Рубрики
Литература

Образ Мцыри и его восприятие современными подростками

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (1840) в школьной программе традиционно интерпретируется как произведение с романтическим героем. Вместе с педагогом ученики обнаруживают признаки эволюции творчества великого поэта, изучают специфику центрального персонажа, особенности описываемой истории. Но до сих пор актуальной является проблема, связанная с тем, чтобы «приблизить» произведение XIXвека к современному читателю, к подростку нашего времени. Думается, что данная поэма может изучаться не только как романтическое произведение, но и как аллегорическая история о подростковом кризисе.

0
Марчук Елена Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
ОЧУ г. Москвы «Первая Московская гимназия»,
emarchuk@gymnasia.ru

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (1840) в школьной программе традиционно интерпретируется как произведение с романтическим героем. Вместе с педагогом ученики обнаруживают признаки эволюции творчества великого поэта, изучают специфику центрального персонажа, особенности описываемой истории. Но до сих пор актуальной является проблема, связанная с тем, чтобы «приблизить» произведение XIXвека к современному читателю, к подростку нашего времени. Думается, что данная поэма может изучаться не только как романтическое произведение, но и как аллегорическая история о подростковом кризисе.

Применительно к этому периоду развития человека, психологи отмечают, что значимыми здесь оказываются задачи самоопределения, выбора в жизни. Это касается мировоззрения, профессии, среды. Подросток задается вопросами о том, кем он является, в чем смысл его жизни, кем он хочет стать, каковы его принципы и т.д. Схожим образом побег Мцыри из монастыря – это попытка героя узнать себя, понять, кто он:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы [2, с. 198].

Поиск себя, в который пускается персонаж, связан с формированием его личности. Психолог О.А. Карабанова отмечает: «Именно в этом возрасте <подростковом – Е.М.> происходит формирование главного, личностного новообразования – эго-идентичности, интеграция множественных образов «Я» в единое целое, формирование чувства самотождественности во времени и пространстве, признание значимым социальным окружением идентичности Я» [1, с. 113].

Что мы видим в поэме Лермонтова? Главный герой еще в детстве оказался в плену, а впоследствии попал в монастырь. Несмотря на то, что монахи относятся к Мцыри с заботой, юноша не может ощутить радости жизни, почувствовать себя на своем месте. Нет того самого чувства самотождественности, герою некомфортно в социальном окружении, в котором он вынужден находиться. На самом деле подобное чувство типично для подростков. Они ощущают отчужденность в своей семье, в привычном укладе. В подростковом возрасте растет негативизм в отношении взрослых и увеличивается конформность к ровесникам. Дети становятся в большей степени склонными к дистанцированности, для них характерен «уход от близких отношений, стремление к одиночеству, изоляции, стремление остаться наедине со своими чувствами и переживаниями» [1, c. 114–115]. У них возникает сильная потребность в саморефлексии, неслучайно многие подростки ведут личные дневники.

Уход от мира дает возможность побыть собой, понять свои чувства, свое внутреннее состояние. Мцыри приходится убежать из монастыря, а несколько дней на воле позволяют герою открыть в себе неизведанные ранее порывы и чувства, о которых он смутно подозревал. Побег от покоя монастыря с его налаженным укладом, неприятие правил – все это делает персонажа Лермонтова типичным подростком. Современный юноша в поисках себя начинает искать друзей, субкультуры, которые дадут ему ощущение понятости. Подростки выступают против образа послушного ребенка, который навязывается им взрослыми. Юноше или девушке хочется выработать свои нормы и правила. Мцыри в поэме бунтует против послушания, ему не хочется жить спокойной жизнью в тихом уголке, там, где нет места внутренним бурям.

Характерная черта мира подростка – четкая разделённость на «свое» и «чужое». «Чужое» – взрослые и их правила. Подросток сомневается в том, что дают ему родители или общество, он нападает на общепринятые установки, проверяет их на прочность, ведет себя противоположно тому, что ему предлагается. Даже самое лояльное окружение воспринимается подростком болезненно, его угнетают нормы и правила. Схожим образом Мцыри ощущает себя в монастыре как в тюрьме, он называет себя в тюрьме воспитанным цветком [2, c. 213]. «Узничество <Мцыри – Е.М.> осуществляется вне каких-либо резких проявлений гнета, зла и оскорбления – лишь одним подчинением заведенному порядку вещей» [3, c. 245], – отмечает Ю.В. Манн. Заведенный порядок вещей – это именно то, против чего обычно бунтуют подростки.

«Свое» же – это дружеское окружение, где можно встретить таких же мятежных и непонятых, кого-то похожего на себя. Такова главная особенность психологии подростка: он жаждет  обрести «родного» человека и одновременно «отбрасывает» установившиеся правила. «Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям» [4, c. 83], – отмечает психолог А.М. Прихожан. Данный конфликт связан с тем, что подросток ищет людей, в которых он мог бы «отразиться», он находится в поисках кого-то «родного» (неслучайно главная цель Мцыри — «пройти в родимую страну» [2, c. 204]). Эго-идентичность подростка еще не сформирована, и он примеривает на себя различные образы, находит кумиров, очаровывается и разочаровывается. Как писал Э. Эриксон, «подросток особенно страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить» [5, c. 138–139]. Этот конфликт и поиск продемонстрированы в поэме Лермонтова. Еще Ю.В. Манн подметил, что для произведения характерно присутствие группы образов родства [3, c. 240]. Вне стен монастыря Мцыри хочет обрести кого-то родного:

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной [2, c. 194].

Образы природы наделяются в восприятии персонажа характеристиками родства: деревья ему видятся «братьями», он говорит об «объятиях» каменных скал. «О, я как брат/ Обняться с бурей был бы рад! [2, c. 198]» – рассказывает герой. Далее Мцыри рассуждает о дружбе между своим сердцем и грозой. По сути, то, что подросток обретает обычно среди сверстников, некое ощущение родства, герой поэмы Лермонтова находит в отношениях с природой. Он жаждет восстановить связи с собой, со своим прошлым, с той частью своей души, которая в стенах монастыря не могла быть проявлена и реализована. Как подросток поворачивается лицом к сверстникам, чтобы получить опыт любви, дружбы, разочарований, так и Мцыри объясняет смысл своего побега тем, что хотел желать, ненавидеть, любить. И ему удается испытать все эти чувства в полной мере. Неслучайно герой скажет, что на воле он «жил». Мцыри соприкасается со своими глубокими страхами, когда бродит по горам и просыпается на краю бездны. Встретив прекрасную грузинку, он чувствует любовное влечение. Наконец, он сражается с барсом, что можно считать своеобразным обрядом инициации. Эта битва с диким животным обнажает все скрытые, могучие, инстинктивные силы, заложенные в герое. Он познает свою смелость, свои архаические порывы, всю бездну хаоса, которая в нем присутствует:

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков [2, c. 209].

И вновь здесь встречаются образы родства («обнявшись крепче двух друзей»[2, c. 209]), дикий барс оказывается для Мцыри кем-то «своим». «Мцыри <…> свойственна страстная потребность единения с людьми, самораскрытия <…> А в поведении Мцыри стремление к людям сменяется полной отчужденностью, желанием найти общее скорее со змеем, барсом, чем с человеком» [2, c. 209], – пишет Ю.В. Манн.

Через соприкосновение с природой герой узнает о своем мужестве, очарованности красотой, о своей жажде любви.

В заключение приведем мнение психолога А.М. Прихожан о позитивном смысле подросткового кризиса: «Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями» [4, c. 86].

Таким образом, поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» можно рассматривать как историю подросткового кризиса, и подобное прочтение может помочь открыть новые смыслы в уже известном произведении, а также способствовать большей идентификации учеников с главным героем произведения. Через новую интерпретацию истории создается возможность лучшего понимания современными подростками психологических особенностей лермонтовского героя.

Список литературы:

1. Карабанова О.А. Возрастная психология. М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Лермонтов М.Ю. Мцыри // Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 тт. Т.4. Поэмы 1835–1841. М.: Воскресенье, 2000. С. 188–218.
3. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2007.
4. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 82–87.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.