Рубрики
Дошкольное образование

Игра как средство формирования гуманного отношения к окружающему миру

Анализ психолого-педагогической литературы показал зависимость, которая наблюдается между характером отношения личности к окружающему и деятельностью, в которой это отношение выражается. Об этом свидетельствуют исследования педагогов, активно разрабатывающих особенности поведенческого компонента отношения (В.Г. Грецова, И.В. Корганова, С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева и др.).

0
Прокопова Анна Васильевна,
кандидат педагогических наук,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1747»,
prokopovaanna@rambler.ru

Анализ психолого-педагогической литературы показал зависимость, которая наблюдается между характером отношения личности к окружающему и деятельностью, в которой это отношение выражается. Об этом свидетельствуют исследования педагогов, активно разрабатывающих особенности поведенческого компонента отношения (В.Г. Грецова, И.В. Корганова, С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева и др.).

Свое отношение к окружающему миру, в том числе к миру природы, дети способны выразить в разнообразных видах детской деятельности, которая должна быть направлена на воспитание заботливости.

Помимо непосредственного общения с природой важная роль в процессе формирования положительного к ней отношения принадлежит методам опосредованного воспитания. Среди них особое место занимает игра.

Идея включения игры в процесс обучения всегда занимала педагогов. К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др. подчеркивали, что дети достаточно легко усваивают знания, если процесс обучения сопровождается игрой. Это связано с тем, что игровые методы и приемы повышают эмоциональный настрой на восприятие информации, на решение учебной задачи.

Играя, дети включаются в практическую деятельность, развиваются умственно и физически.

Игровые методы и приемы характеризуются тем, что учебное действие переносится в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием, от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Усвоение знаний о природе при помощи игры оказывает положительное влияние на формирование правильного отношения к природному миру в целом. Экологические знания, вызвавшие эмоциональный отклик, скорее войдут в жизнь ребенка.

Тесная связь игры и обучения доказана как психологами (А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков и др.), так и педагогами (Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зварыгина и др.).

Позитивная роль игры в экологическом воспитании раскрыта в исследованиях многих авторов (П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, И.А. Комарова, О.М. Газина).

Среди различных видов игр большое место отводится играм с правилами: народные, подвижные, дидактические (словесные, предметные, настольно-печатные).

В практике дошкольных учреждений широко распространены дидактические игры, они же наиболее разработаны и в теории (А.Н. Сорокина, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская и др.).

Как признает большинство исследователей, главное назначение дидактической игры – это совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок оперирует имеющимися у него знаниями в зависимости от дидактической задачи, игровой ситуации.

Вместе с тем, с помощью дидактических игр возможно усвоение и новых знаний, которые дошкольник получает самостоятельно, следуя правилам игры и решая учебную задачу.

В дидактической игре дети достаточно легко усваивают многообразие природного мира, учатся распознавать, сравнивать отдельных представителей растений и животных, группировать их, классифицировать по различным основаниям, определять причинно-следственные, временные последовательные связи и многое другое.

Обучение через дидактическую игру осуществляется как на занятии под руководством воспитателя, так и в свободной деятельности детей.

В дошкольных учреждениях используются различные дидактические игры:

Опираясь на исследования А.А. Смоленцевой, В.А. Дрязгунова вводит еще один вид игры – «сюжетная дидактическая игра», где присутствует сюжет, в котором дети выполняют определенные роли. Это «Овощной (цветочный, продуктовый) магазин», «Консервный завод», «Звероферма».

Такие игры регламентируются воспитателем. Он продумывает, организует и направляет ход игры, ребенок в ней «следует» за воспитателем.

Как отмечает С.Н. Николаева, используя обучающую сюжетно-дидактическую игру, педагог должен с особым вниманием относиться к сюжету, ролям, исполнениям ролей.

Чтобы реализовать замысел игры, необходимо заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик на сюжет.

Дошкольники любят многократно повторять одни и те же игры. Тем не менее, повторяя игру, воспитатель должен вносить усложнения в дидактическую задачу.

Так, сначала их учат узнавать, различать природные объекты, используя один (зрительный) анализатор, затем несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный); выделять отличительные и сходные признаки в группе предметов, соотносить реальный объект с его графическим или словесным аналогом. Постепенно детей подводят через игру к обобщениям и классификации растений, животных, обитающих в той или иной природной зоне, экосистеме; у них формируются представления об этапах развития живой природы, о ее изменениях, зависимости от неживой природы.

Для закрепления имеющихся знаний и получения новых в экологическом воспитании используются также игровые обучающие ситуации (ИОС) нескольких типов (С.Н. Николаева, И.А. Комарова).

Первый тип ИОС – использование игрушек – аналогов отображающих различные объекты природы. Главный смысл использования такого рода игрушек – сопоставление живого объекта с неживым (чаще всего с животным). Игрушка в этом случае помогает определить специфику живого организма, учит ребенка правильно с ним взаимодействовать. Особенно это важно в тех случаях, когда невозможен непосредственный контакт с животным.

Второй тип ИОС – использование кукол, изображающих знакомых персонажей литературных произведений (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.). Ценно в этих игровых ситуациях то, что в зависимости от героя ребенок может быть либо обучаемым (его учит Знайка, Мальвина), либо, что еще более ценно, обучающим (он учит Буратино, Незнайку).

Третий тип ИОС – различные варианты игры в путешествие: «Путешествие на север», «Экспедиция в Африку» и т.д.

Игры оказывают большое воздействие на нравственно–эстетические чувства и представления детей (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.). В игре ребенок имеет возможность упражняться в совершении гуманных, заботливых действий, проявить доброту, сочувствие, сопереживание в непосредственной, активной деятельности, у него формируется нравственно регулируемое поведение. В игре ребенок может проявить активность, обдумывать и совершать поступки, предвидеть их последствия. Это особенно важно для осознания дошкольниками сущности заботливого поведения. Ребята проигрывают возможные жизненные ситуации, где выражают эмоции, чувства к своим игровым партнерам, упражняются в проявлении заботливого отношения к ним.

Говоря о значении игры в процессе развития личности ребенка, Ш.А. Амонашвили особое место уделяет упражнениям, направленным на осознание дошкольником нравственно–этических норм, на развитие у детей нравственных представлений, чувства долга. Игровую деятельность необходимо сочетать с грамотным, точно подобранным словом педагога. Такое комплексное воздействие на личность ребенка будет наиболее эффективным.

Доказано, что игра способствует обогащению эмоционального опыта детей, развивает умение сопереживать, сострадать, заботиться об окружающем. Эти задачи возможно решить в игре, используя такие дополнительные методы воздействия как моделирование ситуации, имитация действий животных и др. В процессе игровой деятельности дети, общаясь друг с другом, обмениваются эмоциями, которые переживают в игровом действии, они учатся определять эмоциональное состояние другого, соотносить свои эмоции с эмоциями других (человека, животного, растения), координировать в соответствии с этим свои поступки. В играх особое внимание уделяется гуманным взаимоотношениям детей. Важно учить  сравнивать их поведение с поступками героев художественной литературы, отмечать при этом особенности выражения лица, настроения, состояния (человека, животного, растения), их интонации и эмоциональные реакции.

Список литературы:

1. Козлова С.А. Нравственное воспитание современных дошкольников // Нравственное воспитание на современном этапе: Материалы конференции. М.: МГПУ, 2001. С. 5–7.
2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания в дошкольном учреждении. М., 2005.
3. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь. 1992.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.