Рубрики
Дошкольное образование

Развитие личностной активности и коммуникабельности дошкольников в условиях инклюзивного образования в ходе реализации проектной деятельности с использованием ИКТ

С введением Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обозначились целевые ориентиры в развитии и обучении дошкольников.

0
Горб Елена Евгеньевна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
anelanks@mail.ru

С введением Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обозначились целевые ориентиры в развитии и обучении дошкольников. На первый план выступает целостность процесса образования как совокупность педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе. Одной из целей образовательной политики в сфере дошкольного образования выступает реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на первый план выступает психолого-педагогическая поддержка, социализация, тесное взаимодействие с семьёй, как важнейшим институтом воспитания и развития ребёнка. Открытость, вариативность современного дошкольного образования, гибкая система дополнительных образовательных услуг, ориентированная на удовлетворение запросов родителей детей позволяет педагогам использовать новые творческие методы и подходы в достижении целей современного дошкольного образования.

Особую значимость в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования приобретает вопрос развития их личностной активности и коммуникабельности. Коммуникативная активность выступает основным источником, механизмом и способом существования, проявления и развития ребенка как субъекта. Социальную активность советские психологи Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова трактуют как неравнодушное отношение к окружающему. Личностная активность характеризуется направленностью на достижение конечного результата, который приводит к чувству удовлетворения от реализации намеченного. Формирование и развитие личностной и коммуникативной компетентностей ребёнка зависит от умения педагога организовать ситуации, обеспечивающие наличие и соответствие уровней притязаний потенциальным возможностям личности и внешним требованиям к результату.

В современном обществе невозможно представить себе развитие личности без использованияинформационно-коммуникационных систем, технологии проектирования (как одной из форм поисковой деятельности).

В связи с вышесказанным, Вашему вниманию предлагается опыт работы в системе дополнительного образования старших дошкольников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья: с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Детская журналистика – как средство развития коммуникативных способностей детей 5–7 лет».

Цель программы: формирование коммуникативных способностей дошкольников 5–7 лет на основе интервьюирования и создания газет о жизни в образовательной организации.

Цель работы – вовлечение ребят и их родителей в социально значимую проектную и исследовательскую деятельность. Проектная деятельность – это игровая, творческая, учебно-познавательная целенаправленная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач, которая способствует всестороннему развитию детей.Интерес к процессу познания основан на любопытстве и любознательности. Однако в работе сдошкольниками с ограниченными возможностями здоровья педагоги часто сталкиваются с трудностями формирования у них познавательной мотивации, отсутствием интереса к деятельности. Поэтому важной задачей педагога является формирование и развитие любознательности, заинтересованности, воображения, способности самостоятельно решать творческие и другие задачи.

Предложив обучающимся роль журналистов, можно поддержать и развивать желание детей задавать вопросы, как сверстникам, так и взрослым; ближе познакомить ребят с различными профессиями; в интересной форме развивать интеллектуальные, творческие, художественно-эстетические, коммуникативные качества дошкольников. Использование метода интервьюирования способствует развитию у детей умения строить коммуникативное поведение, слушать и слышать, рассуждать, логически выстраивать высказывания. Создание газет, отражающих яркие моменты жизни ребят и взрослых в общеобразовательной организации; позволяет тесно переплетаться различным видам деятельности из таких образовательных областей как речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. В процессе деятельности ребята не только овладевают вербальными и невербальными (взгляд, мимика, жесты, интонация и пр.) средствами общения, но и убеждаются в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Благодаря игре «в журналистов» развивается мотивационно-потребностная сфера личности; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения.

В процессе реализации программы очень важным является сотрудничество детей, педагогов и родителей. Именно родители, включаясь в активное взаимодействие, сотрудничество помогают детям раскрыться, овладеть культурными навыками, перенять опыт и ценности семьи и общества. Деятельность «Маленьких журналистов» помогает каждому участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами, родителями.

Основные задачи программы:

1. поддержка инициативы детей;

2. развитие самостоятельности и ответственности;

3. формирование познавательных интересов и действий обучающихся;

4. развитие коммуникативных навыков; социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств личности.

Обучающие задачи:

1. научить первоначальным знаниям поиска, передачи, преобразования и хранения информации;

2. формировать и закреплять представления о людях разных профессий, орудиях их труда;

3. формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;

4. обогащать и активизировать активный словарь детей;

5. совершенствовать синтаксическую и грамматическую стороны речи детей;

6. формировать правильное речевое дыхание.

Развивающие задачи:

1. развивать связную речь;

2. развивать коммуникативные навыки и личное взаимодействие детей друг с другом;

3. закреплять навыки ведения диалога;

4. развивать просодическую сторону речи;

5. развивать общую и мелкую моторики;

6. развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, наблюдательность, любознательность;

7. развивать память, мышление.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать у детей уважительное отношение к себе и окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника;

2. формировать и развивать умение слушать собеседника, общаться в паре, в группе, в коллективе;

3. способствовать использованию невербальных средств общения;

4. способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

5. формировать интерес к занятиям, к профессиональной деятельности.

Блоки программы:

1. Профессия – журналист.

2. Проблемная ситуация.

3. Пути решения.

4. Интервью с работниками учреждения /детьми групп.

5. Выпуск газеты.

6. Презентация газеты.

Каждый блок решает конкретные задачи. Прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводится предварительный сбор информации посредством беседы, опроса, заданий, игр: «Серебряный микрофон» (Фотография 1) «Угадай, что (кто) это?», «Кем быть?», «Чей предмет?» и пр.

Фотография 1 «Микрофоны»

Ребятам предлагаются различные мультимедийные презентации (Скриншот 1) содержащие в себе не только информационный материал, но и физминутки с анимированными картинками и аудиосопровождением (Скриншот 2), зарядки для глаз, сюрпризные моменты (например, создание сказки, опираясь на слайды презентации), видеоролики и пр.

Скриншот 1 «Мультимедийная презентация»

Скриншот 2 «Физминутка с анимированными картинками и аудиосопровождением»

Дети учатся планировать интервью, выделять смысловые звенья диалога, грамотно составлять и задавать вопросы. Учатся вступать в контакт; поддерживать его; самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью у сверстников и взрослых; соотносить увиденное и услышанное с личным опытом, чувствами, знаниями и представлениями.

Формирование коммуникативных навыков тесно связано с развитием высших психических функций (восприятием, памятью, мышлением), поэтому большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры «Запомни и повтори», «Что лишнее?», «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем» (Скриншот 3) и др.

Скриншот 3 «Выпуск № 2 газеты как иллюстрация к подвижной игре»

С целью создания газеты обучающиеся пробуют себя в различных профессиональных ролях (журналиста, специального корреспондента, художника, дизайнера, фоторепортера), знакомятся с особенностями их творческого труда (Скриншот 4, Фотография 2).

Скриншот 4 «Папки с видео и фотоматериалами, отснятыми детьми»

Фотография 2 «Нижняя часть газеты, проиллюстрированная детьми»

Для создания выпуска электронной газеты ребята «примеряют» на себя роли звукооператора, диктора, комментатора (Cкриншот 5–6).

Скриншот 5 «Комментатор футбольного матча»

Скриншот 6 «Стань комментатором мультфильма, спортивного матча»

Таким образом, перед детьми открывается многообразный и удивительный мир журналистики.

И наконец, умение презентовать газету о жизни и работе образовательного учреждения (Фотография 3), открытые показы интервью с детьми и взрослыми демонстрируют успехи обучающихся, поднимают их самооценку, позволяют им испытывать чувства собственной компетентности, гордости, уверенности в собственных силах.

Фотография 3 «Презентация газеты»

Реализация Программы построена с учетом принципов последовательности и цикличности: каждый раз по достижению конечного результата (разрешению возникшей проблемной ситуации / исследованию информации по конкретной теме, профессии и др.) появляется новая цель актуальная времени, месту, возрасту обучающихся, побуждающая к действию, развитию личности.

Формы работы с детьми:

1. игровые занятия с включением дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования; технических средств: микрофона, диктофона, фотоаппарата, проектора, компьютера, МФУ (принтера, сканера, копира);

2. ролевые игры, встречи-беседы с людьми разных профессий;

3. мини-экскурсии на рабочие места сотрудников учреждения, в группы и другие помещения образовательной организации;

4. выпуск газеты в печатном или электронном виде.

Методы и приемы работы:

Поставленные Программой задачи решаются в форме игровых занятий с использованием общедидактических и специальных методов. Широко используются такие методы и приемы, как артикуляционная гимнастика (направленная на развитие дикции, тренировки мышц дыхательного аппарата), игровые упражнения, импровизации, моделирование ситуаций (способствующие эффективному развитию диалогической речи), наблюдение, беседа, обсуждение, рассказ с опорой на зрительные образы (схемы, символы, изображения). Используются информационно-коммуникационные технологии: метод биологически обратной связи (БОС) по формированию правильного речевого дыхания (Скриншот 7), элементы фоноритмики, мультимедийные презентации.

Скриншот 7 «Элемент программы БОС-здоровье (компания Биосвязь)»

Среди форм и методов работы с родителями можно отметить следующие: создание и взаимодействие в закрытой группе в социальной сети «ВКонтакте» (Cкриншот 8), WhatsApp; задания творческого, поискового характера для совместной деятельности родителей с детьми: нахождение информации в поисковых системах сети Интернет; составление сказок, рассказов с их последующей презентацией детьми и отражением в газете; участие в обсуждениях и голосовании на портале «Активный гражданин» (Cкриншот 9, Фотография 4) и пр.

Скриншот 8 «Закрытая группа в социальной сети»

Скриншот 9 «Обсуждение информации, предложенной интернет порталом «Активный гражданин»»

Фотография 4 «Опросники о результатах голосования на интернет портале «Активный гражданин»

Содержание программы «Детская журналистика» позволяет в интересной, необычной, творческой, социально значимой для детей форме развить такие личностные качеств детей, как любознательность, инициативность, общительность, организованность, ответственность, креативность, способствует их позитивной социализации, творческой реализации, личностному развитию, что в конечном итоге приводит к развитию коммуникабельности и формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Список литературы:

1. Ибрагимхалилова И.С. Детская журналистика как средство повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://uch.znate.ru/docs/1563/index-6767.html (дата обращения: 19.03.2017).
2. Хворова О.В. Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/511588/ (дата обращения: 10.04.2016).
3. Черкашина М.А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/604129/ (дата обращения: 19.03.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.