Рубрики
Литература

Урок лингвокультурологической характеристики текста в 9 классе: «И какой же русский не любит быстрой езды?»

Поскольку в настоящее время проблемы изучения культуры, а вместе с ней и языка как одного из важнейших показателей культуры являются наиболее актуальными, на уроках русского языка целесообразно проводить лингвокультурологический анализ текста. В основе такого анализа лежит понимание тесного взаимодействия языка и культуры, языка как инструмента познания культуры.Такая работа с текстом позволяет не только выявить языковые и изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор, но и понять смыслы, которые в этом тексте заключены.

0
Иващенко Екатерина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1861 “Загорье”»,
e.ivashenko@list.ru

Поскольку в настоящее время проблемы изучения культуры, а вместе с ней и языка как одного из важнейших показателей культуры являются наиболее актуальными, на уроках русского языка целесообразно проводить лингвокультурологический анализ текста. В основе такого анализа лежит понимание тесного взаимодействия языка и культуры, языка как инструмента познания культуры.Такая работа с текстом позволяет не только выявить языковые и изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор, но и понять смыслы, которые в этом тексте заключены.

Работа с текстом, направленная на понимание его как единицы языка, речи и культуры, способствует формированию мировоззрения учащихся, их системы ценностей в контексте национальной и общечеловеческой культуры, расширению культурного кругозора.

При работе с текстом на уроке русского языка принято формировать языковедческую и коммуникативную компетенции учащихся. Тексты русских писателей, которые предлагаются при обучении русскому языку, относятся к художественному, художественно-публицистическому или публицистическому стилям, а значит, являются «конденсаторами культурной памяти» (Ю.М. Лотман). В.В. Колесов пишет: «Раскрыть текст – значит понять культуру и одновременно понять самого себя» [2; с. 376].

Следовательно, анализируя тексты, обучающиеся раскрывают его культурные смыслы, а значит, формируют не только коммуникативную и языковедческую компетенции, но и культуроведческую. Такой подход позволяет учащемуся воспринимать текст как целостную единицу не только языка и речи, но и культуры.

Предложенный вариант урока отвечает требованиям ФГОС, включает современные технологии и методики обучения. Учащиеся на уроке демонстрируют способность к целенаправленной познавательной деятельности, у них формируется чувство сопричастности к истории и культуре родной страны. Работа проходит в тесном сотрудничестве с педагогом и одноклассниками.

Итоги проведенного урока

При написании сочинений по тексту обучающиеся отмечали роль стилистически окрашенной лексики, сложных предложений, синтаксического параллелизма, риторических вопросов в выражении авторской позиции, называли изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор. Это говорило о сформированной у них языковедческой компетенции. Ученики, демонстрируя понимание текста, создавали собственное высказывание на основе авторского. В то же время анализ текста, проведенный на уроке, позволил детям осознать и культурные, ценностные смыслы данного текста, что они и продемонстрировали.

Обучающиеся поднимали в своих сочинениях проблему урбанизации: «Я мчусь на современной железной тройке и не вижу просторов. Города. Города» (Владислав Э., 9 класс), ставили вопросы – «Все. Город позади. Как бы не наступали города, а простору еще много на Руси!.. Еще? Пока?» (Юрий И, 9 класс). «А куда я мчусь? Не знаю. Но скорость так будоражит мои мысли, так захватывает дух, наполняет меня восторгом. Что я хочу только вперед еще и ещё, дальше и быстрее. Вот уж действительно “И какой же русский не любит быстрой езды?”» (Наталья К., 9 класс).

Важная мысль, которую смогли сформулировать учащиеся в ходе работы над текстом и которая свидетельствует об эстетическом, ценностном развитии детей, заключается в том, что «Мы сами управляем нашим движением, мы должны всегда стремиться вперёд в будущее» (Владислав М., 9 класс), «Я вижу такую красоту, что сложно ее описать словами А хочется только крикнуть Русь-матушка! Родина моя!» (Юрий И., 9 класс). «Как давно я не видела вас, голубые луга, как давно не ощущала настоящего запаха твоего, Россия» (Анастасия К.)

Размышления о тексте приводят детей к пониманию его заголовка «И какой же русский не любит быстрой езды?»: «Я думала, что это я, тот русский, который не любит быстрой езды. Но представив дорогу, уходящую вдаль, созерцателя, который будет смотреть вслед моей исчезающей в пыли тройке, я думаю, что хочу лететь в этой тройке, хочу ветра в лицо, хочу оставлять всё позади. Хочу вперед. И действительно, какой же русский не любит быстрой езды?!» (Анастасия К.).

В настоящее время такая работа с текстом дает возможность возвращения к истокам русской духовной культуры.

Урок целесообразно проводить в классе после или во время изучения повести «Мертвые души», в мотивированном классе небольшой численности.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение  к учебной деятельности)

– Писатель Лев Успенский сказал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…».

– Что выдумаете по поводу этого высказывания? Согласны ли вы с автором? Прочтите тему нашего урока. Строки какого произведения вынесены в название урока? Как вы их понимаете? (Слайд 3)

2. Сначала прослушайте, а затем самостоятельно прочитайте  текст. Слайд 4

– Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. (Н.В. Гоголь)

3. Элементы речеведческого анализа текста

Фронтальная работа:

– Сформулируйте тему текста? (Сравнение Руси с летящей тройкой лошадей)

– Какие слова являются ключевыми для данного текста (Русь, движение)

– Чем заканчивается текст? (Вопросом)

– К какому типу речи вы бы отнесли этот текст и почему? (Художественному, т.к. используются изобразительно-выразительные средства языка)

4. Структурно-содержательный анализ текста

– Разделите текст на части и озаглавьте их, обоснуйте свой выбор (на две части).

Примерный план текста

1. Кто тебя выдумал, тройка?

2. Русь, куда ты несешься?

– Найдите предложения с обращениями, выпишите обращения.

Выпишите из первой части два последних предложения и выделите основы. Какие это предложения? Из второй части выпишите 3 и 4 предложение и разберите их. Какие это предложения?

Далее класс делится на 4 группы (с применением технологии «Часы» (см. Приложение 1), сначала на пары, потом пары объединяются), группа работает с одной частью текста.

5. Лингвистический и содержательный анализ текста

Алгоритм работы в группе. На столах лежат рабочие листы (см. Приложение 2).

1) Выпишите непонятные слова и выражения из вашего фрагмента текста, пользуясь толковыми словарями, объясните их значение.

2) Как автор связывает тройку и народ, как характеризует народ? (Для первого фрагмента.) С чем сравнивает Русь? (Для второго фрагмента.)

3) Что автор говорит о Руси и русском народе? Почему он сравнивает Русь с летящей тройкой? Почему летящей, а не скачущей, бегущей?

4) Сформулируйте основную мысль автора данной части текста.

5) Выпишите в соответствующие графы таблицы слова и выражения, передающие движение, слова и выражения, описывающие пространство. Какие лексические средства использует автор для описания русского народа?

Слова и выражения, передающие движение Слова и выражения, описывающие пространство Описание народа

Примерный вариант ответа:

Слова и выражения, передающие движение Слова и выражения описывающие пространство Народ
птица-тройка ровнем гладнем разметнулась на полсвета бойкий
расторопный мужик ступай считать версты расторопный мужик
наскоро собрал затянул песню нехитрый снаряд сделан одним топором
кони вихрем мужик – борода да рукавицы
спицы в колесах смешались сидит чорт знает на чем
дымом дымится дорога а замахнется – кони вихрем
гремят мосты
не молния ли сверкнула
наводящее ужас движение
вихри в гривах
кони, не тронув копытами земли, превратились в линии, летящие по воздуху
сверлит воздух

6. Творческий отчет группы

– Каковы особенности употребления языковых средств выразительности? (Используются метафоры, сравнения, эпитеты.) Зачем автор использует изобразительно-выразительные средства языка? (Мы ощущаем скорость движения и необъятность пространства.)

Как автор описывает народ, какой образ он использует? (Образ мужика ямщика – борода да рукавицы.) Какова роль мужика (народа) в движении Руси? (Народ управляет этим движением.)

7. Рефлексия

– Почему наш урок называется «И какой же русский не любит быстрой езды?». Подумайте, обсудите в паре с партнёром по плечу, запишите, озвучьте.

Примерный ответ. Потому что автор сравнивает русский народ, Русь с летящей тройкой, которая мчится вперёд в будущее, навстречу всем ветрам. И каждому русскому человеку такое движение по душе.

8. Домашнее задание (Слайд 9)

– Представьте себя в этой тройке? Что вы видите, мимо чего вы мчитесь? Что вы ощущаете? Куда вы летите? Напишите сочинение миниатюру «Я еду в тройке».

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 томах, М., «Художественная литература», 1977.
2. Колесов, В.В. История русского языкознания: Очерки и этюды /В.В. Колесов. СПб: Изд-во С.Пб. ун-та, 2003.
3. Левушкина О.Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка. Монография. Ульяновск: УлГТУ, 2013.
4. Левушкина О.Н. О культурологических, культуроведческих и лингвокультурологических понятиях в методике обучения русскому языку // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. Ч. 1. С. 152–160.
5. Левушкина О.Н., Волкова Н.В., Григорченко И.А. и др. Уроки с лингвокультурологической характеристикой текста. Метод. пособие для учителей. М.: Издательство «Перо», 2013.
6. ФГОС ОО: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. М.: Просвещение, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 20.03.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.