Второй урок из серии занятий по личностному росту проведен для обучающихся 9 класса на уровне школьного комплекса в рамках «Фестиваля педагогических идей». Присутствовавшими представителями пяти школ отмечены неординарный подход к подаче материала, необходимого для работы над совершенствованием самооценки школьника, важность психологической подготовки девятиклассников к предстоящим первым в их жизни экзаменам; органичная связь данного урока с предыдущим, статья о котором «Интегрированный урок литературы и обществознания по теме: «Маленький человек. Путь к успеху»» опубликована в сетевом издании Городского методического центра «Слово учителю».
Цель урока: формирование позитивной самооценки обучающихся и их готовности к личностному росту.
Задачи урока:
1. расширить представление обучающихся об успешности и роли адекватной самооценки в достижении успеха;
2. совершенствовать навыки работы с текстом;
3. развивать умение определять для себя жизненные цели и формировать необходимые качества личности для их достижения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
– формирование умения применять понятия: мышление, способности, личность, нравственная основа личности;
– развивать умение определять для себя жизненные цели и формировать необходимые качества личности для их достижения;
– создание буктрейлера по литературному произведению.
Личностные:
– формирование позитивного настроя, оптимистичного взгляда в будущее;
– готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;
– повышение самооценки;
– психологическая подготовка к сдаче выпускных экзаменов.
Метапредметные:
– осуществление сопоставительного анализа различных источников информации;
– формирование способности решать творческие задачи, готовности к сотрудничеству;
– умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
– развитие презентационных навыков.
Регулятивные: формулирование задач, планирование учебной деятельности, прогнозирование, умение организовать деятельность в группе, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные: умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, конструктивно строить диалоги.
Познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, умение логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли, способность решать творческие задачи.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки.
Образовательные ресурсы: текст, видеоролик, презентация.
Ход урока:
1. Мотивационный этап
Результат этапа: самостоятельная формулировка темы и цели урока. Самостоятельное открытие «нового знания».
Деятельность учителя: организует погружение в проблему.
Деятельность учащихся: определяют и фиксируют тему и цель урока, слушают учителя и друг друга, обмениваются мнениями.
Слайд 1. Космическая заставка и музыка
Учитель обществознания: Доброе утро, коллеги! Мы открываем заседание нашей Межгалактической комиссии по чрезвычайным происшествиям. Наш корабль-разведчик, бороздя просторы вселенной, захватил неопознанный летающий объект. Из герметично закрытой капсулы изъят пакет c зашифрованной информацией с Земли. Для ознакомления с содержимым капсулы на заседание комиссии сегодня приглашены лучшие подразделения нашей галактики: представители планет Набу, Корусант, Татуин и Камино (команды обучающихся). В качестве контролирующего органа на нашем заседании присутствуют рыцари-миротворцы Джедаи (гости).
Слайд 2. Заставка к буктрейлеру
Учитель литературы: На экране образец № 1 из капсулы. Изучив объект, сформулируйте для протокола тему и цель нашего экстренного заседания.
Просмотр ролика.
Слайд 3. Тема и цель урока
Учитель обществознания: Какие будут предложения по формулировке темы заседания. Сформулируйте цель работы. Предполагаемая тема: лекарство от глупости. Предполагаемая цель: помочь землянам.
Запишите тему в бортовые журналы.
2. Совместное исследование проблемы
Деятельность учителя: организует коллективный анализ учебной проблемы.
Деятельность обучающихся: выдвигают гипотезы на основе различных источников, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; применяют знакомые способы действия в незнакомых ситуациях.
Учитель литературы: Коллеги! Обратите внимание на название источника, которым пользуются школьники-земляне! Представителям наших цивилизаций известно, что горе от ума невозможно.
Очевидно, что наши представления об уме не совпадают с земными.
Слайд 4. Словарь Ожегова и словарь Даля. Определение из словаря Ожегова: умный человек – …
Учитель обществознания: Найдите, определение умного человека в одном из словарей землян. Назовите составителей словаря и зачитайте определение. Время выполнения задания – 1 минута.
Учитель литературы: Слушая ответы других подразделений, зафиксируйте ключевые слова рядом с фамилией составителя словаря. Прочитайте записанное. Есть ли дополнения?
Учитель обществознания: Образец № 2 содержит ответы школьников на важные для землян на вопросы: «Почему хорошо быть умным?», «Что тебя раздражает в умных людях?».
Слайд 5. Сканы ответов
Учитель литературы: Копии документов на ваших столах в конвертах.
Учитель обществознания: Проанализируйте реальные ответы школьников и запишите на листе ватмана, каким должен быть человек, чтобы его считали умным.
Учитель литературы: С этой работой нужно справиться за 3 минуты.
Учитель обществознания: Ваше время истекло, прошу представителей команд выйти к доске.
Учитель литературы: Когда представители озвучат ответы, в бортовой журнал впишите наиболее удачную, на ваш взгляд, формулировку.
Учитель обществознания: В словаре Даля умным считается не только тот, кто умеет мыслить, но и нравственный человек. И мне очень приятно, что вы в своих ответах обратили на это внимание.
Слайд 6. Герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Учитель литературы: Рассуждения современных школьников не дают нам ответа на вопрос, кому на Земле угрожает горе от ума.
Учитель обществознания: Возможно, образец № 3 поможет нам определиться.
Учитель литературы: К сожалению, этот образец поврежден: в таблице, которая помогает оценить интеллектуальные возможности персонажей, отсутствуют их имена. Однако сохранились стихи-подсказки.
Учитель литературы: раздает отрывки. Выразительное чтение. Угадывание героя.
Учитель обществознания: Прошу эксперта с планеты Набу выразительно прочитать первый отрывок. А мы постараемся определить, о ком идет речь.
Ученик 1: Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал…
Ученик 2: Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Все тот же толк*, и те ж стихи в альбомах.
Ученик 3: Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей – сынков и внучат.
Журим мы их, а если разберешь, –
В пятнадцать лет учителей научат!
Ученик 4: Но есть ли в нем та страсть? то чувство?
пылкость та?
Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем и всем его делам
Душою – вы, вам угожденье?..
Слайд 7
Герой | Аргументы за | Аргументы против | Вид самооценки |
Чацкий | |||
Фамусов | |||
Молчалин | |||
Скалозуб |
Теперь мы можем заполнить таблицу и понять, кому угрожает горе от ума.
Учитель обществознания: За 5 минут эксперты должны внести в таблицу информацию о своем герое.
Учитель обществознания: Во время выступления эксперта другие группы фиксируют информацию в бортовом журнале.
– Дополнения! Возражения?
– Подведем итоги работы: к кому же относятся слова «горе от ума»? почему? В чем горе?
В комедии многие герои наделены умом, только ум этот разный: у представителей фамусовской Москвы – практический, помогающий приспособиться, «И награжденья брать, и весело пожить», у Чацкого ум передовой, направленный на улучшение общества.
Чацкий, Фамусов, Молчалин – литературные типы XIX века. Почему же школьник XXI века боится «горя от ума»?
Слайд № 8. Компания «Энрон»
Учитель литературы: Нами был обнаружен интересный факт. Энергетическая корпорация Enron в 2002 хотела упрочить свой бизнес. На руководящие должности были назначены американцы с высоким уровнем IQ.
Учитель обществознания:Такой способ выхода из кризиса привел… к краху компании. Работу потеряли 4 тысячи сотрудников. Эта история попала во все учебники по бизнесу в качестве примера того, как нельзя руководить компанией.
Учитель литературы: Получается, не всегда наличие знаний говорит об уме? Часто отличник воспринимается как умный, а двоечник и троечник как глупый человек. Но так ли это на самом деле?
Слайд № 9. Листок с инструкцией
Учитель обществознания: Последний образец, который мы обнаружили в капсуле, листок-инструкция. Его автор вряд ли был отличником, но изобретение гениально! Что нового этот землянин увидел в таблице умножения?
Учитель литературы: Уважаемые коллеги! Землянин просил нас о помощи! Ему экзамены сдавать. Каждое подразделение подготовило свой вариант спасательной операции. Регламент выступления – 1 минута.
Метапредметные умения при подготовке к экзаменам. Демонстрация учащимися своих приемов.
Учитель обществознания: Хвалит ученика за ум.
Если вы умный человек, то вы:
– Знаете ответ тогда, когда его не знает никто другой.
– Знаете ответ тогда, когда все его знают, но додумываетесь до него быстрее всех.
– Знаете, какое решение будет правильным, и готовы взять инициативу в свои руки.
– Знаете ответ благодаря тому, что вы его прочитали.
– Знаете ответ потому, что вам его подсказывает жизненный опыт.
– Не знаете ответа, но знаете, где его найти.
– Не знаете ответа, но знаете, у кого его можно спросить.
– Знаете только часть ответа, но для вас этого достаточно, чтобы двигаться вперед.
– Знаете, что вы не знаете ответа.
– Знаете, что упорство решает многие проблемы.
– Знаете, что нельзя причинять боль другим людям.
– Знаете, как сделать так, чтобы люди поверили в вас.
– Знаете, как повернуть ситуацию в свою пользу.
– Знаете, как противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.
– Знаете, как привлечь к решению проблемы других людей.
– Знаете, как объяснить суть проблемы другим людям.
– Знаете, как ваши поступки могут повлиять на других людей.
– Знаете, как скрыть проблему, если этого требуют обстоятельства.
– Знаете, как разложить сложную задачу на составные части.
– Знаете, как привлечь других на вашу сторону.
– Знаете, как не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
– Знаете, как предупредить проблему.
– Знаете, когда наиболее подходящее время для того, чтобы начать решать проблему.
– Знаете, как повлияет проблема на вас и на других.
– Знаете, что потеряете, а что приобретете в процессе решения проблемы.
– Знаете, как визуализировать проблему.
– Знаете, как управлять группой людей, которая будет решать проблему.
– Знаете, насколько вы важны людям, если можете решить проблему.
– Знаете, кто сможет помочь вам решить проблему.
– Знаете, какие проблемы стоит решать, а какие – нет.
Учитель литературы: Я считаю учителя обществознания умным человеком, потому что она всегда готова к эксперименту и сотрудничеству, ведь только так рождается новое!
Учитель литературы: Коллеги! Похоже нашей Межгалактической комиссии по ЧП не грозит горе от ума. Так что же можно считать лекарством от глупости? Предполагаемый ответ: адекватную самооценку!
Учитель обществознания: По-моему, формулу лекарства от глупости удалось вывести Фрейду.
Слайд 9. Цитата
«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас». (Зигмунд Фрейд)
Учитель литературы: Домашнее задание (на выбор). Составить для землян инструкцию по применению лекарства от глупости. Советы по написанию инструкции найдете на сайте или подготовить презентацию о человеке, включенном в рейтинг самых умных людей современности.
Итог урока
Учитель обществознания: Удалось ли нам справиться с поставленной задачей? (Ответы детей.)
Выступление Джедаев (гостей).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.