Рубрики
Воспитательная работа

Методические рекомендации по проведению урока «Профессионалы будущего»

Для каждого обучающегося выбор будущей профессии – это сложный процесс, поэтому задача учителя – помочь ему сделать правильный выбор. Представленный урок направлен на формирование представления о значимости различных профессий на сегодняшний день. Именно этим и обусловлена актуальность выбора данной темы.

0
Русова Анастасия Петровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
_nastia_21@mail.ru

Для каждого обучающегося выбор будущей профессии – это сложный процесс, поэтому задача учителя – помочь ему сделать правильный выбор. Представленный урок направлен на формирование представления о значимости различных профессий на сегодняшний день. Именно этим и обусловлена актуальность выбора данной темы.

Урок был проведен в октябре 2016 года с учениками 8-х классов и показал положительный результат: многие обучающиеся к моменту проведения урока еще не думали о будущей профессии, однако после – стали задумываться над тем, чем бы они хотели заняться в дальнейшем.

Цель урока: сформировать представление о компетенциях необходимых будущему профессионалу.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «компетенции», выявить многогранность данного определения.

2. Сформировать представления о понятии «профессионал».

3. Познакомить учащихся с профессиями, которые будут актуальны в будущем.

4. На примерах различных профессий выявить навыки, необходимые профессионалу для успешной трудовой деятельности.

5. Выявить роль профсоюзов в профессиях будущего.

Тип урока: комбинированный – актуализация прежних знаний и способов действий учащихся; изучение нового материала; формирование компетенции (выработка умений и навыков работы с видео и текстовыми файлами; умение работы в группе).

Оборудование: презентация, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с профессиями; текст с биографическими данными С. Джобса; ладошка, вырезанная из бумаги).

Этапы урока:

I. Организационный: приветствие; проверка подготовленности классного помещения; организация внимания школьников.

II. Актуализация знаний: беседа с учащимися о выборе профессии, что может дать профессия в будущем, раскрытие понятия профессионал (на данном этапе урока в моей практике я столкнулась с проблемой, того, что дети мало знают о различных профессиях и сферах деятельности человека. Таким образом, это подтвердило необходимость и пользу изучения учениками данной темы).

III. Основная часть

Деятельность учителя: объяснение понятия «компетенции» (компетенции – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта).

Человек, достигший высокого уровня в освоении компетенций необходимых для работы, является профессионалом своего дела. Что же необходимо знать и уметь, чтобы быть профессионалом своего дела?

Работа в группах: класс разделен на 6 групп по 4 человека, задача каждой группы сформулировать 3–4 компетенции необходимые людям разных профессий и выписать их на доске (профессии для каждой группы предлагаются учителем – учитель, врач, грузчик, контролер, пожарный, музыкант).

Представление результатов: представитель от группы зачитывает компетенции, не указывая профессию, задача остальных групп – отгадать для какой профессии они являются необходимыми.

Деятельность учителя: учитель организует беседу о важности и необходимости данных профессий в нашей жизни (во время проведения беседы на уроке я старалась акцентировать внимание учащихся на причины ухода тех или иных профессий, какую роль играют технологии в этих изменениях).

Подводя итог, учащиеся делают вывод о том, что выбор будущей профессии является нелегким делом, так как многие профессии в наше время становятся уже не востребованными, а многие виды деятельности человека можно заменить различными техническими устройствами.

Работа с видео (кинокомпания «Парамульт» – профориентационный видеофильм «Профессии будущего», часть первая – «Кем мне стать»): перед просмотром видео фрагмента, учащимся задается вопрос – «Какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии?»

Организация беседы после просмотра видео (данный видеофрагмент вызвал большой интерес у обучающихся на уроке, в беседе мы сумели выделить профессии, которые становятся невостребованными, выявить причины данного процесса, а самое главное – выделить сферы деятельности, которые будут наиболее востребованы в будущем).

Продолжение работы в группах: выбрать из предложенных в видео профессий ту, которая будет востребована в будущем, и придумать 4–5 компетенций, необходимых человеку для нее.

Представление результатов: в форме беседы, учащиеся из разных групп делятся полученными плодами деятельности.

Деятельность учителя: учитель задает вопрос и просит привести конкретный пример – кого учащиеся считают профессионалом своего дела? Почему они так считают?

Прослушав версии детей, учитель предлагает учащимся отгадать одну из известных личностей современности (этот человек, создал устройство, без которого сегодня мы плохо можем представить нашу жизнь. Ответ: смартфон, С. Джобс).

Работа с текстом: используя биографическую справку С. Джобса (см. Приложение 1), ответить на вопросы – «Каких успехов достиг С. Джобс? Что ему помогло достичь этих успехов?»

Представление результатов: беседа с учащимся по вопросам к тексту.

В конце беседы у обучающихся формируется представление о том, что достижение успеха в трудовой деятельности возможно при условии проявления своих лучших личных качеств (упорство, высокая мотивация и др.).

IV. Рефлексия

Закрепление полученных знаний происходит с помощью упражнения «Ладошка». На одной стороне ладошки в центре написать возможную будущую профессию, а на пальчиках компетенции и качества, необходимые для данной профессии.

Практический опыт показал, что данная тема является актуальной на сегодняшний день, беседуя с детьми о развитиях и изменениях, происходящих в профессиональной жизни, начинаешь задумываться о том, как самому не отстать от быстро развивающегося технического прогресса, который активно внедряется и в педагогическую деятельность.

Приложение 1. Стив Джобс [3]

Стивен Джобс родился в середине 50-х годов в Сан-Франциско, Калифорния. Его отец – сириец Абдулфатта Джандали был ассистентом преподавателя в Висконсинском университете, а мать Джоан Шибле – юная студентка того же учебного заведения. Джоан и Абдулфатта не состояли в браке, семья девушки была категорически против отношений молодых людей. Поэтому мать Стивена вынуждена была уехать рожать в частную калифорнийскую клинику, а затем отдать сына на воспитание приемным родителям.В начальной школе Стивен Джобс имел большие проблемы с учителями. Сама система образования казалась ребенку скучной. Обучаясь в средней школе, Стив посещал кружок радиоэлектроники, самостоятельно собрал электронный частотомер и даже подрабатывал на конвейере в знаменитой компании Hewlett-Packard.

Стивен начинает работать в качестве техника в начинающую компанию Atapi, которая занималась производством компьютерных игр. В это же время его друг – Возняк, работает над созданием и совершенствованием плат для собственного персонального компьютера. Когда идея стала вырисовываться практически, Джобс предложил другу создать совместную компьютерную фирму. Так появилась, ставшая впоследствии легендарной, компания Apple. При работе над первым вариантом компьютера Apple I Джобс проявил себя как авторитарный, несколько тираничный и агрессивный, но в то же время умеющий организовывать руководитель.

Вторым успешным шагом стало создание Apple Store – специализированного магазина по продаже оборудования компании Apple.

Уникальность Стива Джобса заключалась в том, что он не просто держал руку на пульсе времени. Он сам создавал новое время и диктовал законы моде в IT-индустрии. Поняв, что новый век становится стремительным, он наладил производство миниатюрных, но совершенных по своим возможностям устройств: медиаплеер iTunes, музыкальный плеер iPod, сенсорный мобильный телефон iPhone, интернет-планшет iPad.

Список литературы:

1. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2008.
2. Общий толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://tolkslovar.ru/p23740.html (дата обращения 20.10.2016).
3. 24 СМИ. Стив Джобс. [Электронный ресурс]. URL: https://24smi.org/celebrity/1201-stiv-dzhobs.html (дата обращения 24.10.2016).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0