Рубрики
Дошкольное образование

Цикл занятий (опытно-экспериментальная деятельность) «Свойства сыпучих тел» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Всезнайки»

Одной из наиболее значимых проблем в воспитании и образовании дошкольников является проблема включения детей в образовательный процесс как полноценных его участников. Есть мнение, что дошкольник еще слишком мал, для того, чтобы быть полноценным участником проектной деятельности, чаще дети являются пассивными слушателями, выполняющими требования и задания педагогов.

0
Антонова Татьяна Александровна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1692»,
tatyana.antonova1853@yandex.ru

Одной из наиболее значимых проблем в воспитании и образовании дошкольников является проблема включения детей в образовательный процесс как полноценных его участников. Есть мнение, что дошкольник еще слишком мал, для того, чтобы быть полноценным участником проектной деятельности, чаще дети являются пассивными слушателями, выполняющими требования и задания педагогов. Взрослые боятся, что дети не справятся с задачами, но мой личный опыт показал, что все дело в том, какие задачи мы ставим перед детьми. Иными словами, для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно правильно выбрать и поставить цели и задачи проекта. Если учитель-дефектолог грамотно подобрал задания и поставил «доступную» для детей цель проекта, то проблем с реализацией проекта, как правило, не возникает. Наоборот, такой проект становится важной частью непрерывной образовательной деятельности и служит средством повышения познавательной активности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (занятий), но и во время игровой, трудовой деятельности, на прогулке и т.д. Правильная организация работы по проекту способствует проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, повышается осведомленность детей по теме проекта, дети сами стремятся узнавать что-то новое, хотят использовать полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности знания и умения. Таким образом, в ходе реализации проектной деятельности дети опытным путем приходят к тому, что все знания и умения, полученные ими в ходе НОД можно и нужно применять в быту, осознают их важность. Задания, выполняемые детьми в ходе НОД, всегда дублируются в домашних условия, тем самым я, как учитель-дефектолог, взаимодействую и с детьми, и с родителями. Кроме того, дети всегда стремятся показать свои знания и умения на занятиях с воспитателями группы, что поощряется взрослыми. Таким образом, все знания и умения, полученные в ходе цикла занятий «Свойства сыпучих тел», дети закрепляют в режимных моментах, во время игры в групповой комнате (специально созданный уголок – «Лаборатория “Почемучка”», на прогулке (воспитатели активно знакомят детей со свойствами песка как сыпучего материала).

Кроме непосредственных знаний по теме проекта, параллельно у детей развиваются память, логическое мышление, связная речь, воображение, сенсомоторные навыки.

Дети стремятся проявить себя в игре, общении со взрослым и сверстниками и, как следствие, стремятся решать поставленные педагогом задачи познавательно-исследовательской деятельности.

Сотрудничество с родителями, повышение их осведомленности в вопросах развития образования – одно из важных направлений деятельности дошкольного отделения. Как правило, большинство родителей из-за занятости не имеют возможности постоянного участия в наших мероприятиях, однако все равно готовы к интерактивной форме сотрудничества (они выполняют задания, данные детям в тетрадях, участвуют в фото отчетах о проделанной дома работе по теме проекта). Поэтому познавательно-исследовательский проект, как форма совместной работы педагогов, детей и родителей, является наиболее актуальной в организации деятельности дошкольного отделения.

В ходе реализации проекта «Всезнайки» дети (совместно с учителем-дефектологом Антоновой Татьяной Александровной) осуществляют поисково-познавательную деятельность, протекающую в форме экспериментальных действий с сыпучими материалами, в процессе чего дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи. Например, объем сыпучих веществ не зависит от формы сосуда, в который они (сыпучие вещества) помещены. Этот факт дошкольники узнают путем эксперимента с крупой.

Со временем такие экспериментальные действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности: дети учатся в начале выдвигать гипотезу, а потом уже проверять ее опытным путем. Такая работа развивает не только практические умения детей, но и логическое мышление дошкольников.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития детей. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

– собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; (так называемая модель «Почемучка», дети сами задают вопросы);

– активность ребенка, стимулированная взрослым (модель «давай узнаем, что будет, если…»: учитель-дефектолог сам ставит проблемно-поисковые задачи перед детьми и всячески стимулирует их познавательную активность в решении задачи).

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко проявляются у детей отдельно друг от друга.

Собственная активность дошкольников, так или иначе, связана с активностью, идущей от педагога, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся как бы самостоятельным приобретением ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности и психическое развитие.

Все вышеперечисленное стало отправной точкой для разработки и реализации мной, как учителем-дефектологом, цикла занятий для детей с ОВЗ 6–7 лет «Свойства сыпучих тел» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Всезнайки». Проект проводился на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1692», его участниками стали дошкольники 6–7 лет, их родители, воспитатели группы, учитель-дефектолог.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, учитель-дефектолог, воспитатели.

Цели проекта:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи проекта:

1. Обучать детей основам измерительной деятельности.

2. Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве.

3. Формировать знание о том, что объём сыпучих тел не зависит от внешней формы сосуда.

4. Познакомить детей с общепринятым способом измерения сыпучих тел и килограммом как единицей объема.

5. Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.

6. Воспитать интерес к естественным наукам.

Образовательная область: познание.

Продолжительность проекта: среднесрочный (несколько занятий).

Актуальность темы

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность.

Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является приоритетной задачей для нашей подготовительной группы.

Гипотеза: В ходе проекта через практическую и игровую деятельность дети овладеют общепринятым способом измерения объема, познакомятся с единицей измерения сыпучих тел, с самим термином «измерить», однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка.

Обучение детей измерению объема поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные на занятиях знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.

Ожидаемый результат:

– Дети приобретут знания о том, что количество сыпучих тел, вмещающийся в тот или иной сосуд, можно определить измерением.

– Усвоят основное правило измерения объемными мерками: результат будет правильным, если измерять полной меркой.

– Освоят умение не только измерять объем разными мерками, но и поймут, как число зависит от величины мерки при не изменяющемся количестве.

– Придут к выводу, что объем получается разным из-за разных мерок. Нужно использовать одну специальную знакомую всем мерку.

– Овладеют, умением измерять объем предметов мерным стаканчиком.

– У детей сложится представление о единице измерения объема, станет понятен смысл слова «килограмм».

Формы и методы реализации проекта

Раздел программы Виды детской деятельности
ФЭМП. Конспект № 1

«Сыпучие вещества»

Цель: познакомить детей с сыпучими веществами.

Программное содержание: познакомить детей с некоторыми видами сыпучих веществ, которые они употребляют в быту (сахарный песок, соль, перец, крупы, мука)

ФЭМП. Конспект № 2 «История измерения сыпучих тел» Цель: познакомить детей с историей измерения (измерения горстями). Объяснить детям, что сыпучие тела измеряют с помощью условной мерки.

Программное содержание: рассказать детям о старинном методе измерения объема сыпучих тел (горстями). Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки (ложка, мерный стакан). Объяснить детям, что объем сыпучих тел не зависит от формы емкости, в которой они находятся. Показать зависимость между величиной, меркой, числом. Знакомство с общепринятыми способами измерения сыпучих тел и килограммом как единицей объема. Упражнять в определении вместимости сосудов с помощью мерной кружки.

ФЭМП. Конспект № 3 «Свойства сыпучих тел» Цель: Свойства сыпучих тел.

Программное содержание: объяснить детям на конкретных примерах, какими могут быть свойства сыпучих тел, как меняется агрегатное состояние сыпучих тел, если их намочит, погрузить в воду. Провести опыты с водой и солью, водой и песком, водой и мукой, водным раствором муки и йодом.

Игровая деятельность Игра «Магазин»

Цель: тренировать детей в отмеривании сыпучих тел при помощи мерного стакана.

Упражнение «Сварим кукле кашу».

Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.

Игра «Найди место».

Цель: научить детей находить место предмета с определенным объемом в упорядоченном по данному признаку ряду.

Игра «Что пересыпать, что засыпать, что рассыпать?»

Тренировать тетей в понимании таких слов как пересыпать, засыпать, рассыпать.

Игра «Найди клад»

Цель: тренировать мелкую моторику рук.

Игра «Золушка»

Цель: тренировать мелкую моторику, внимание, умение захватывать мелкие предметы тремя пальцами (большим, указательным, средним), двумя пальцами (большим и указательным).

Упражнение «Где будем хранить сыпучие вещества?»

Цель: познакомить детей с емкостями для хранения сыпучих продуктов. Тренировать детей в умении пересыпать крупы ложкой.

Упражнение «Вместимость сосудов»

Цель: упражнять детей в определении вместимости сосудов с помощью мерной кружки.

Игра «Что пересыпать, что засыпать, что рассыпать?»

Цель: расширять словарный запас детей по теме НОД

Оформление уголка для экспериментирования Лаборатория почемучка
Трудовая деятельность Ручной труд: измерение соли и муки для лепки из соленого теста.
Изобразительная деятельность Рисование: «тарелка с кашей, пакет с сахаром, пачка соды, тесто в кастрюле» Цель: закрепить знания о видах сыпучих веществ.

Лепка «Игрушки» (дерево, утка, гриб, бабочка, дом, ёлка). Цель: научиться замешивать соленое тесто, отмеривать муку и соль, раскатывать тесто, вырезать при помощи трафаретов фигурки.

Социальное развитие Экскурсия на кухню дома. Беседа о способе измерения жидких и сыпучих веществ с родителями.
Работа с родителями Подготовка фото-галереи на тему «Применение измерения объема в повседневной жизни».

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане.

 

ФЭМП

Конспект № 1 «Сыпучие вещества»

Ведущая образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: познакомить детей с сыпучими веществами.

Задачи:

– образовательные: познакомить детей с некоторыми видами сыпучих веществ, которые они употребляют в быту (сахарный песок, соль, перец, несколькими видами круп, мукой);

– коррекционные: расширять кругозор детей по теме непосредственной образовательной деятельности, учить детей обобщающему понятию крупы (гречка, рис, манка одним — словом это все можно назвать крупы; сахарный песок, соль, перец – одним словом это все можно назвать приправы). Отдельно обсудить такой сыпучий продукт как мука. Дать детям представления о емкостях, в которых хранят крупы (банки, пластмассовые емкости), а так же познакомить со специфическими названиями емкостей для хранения сахара (сахарница), соль (солонка), перец (перечница). Вспомнить вместе с детьми какую кашу можно приготовить из гречки (гречневую), из риса (рисовую), из манной крупы (манную). Развивать логическое мышление, внимание, координацию движений и мелкую моторику рук, сенсорику;

– воспитательные воспитывать в детях уважение к труду взрослых, воспитывать бережное отношение к демонстрационному и раздаточному материалу, воспитывать чувство такта и умение выслушивать ответы сверстников. Воспитывать у детей правильное пищевое поведение, объяснять, почему есть каши полезно, почему нельзя есть много сладкого и соленого.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: индивидуальная, групповая.

Форма реализации: использование пособий, демонстрация реальных объектов: емкости для хранения сыпучих тел, сами сыпучие тела, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Оборудование:

Демонстрационный материал: сыпучие вещества, соль, сахарный песок, молотый перец, несколько видов круп

Раздаточный материал: одноразовые ложки по количеству детей.

Ход НОД

1. Беседа о свойстве круп

На столе перед учителем дефектологом стоят несколько емкостей с крупами. Емкости прозрачные, дети могут видеть крупы.  Ребята сегодня я принесла вам волшебные емкости, давайте посмотрим, что же в них. Посмотрите на первую емкость, что в ней? (Рис.) Правильно это рис, но правильно он называется рисовая крупа. Давайте рассмотрим ее.

Дети рассматривают крупу, учитель-дефектолог задает детям вопросы:

– Какая крупа по цвету? (Белая.)

– По форме? (Продолговатая.)

– Какую кашу можно сварить из рисовой крупы? (Рисовую.)

– Вы ели рисовую кашу?

– Вам понравилась каша из риса?

– Какие еще блюда можно приготовить из рисовой крупы? В какие блюда добавляют рис? (Рис можно есть с овощами, рис добавляют в суп, рис добавляют в фаршированные перцы.)

– Кто из вас знает, в какой посуде варят рисовую кашу? (В кастрюле.)

Аналогичная беседа и рассматривание крупы проходит и с другими емкостями в них: гречневая крупа, манная крупа.

– А теперь, давайте посмотрим, какими свойствами обладает крупа.

Учитель-дефектолог раздает детям одноразовые ложки и предлагает набрать в ложки крупу, а потом высыпать ее обратно в емкость.

Фотография 1

– Что происходит с крупой? (Она сыпется.) Правильно, ребята, крупа сыпется, сыпучесть это главное свойство крупы, ее можно пересыпать из одной емкости в другую. А теперь давайте насыплем гречневую крупу из емкости в пластиковый стаканчик с помощью ложки (учитель-дефектолог дает детям стаканчики). Дети насыпают крупу в стаканчики, а потом высыпают крупу обратно в емкость.

 

Фотографии 2–3 

Фотография 4

– Ребята, а что будет, если наша емкость с крупой упадет? (Крупа рассыплется.) Правильно, крупа рассыплется и тогда ее придется собирать.

– Ребята манка, рис, гречка, как их все можно назвать одним словом? (Крупы.)

– Какое общее свойство у круп? (Они сыпучие, их можно сыпать.)

Отдельно дети рассматривают емкость с мукой, учитель – дефектолог объясняет детям, что мука не относится к крупам, ее делают из пшеницы путем перемалывания зерен, из муки пекут хлеб, булочки, печенье, кексы, торты, пирожные, ее можно добавлять в различные блюда. Ребята мука очень важный и нужный продукт. Далее проводиться беседа аналогичная беседе о крупах.

2. Игра «Что пересыпать, что засыпать, что рассыпать?»

Учитель-дефектолог предлагает детям поставить нужное слово в предложения:

Мама _______манную крупу из одной ёмкости в другую.

Ваня уронил банку и ______гречневую крупу.

Бабушка решила сварить кашу и _________рис в кастрюлю.

(слова, которые нужно вставить в предложения пересыпала, рассыпал, засыпала)

3. Игра «Найди клад»

В двух больших емкости насыпана гречневая крупа. Учитель – дефектолог говорит детям, что в крупе закопан клад (маленькие игрушки из «Киндер сюрприза») и уточняет, что таких игрушек 7 штук, по команде двое детей, вышедшие к столу, начинают искать игрушки, каждый в своей емкости. Выигрывает тот игрок, кто быстрее другого нашел (откапал) все игрушки в гречневой крупе.

 

Фотографии 56

Фотография 7

4. Физкультминутка подвижная игра с мячом «Варим кашу»

Учитель-дефектолог бросает мяч одному из детей и называет крупу, а поймавший мяч ребенок, должен сказать какая каша получится из этой крупы.

Рис – рисовая каша, гречка – гречневая каша, манка – манная каша.

5. Игра «Золушка»

На белый лист бумаги формата А4 рассыпается одна ложка гречневой крупы и одна ложка риса, задача игроков, перебрать крупу так, чтобы отделить (перебрать) гречку от риса. Для детей с плохо развитой мелкой моторикой рук можно использовать фасоль (белую и красную).

Фотография 8

Фотография 9

– Молодцы ребята, а теперь подойдите к моему столу. На столе у учителя-дефектолога стоят три прозрачные емкости, в них насыпаны соль, сахарный песок и молотый перец.

6. Беседа о свойстве приправ

Ребята сегодня я принесла вам волшебные емкости, давайте посмотрим, что же в них.

– Посмотрите на первую емкость, что в ней? (Соль.) Правильно, это соль. Давайте рассмотрим ее.

Дети подходят к емкости и рассматривают соль, учитель-дефектолог задает детям вопросы:

– Какая соль по цвету? (Белая.)

– По форме? (Мелкая, похожа не песок.)

– Какая соль на вкус? (Соленая.)

– Вы пробовали соль?

– Вам бы понравилось, есть соль ложками?

– В какие блюда добавляют соль? Для чего?

– Кто из вас знает, в какой посуде хранят соль? (В солонке.)

– А теперь, давайте посмотрим, какими свойствами обладает соль.

Учитель-дефектолог раздает детям одноразовые ложки и предлагает набрать в ложки соль, а потом высыпать ее обратно в емкость. Что происходит с солью? (Она сыпется.) Правильно, ребята, соль сыпется, сыпучесть это главное свойство соли, ее можно пересыпать из одной емкости в другую, высыпать из ложки в емкость, а еще, если уронить емкость, соль может рассыпаться и тогда ее придется собирать.

– Посмотрите на вторую емкость, что в ней? (Сахарный песок.) Правильно, это сахарный песок. Давайте рассмотрим его.

Дети подходят к емкости и рассматривают сахарный песок, учитель-дефектолог задает детям вопросы:

– Какой сахарный песок по цвету? (Белый.)

– По форме? (Мелкий.)

– Какой сахарный песок на вкус? (Сладкий.)

– Вы пробовали сахарный песок?

– Вам бы понравилось, есть сахарный песок ложками?

– В какие блюда добавляют сахарный песок? Для чего?

– Кто из вас знает, в какой посуде хранят сахарный песок? (В сахарнице.)

Аналогичная беседа проводится о молотом перце.

– Ребята, соль, сахарный песок и перец одним словом можно назвать одним словом приправы. Приправы – это то, что добавляется в блюдо в небольшом количестве. Для того чтобы придать блюду определенный вкус, соль добавляют чтобы у блюда был соленый вкус, сахар, чтобы сладкий, перец, чтобы вкус блюда стал острый.

– Можно ли есть много приправ? (Нет.) Почему? (Если блюдо будет очень соленое, сладкое или острое, его невозможно будет есть.) Правильно, ребята. А еще если есть много соленого, сладкого или перченого можно заболеть или почувствовать тебя плохо. Мы с вами хотим быть здоровыми? (Да.) Значит, нам нужно питаться правильно. Питаться правильно – это значит: есть утром каши (гречневую, рисовую, перловую, манную), так как в кашах много полезных веществ и витаминов, каша дает нам энергию на весь день, и мы можем быть с вами весь день веселыми и подвижными. Питаться правильно – это значит, есть много фруктов и овощей, есть как можно меньше сладкой еды (конфет, тортов, пирожных, кексов) и соленой и перченой еды (сухарики, чипсы).

7. Упражнение «Где будем хранить сыпучие вещества?»

Ребята, какие сыпучие вещества мы знаем? (Ответы детей.) После ответов детей учитель-дефектолог подводит их к обобщению: «рис, гречка, манка, перловка, как это все можно назвать одним словом?» (Крупы.)

– Сахарный песок, соль, перец – как это все можно назвать одним словом? (Приправы.)

– А кроме круп и приправ что еще бывает сыпучим? (Мука.)

– Молодцы. Посмотрите на наши пластиковые коробки, в которые я положила наши сыпучие продукты, удобно нам будет хранить в этих коробках сыпучие продукты на кухне? (Нет.) Почему? (Коробки слишком большие, а крупы, муки, приправ в них мало.)

– Правильно ребята, для хранения сыпучих продуктов на кухне есть специальные емкости. Посмотрите, что это?

Учитель-дефектолог показывает детям стеклянную банку с крышкой и пластиковые емкость цилиндрической формы с крышкой. Дети называют емкости (банка и контейнер). Из каких материалов сделаны наши емкости? (Из стекла и пластмассы). Ребята, в какой емкости удобнее будет хранить наши сыпучие продукты, в стеклянной или в пластмассовой? (Ответы детей.) Учитель-дефектолог обсуждает с детьми свойства емкостей (банки и контейнера) и приходит к выводу, с помощью детей. (Что стеклянная банка может разбиться, если упадет, и сыпучие продукты могут рассыпаться, а пластиковый контейнер не может разбиться.)

– Все верно. Хранить сыпучие продукты удобнее в банке или в контейнере, которые сделаны из пластмассы, если такие емкости упадут, они не разобьются. Давайте сейчас мы с вами пересыплем наши крупы, приправы и муку в емкости для хранения.

Учитель-дефектолог раздает детям одноразовые ложки, и дети пересыпают все сыпучие продукты в емкости для хранение. Учитель следит за тем, чтобы дети не просыпали продукты мимо емкости.

8. Итог

Учитель-дефектолог задает детям обобщающие вопросы по теме занятия:

– О чем мы с вами сегодня говорили?

– Какие крупы вы знаете?

– Какие приправы вы знаете?

– Кроме круп и приправ, с каким сыпучим продуктом мы сегодня познакомились?

– Какое главное свойство круп, приправ и муки?

– Где мы будем хранить сыпучие продукты?

– Если мы с вами хотим быть здоровыми, какие продукты нам нужно есть?

– Ребята, дома спросите у родителей и попросите их вам показать какие еще крупы бывают кроме тех, о которых мы говорили сегодня.

Ребята, вы все сегодня молодцы.

ФЭМП

Конспект № 3

Тема: Свойства сыпучих тел

Ведущая образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: познакомить детей с историей измерения сыпучих веществ (измерения горстями). Научить детей измерять сыпучие продукты условной меркой.

Задачи:

– образовательные: объяснить детям на конкретных примерах, какими могут быть свойства сыпучих тел, как меняется агрегатное состояние сыпучих тел, если их намочит, погрузить в воду. Провести опыты с водой и солью, водой и песком, водой и мукой, водным раствором муки.

– коррекционные: расширять кругозор детей по теме непосредственной образовательной деятельности, учить детей растворять в воде соль и сахарный песок, обращать внимание детей на вкус воды (сладкий, соленый), обратить внимание детей на прозрачность воды при растворении соли, сахарного песка, муки. Рассказать и показать опытным путем, что сахарный песок и соль могут раствориться в воде целиком, а мука – нет. Развивать логическое мышление, внимание, координацию движений и мелкую моторику рук, учить детей делать выводы исходя из полученной информации, развивать глазомер.

– воспитательные воспитывать в детях уважение к труду взрослых, воспитывать бережное отношение к демонстрационному и раздаточному материалу, воспитывать чувство такта и умение выслушивать ответы сверстников.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: индивидуальная, групповая.

Форма реализации: использование пособий, демонстрация реальных объектов: емкости для хранения сыпучих тел, сами сыпучие тела, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Оборудование:

– Демонстрационный материал: сыпучие вещества в том числе соль, сахарный песок, мука.

– Раздаточный материал: пластиковый стаканчики, одноразовые ложки по количеству детей, бутылка воды без газа, доски для лепки и трафареты для вырезания форм по количеству детей.

Ход НОД

1. Опыты с сыпучими веществами

На столе у учителя-дефектолога стоит три контейнера в них соль, сахарный песок и мука.

– Ребята, как вы думаете, какие сыпучие вещества у меня в контейнерах? (Ответы детей.) Как мы с вами можем проверить ваши ответы? Посмотрите, я сегодня принесла на занятие воду, сейчас мы с вами проведем опыты с нашими сыпучими веществами. Учитель-дефектолог раздает детям одноразовые стаканчики и ложки, затем наливает в стаканчики детям воду. Сейчас мы с вами возьмем сыпуче вещество из первого контейнера и насыплем его в воду. Все насыпали? А теперь давайте размешаем его в воде. Попробуйте воду. Какая она на вкус? (Сладкая.) Если вода стала сладкой, что было в контейнере? (Сахарный песок.) Посмотрите, вода осталась прозрачной? (Да.)

Подобным образом проводится опыт с солью. Дети пробуют раствор на вкус, определяют, что это соль. Затем оценивают (визуально) прозрачность раствора соли.

Водный раствор муки учитель-дефектолог не предлагает пробовать на вкус. Дети оценивают его прозрачность.

– Ребята, у меня получилось три стаканчика с водой в одном вода сладкая и прозрачная там сахарный песок, в другом вода соленая и прозрачная, там соль, и в третьем вода непрозрачная, там мука. Как вы думаете, соль и сахарный песок растворились в воде полностью? (Ответы детей.) А мука растворилась полностью? (Ответы детей.)

– Я знаю, как проверить полностью ли растворились наши сыпучие вещества. Сейчас мы оставим наши стаканчики с водой, а сами пойдем поиграем, а потом вернемся к стаканчикам и еще раз посмотрим на них.

 

Фотографии 10–11

2. Игра «Магазин»

В процессе игры, продавец отпускает покупателям сыпучие вещества, крупу, муку с помощью мерного стакана.

– Ребята, давайте поиграем с вами в магазин. Сейчас Паша будет продавцом, а мы с вами покупателями, мы будем покупать у него крупу и муку. Все дети встают в очередь, и каждый говорит продавцу, что он будет покупать и сколько. Например, рис 200 грамм, мука 100 грамм. Продавец насыпает покупки в мерный стакан, а затем в одноразовый стакан покупателю.

 

Фотографии 12–13

3. – Ребята, давайте посмотрим на наши стаканчики с водой. Мы с вами помним, что вот в этом стакане мы растворили сахарный песок, в этом соль, а в этом муку. Посмотрите, во всех ли стаканчиках прозрачная вода? (Ответы детей.)

– Что случилось со стаканчиком, в котором мы растворили муку? (Ответы детей). Правильно мука опустилась на дно. Посмотрите она внизу, а сверху вода стала прозрачной. О чем это говорит? (Ответы детей.) Все верно, мука не растворилась в воде целиком и поэтому, когда мы оставили раствор в стакане, мука опустилась на дно стакана. Посмотрите на стаканчики, в которых мы с вами растворили сахарный песок и соль. В них что-то изменилось? (Нет.)

– Какие мы можем сделать выводы из нашего опыта?

– Правильно. Сахарный песок и соль могут растворяться в воде полностью, а мука не растворяется в воде полностью.

 

Фотографии 14–15

4. Лепка «Игрушки»

– Ребята, сейчас мы с вами научимся делать тесто для лепки. Тесто делается по рецепту, мы возьмем два стаканчика муки и 5 ложек соли и половину стакана воды. Наше тесто будет очень соленым, только тогда из него можно будет лепить.

Дети вместе с учителем дефектологом насыпают в емкость муку и соль по рецепту и наливают воду. Перемешивает тесто учитель-дефектолог. Когда тесто готово, учитель-дефектолог делит его на равные части и раздает детям. С помощью скалки каждый ребенок раскатывает тесто на специальной доске для лепки.

– Ребята, вы молодцы, сами замесили тесто и сами его раскатали. Сейчас мы с вами будем вырезать из нашего теста фигурки игрушек. Учитель-дефектолог раздает детям трафареты, дети вырезают фигурки.

– Ребята наши фигурки из соленого теста, мы оставим их и они высохнут, после того как они высохнут их можно будет раскрасить красками, а если мы с вами сделаем в наших фигурках отверстие их можно будет повесить на ленточку.

Итогом этой работы стало участие детей в международном творческом конкурсе «Звезды 21 века». Работы детей, ставших дипломантами конкурса доступны по ссылке.

Фотографии 16–17

5. Итог НОД

– О чем мы сегодня узнали на занятии?

– Сыпучие тела можно растворять в вод?

– Какие сыпучие тела растворяются в воде полностью?

– Какие сыпучие тела растворяются в воде не полностью?

– Вам понравилось лепить из соленого теста?

 

Фотографии 18–19

Итог работы

Итогом моей работы в рамках проектной деятельности стало создание совместно с детьми и родителями фотогалереи на тему: «Применение измерения объема в повседневной жизни».

В ходе этой работы родители активно привлекали детей к посильным измерениям в домашних условиях. Дети получили возможность использовать свои знания и умения в реальной жизни, родители показали им на практике, как важно уметь применять свои умения в измерении сыпучих тел, на примере приготовления пиши. Совместно с родителями дети готовили каши, хлеб.

Еще больше фотографий – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1998.
3. Новикова В.П. Математика в детском саду 6–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М.: Просвещение, 1996.
5. Попова Д. Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. СПб.: Питер, 2013.
6. Программа развития и воспитания в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016.
7. Степанова О.А. Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения. М.: Творческий центр «Сфера», 2011.
8. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1980.
9. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.