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. Для детей, имеющих логопедические проблемы, часто характерно снижение познавательного интереса. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, неустойчивый фон настроения.

В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей дошкольного возраста.

Педагог-психолог совместно с учителем логопедом реализуют поставленные задачи. Для педагога-психолога важно познакомить детей с различными эмоциями, показать различие между ними и научить выражать их социально приемлемым способом. Также педагог-психолог уделяет внимание развитию внимания, памяти, мышления, помогает проявить творческие способности. Учитель-логопед растормаживает речевую деятельность, расширяет активный и пассивный словарь, развивает артикуляционный аппарат и зрительно-моторную координацию. И тогда комплексное взаимодействие двух специалистов приводит к положительным результатам.

В различных видах деятельности мы способствуем проявлению у детей таких важных умений как, различение своих эмоциональных состояний путем проговаривания, обыгрывания и грамотного реагирования на реакции ребенка. Особое внимание при планировании занятий обращаем на возраст детей. Так как в группе находятся дети от 1,5 до 3,5 лет, важно подобрать речевой материал, музыку, упражнения, игры, иллюстрации и т.д. таким образом, чтобы каждый был заинтересован.

 

Фотографии 5–6

На каждом занятии мы используем музыкальное сопровождение. Дети пропевают стихи-потешки, выполняя определенные движения. Это позволяет не только развивать внимание, различные виды памяти, но и чувство ритма, а также учит координировать движения.

При использовании в работе фигурок и мягких игрушек мы наглядно показываем различные игровые сюжеты, а также привлекаем внимание детей к изучению различных эмоций. Понимая, что «медвежонок» может грустить, радоваться, а иногда злиться, малышу проще научиться выражать свою обиду или злость социально приемлемым способом. Маленькие участники постепенно знакомятся с эмоциями, учатся их опознавать на своем лице и лицах ребят.

Задач много, но все они успешно реализуются на практике. Одно занятие охватывает ряд поставленных задач. Работа проходит в игровой деятельности в процессе организующих, музыкальных, ритмических игр и игр с движениями на подражание. Это оречевление потешек, музыкальных игр и упражнений, результатов продуктивной деятельности, сказочных персонажей в театральной постановке или сюжетной игре. Дети активно участвуют в упражнениях, так как все они разные по своей структуре, деятельности и темпо-ритмической окраске. Переключение внимания на разные виды деятельности позволяет избежать утомления. Активные игры с движениями сменяются более спокойными и массажными играми или упражнениями на ковре. Упражнения подобраны в соответствии с недельной тематикой.

 

Фотографии 7–8

Также мы регулярно готовим театральные постановки. В них участвуют не только педагоги, но и дети. Взяв за основу известную сказку, мы демонстрируем ее сами или вместе с ребятами, а иногда сказка проигрывается с множественными действующими лицами, что очень радует и забавляет наших малышей. Сказка позволяет разобрать определенные ситуации или страхи, возникающие у детей. Таким образом, появляется возможность разрешить ту или иную проблемную ситуацию или победить страх в игровой форме. Малыши пробуют себя в роли актеров, где не только тренируют различные эмоции, но и стимулируют речевую деятельность, так как им нужно озвучить выбранного персонажа. Самые маленькие участники группы смотрят спектакль на подушках в «зрительном зале» и воспринимают определенные морально-этические ценности через сказку.

Ни одно занятие не проходит без продуктивной деятельности. Мы используем в работе различные материалы: крупы, пластилин, тесто, гуашь, акварель, мелки, цветную бумагу и природные материалы.

Возможность проявить себя в группе в различных видах деятельности – это большой успех. Дети постепенно начинают оставаться в группе одни – без сопровождения родителей. Для многих наших самых маленьких воспитанников это стало первой попыткой почувствовать себя в социуме самостоятельными, что, в свою очередь, дает возможность учиться общению, взаимодействию и игре.

Создание теплой и дружеской атмосферы, индивидуальный подход и раскрытие способностей каждого, поддержка и похвала в сложных ситуациях, формирование мотивации к занятиям и вместе с тем, акцент на областях, вызывающих затруднения – основа нашей успешной работы в ГКП.

Опыт практической работы показывает, что комплексное сопровождение детей обеспечивает положительную динамику в их развитии. Воспитанники демонстрируют успехи в развитии активной речи, предметной и игровой деятельности. Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. Вместе с тем они становятся спокойнее, наблюдательнее; разнообразнее и устойчивее становится их игровая деятельность. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы.

Таким образом, можно отметить, что тесное взаимодействие педагогов, повторение материала и закрепление на всех модальностях закладывает надежный фундамент успеха детей в коррекционной и развивающей деятельности.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.