Рубрики
Воспитательная работа

Экспозиция школьного музея «Елка наших бабушек» как средство воссоздания и сохранения семейных устоев и условие развития связи между людьми разных поколений и культур

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами. Это место, где в неформальной обстановке вместе могут собраться и дети, и родители, и учителя и жители одного района самых разных возрастов.

0
Крымцева Валентина Владимировна,
педагог-организатор,
руководитель школьного музея «Наш дом – Лосинка»
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильная школа № 1955»,
valentina.krymtseva@yandex.ru
Чуйкина Ольга Сергеевна,
учитель географии
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильная школа № 1955»,
predslava@mail.ru
Сарычева Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Многопрофильная школа № 1955»,
elenaposilo4ka@yandex.ru

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами. Это место, где в неформальной обстановке вместе могут собраться и дети, и родители, и учителя и жители одного района самых разных возрастов.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Именно таким местом и является музей здания 2 «Многопрофильной школы № 1955» «Наш дом – Лосинка». Музей посвящен истории школы № 529. Экспозиция в нем представлена разделами: «Лосиный Остров – национальное достояние страны», «Из истории родной Лосинки», «История школы № 529», «Учителями славится Россия», «Ученики приносят славу», «Технические средства обучения 60–80-х годов», «Нам завещана память и слава», «Мы разные, но мы – вместе», «Наше творчество». В основе построения всей музейной экспозиции лежит взаимосвязь поколений и общая идея: «Через настоящее – в прошлое и будущее».

Особое место в школьном музее занимает экспозиция, которая открыта только в преддверии нового года и которую так любят дети и взрослые – «Елка наших бабушек». В нее входят материалы музейных проектов: «Елка-выставка», творческий конкурс и мастер-классы «Елочная игрушка своими руками», материалы радиопередачи «История Нового года», познавательная игра «О чем рассказывают елочные игрушки из бабушкиной корзинки», материалы кинолектория «Мультфильмы 30–60-х годов, времен наших бабушек и прабабушек», а также одноименные экскурсии, которые проводит совет музея.

История формирования елки как главного новогоднего украшения в последние годы стала объектом пристального внимания средств массовой информации перед каждым празднованием нового года. Вспоминают и жертвенное дерево скандинавов, на которое они вешали свои дары духам, и стеклянные яблоки бедного стеклодува, не сумевшего купить настоящих для украшения елки своим дочерям, и придумавшего заменить их искусственными шарами из стекла… Конечно, обязательно вспоминают первые елки Петра I в России и первые кремлевские елки, организованные Надеждой Константиновной Крупской.

История новогодней елки неотделима от истории развития украшений для нее: яблоки и позолоченные орехи, деревянные, стеклянные и ватные фигурки. Все эти атрибуты новогоднего праздника и сегодня используются при подготовке к встрече Нового года.

В нашей школе уже много лет существует добрая традиция наряжать своими руками «Елку наших бабушек». Игрушки, которыми будет украшена новогодняя красавица должны по внешнему виду соответствовать определенным эпохам в жизни страны и быть выполнены своими руками.

Для того чтобы собственноручно создать елочное украшение, ребятам необходимо погрузиться в исследовательскую деятельность и выяснить, какие эпохи выделяются в истории их страны и какие события нашли отражение в елочных игрушках. Такая работа помогает ребятам по символике и материалу, из которого изготовлены игрушки, узнать не только историю своей страны, но заставляет взглянуть на нее не только как на атрибут праздника, но и на смысл тех духовных ценностей общества, в которых нашли отражение достижения страны на каждом ее этапе.

Безусловно, работая над созданием елочной игрушки, учащиеся понимают какой это сложный и трудоемкий процесс. Для того чтобы изделие получилось красивое и заняло достойное место на елке, в нашей школе в предновогодние дни работают мастер-классы, по изготовлению елочных игрушек в различных техниках: от простой бумагопластики до относительно сложных для обучающихся многоэтапных технологий чердачных игрушек и ватного папье-маше. В процессе таких занятий обучающиеся не только знакомятся с историей возникновения определенных видов игрушек, но и учатся работать с различными материалами и их сочетаниями. Такие занятия не только способствуют расширению кругозора обучающихся, но и способствуют развитию творческой деятельности и мелкой моторики, которая является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма, взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, оптико-пространственным восприятием, а также подвижной памятью. Процесс создания новогодней игрушки – процесс увлекательного превращения материала. Из мягкой ваты получаются жесткие, но легкие фигурки, из ткани, пропитанной смесью кофе и ванили, – пряничные игрушки, издающие непередаваемый аромат, из использованной бумаги – небьющиеся елочные шары, украшенные яркими изображениями в технике декупаж. Каждая выполненная на таком занятии игрушка несет в себе индивидуальные черты, присущие только ей, благодаря ее автору. Ведь любая ручная работа уникальна и неповторима.

Немаловажную роль играют и тематические экскурсии, на которых обучающиеся получают возможность взглянуть на елочные украшения, которые существовали еще до их рождения. Как правило, ученики замечают, что внешний вид игрушек с годами менялся, ведь каждая эпоха приносила нам свои традиции празднования Нового года. Не смотря на то, что история новогодней елки насчитывает всего несколько столетий, а в России и того меньше – всего 300 лет, сегодня без нее этот праздник сложно представить. Петр I пробовал внедрить европейскую традицию встречать Новый год с елками и фейерверками еще в начале XVIII века. Но с его смертью традиция была забыта, а возродилась только в XIX веке при Николае I. Именно тогда появились первые наряженные к празднику хвойные деревья в домах россиян. Именно с этого момента можно отсчитывать полную историю новогодних игрушек, открыток и других традиций. Символы встречи Нового года меняются во времени, оказываясь под влиянием процессов, происходящих в стране и в мире, что-то проходит, а что-то остается и продолжает существовать в системе традиций этого удивительного праздника. Познакомиться со всеми этими нюансами встречи Нового года обучающиеся нашей школы могут на тематических экскурсиях и мастер-классах в музее «Наш дом – Лосинка».

За годы работы музея удалось собрать значительную коллекцию новогодних открыток и елочных игрушек от начала XX до сегодняшних дней, которая лежит в основе экскурсии.

Во время экскурсии внимание ребят акцентируется на том, что и открытки, и игрушки являлись всегда отражением главных событий, происходящих в стране. В дореволюционной России Рождественские открытки были посвящены семейному празднику. После 1917 года появляются открытки новогодние. Они становятся частью пропаганды и несут на себе, помимо поздравлений, информацию о событиях, происходящих в стране. Так, например, открытки времен Великой Отечественной войны своими сюжетами были связаны не только с Новогодним праздником, но и с будущей победой над врагом. В центре сюжета открытки того времени – военная техника, народные герои и, конечно, пожелание воинам советской армии быть героями и сражаться с врагами до конца. Первые послевоенные открытки, своими изображениями, рассказывали о достижениях трудового народа – частыми предновогодними героями на них были дети в одежде разных профессий. В эпоху развития космонавтики ведущее место среди игрушек и сюжетов открыток занимали космические ракеты и космонавты. Для этого времени традиционно изображение Деда Мороза, летящего в ракете среди звезд, мальчика в скафандре и другой космической тематики. Главным героем открыток наступающего 1980 года был, конечно, Олимпийский мишка – символ Олимпиады–80. Расцветом новогодней открытки можно назвать 1960–80-е годы, когда на них, помимо официальных сюжетов, связанных с достижениями страны, появляются герои мультфильмов и персонажи, выполненные такими художниками как Зарубин, Каневский и Четверяков. И, конечно, замечательные фотооткрытки Ивана Дергилева – единственного фотохудожника, работавшего в этом жанре.

Не меньше внимания у ребят вызывает и история новогодних игрушек. Многие впервые узнают, что появлением стеклянных бус и других украшений на елку мы обязаны пленным немцам, которые работали на Клинской фабрике во время войны и научили наших стеклодувов делать украшения к Новому году. До этого игрушки делали из картона, ваты, фарфора и папье-маше, сообразно с эпохой менялись и игрушки: в начале 1930-х годов елку украшали буденновцами, пионерами и красноармейцами, затем, в эпоху воздухоплавания на елки вешали самолеты, дирижабли и парашюты, фигурки полярников напоминали об освоениях Арктики. В это же время появляются игрушки на тему цирка или на восточную тематику. В суровые военные годы на елках появились танки, броневики, собаки-санитары. После войны, с выходом фильма «Карнавальная ночь», появились разнообразные «часы» со стрелками, показывающие 5 минут до полуночи. В производстве елочных украшений активно используют поролон. Последним «тематическим» явлением на елке стала космическая тематика в виде космонавтов и ракет. Затем елочные игрушки начинают обретать формы сказочных героев, бытовых предметов и становятся более абстрактными.

Материалы новогодней экскурсии легли в основу созданной для музея игры-лото «Елочная игрушка как отражение эпохи». Игра представлена для двух возрастных категорий: начальной школы (7–10 лет) и средней школы (11–15 лет). Лото для учащихся начальной школы включает в себя 8 игровых полей и 48 фишек с изображением елочных игрушек. Каждое игровое поле содержит описание того или иного периода в жизни страны; задача учащихся, посетив экскурсию, вспомнить ее содержание по краткому описанию, представленному на карточке и соотнести изображение елочной игрушки с эпохой, в которую она появилась.

Поскольку обучающиеся средней школы уже изучают историю, для них лото имеет немного другую форму. На игровых полях вместо описания исторических событий даны иллюстрации с елочными игрушками, а на фишках указаны значимые события, происходившие в тот или иной период. Задача обучающихся – соотнести эпоху с изображенными елочными игрушками.

Данная игра прекрасно подходит для закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии, а также мотивирует учащихся на изучение истории появления елочных игрушек в их семьях.

Таким образом, знакомство с елочной игрушкой способствует сохранению, возрождению и развитию базовых семейных связей, традиций и общенациональных ценностей. Направлено на формирование толерантного отношения к традициям и устоям людей старшего поколения и разных культур.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0