Рубрики
Иностранный язык

Система организации текущего контроля лексико-грамматических навыков с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

В данной статье мы хотим рассмотреть организацию текущего контроля лексико-грамматических навыков при работе по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 6 класса. В каждом учебном уроке этой серии учебников традиционно сначала вводится и закрепляется новый грамматический материал, а затем следует изучение новых лексических единиц.

0
Арсеньева Наталья Андреевна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1223 “Лингвистический центр”»,
nkutuzova@yahoo.com
Страшная Виктория Евгеньевна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1223 “Лингвистический центр”»,
victoriastrashnaya@mail.ru

В данной статье мы хотим рассмотреть организацию текущего контроля лексико-грамматических навыков при работе по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 6 класса. В каждом учебном уроке этой серии учебников традиционно сначала вводится и закрепляется новый грамматический материал, а затем следует изучение новых лексических единиц. Таким образом, и контроль должен осуществляться сообразно логике подачи материала. На первом уроке проводится изучение и первичное закрепление нового грамматического явления на упражнениях из учебника. После первого урока учащиеся получают домашнее задание, направленное на дальнейшее закрепление материала. На втором уроке после первичного устного контроля усвоения изучаемого грамматического материала и выполнения упражнений на закрепление проводится текущий письменный контроль. В качестве примера мы бы хотели рассмотреть лексический и грамматический материал 10 урока УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 6 класса.

Самостоятельная работа, которую обучающиеся выполняют в рамках текущего письменного контроля обычно состоит из 5 предложений (для удобства оценивания и минимальных затрат времени на уроке) и содержит весь выдвинутый на контроль грамматический материал. Грамматика проверяется на базовой лексике, новые лексические единицы «юнита» на данном этапе не используются. Например, текущий контроль навыков употребления сложного дополнения после «глаголов желания» (на работу дается до 10 мин):

1. Я бы хотел, чтобы ты прочла эту книгу.

2. Мы ожидали, что вы вернетесь.

3. Он хочет, чтобы я помог ему.

4. Никто не ожидает, что вы будете делать это сами.

5. Мои родители хотели бы, чтобы их дети хорошо учились.

Проверка и оценивание работ обучающихся проводятся дифференцированно. В «слабых» работах исправляются все ошибки, правильные ответы подписываются и маркируются по типу ошибок. В данной работе мы видим многочисленные ошибки и их маркировку, чтобы ученик мог быстрее сориентироваться в области своих пробелов и качественно выполнить работу над ошибками. Делая работу над ошибками, ученик дифференцированно исправляет грамматические, лексические, орфографические ошибки, формулирует правила, приводит свои примеры. Алгоритм выполнения работы над ошибками будет приведен ниже.

Рисунок 1

Мы пришли к выводу, что, несмотря на увеличение нагрузки учителя в связи с необходимостью проверять работы над ошибками (“Corrections”), крайне важно как требовать у обучающихся выполнения работы над ошибками, так и проверять осознанность, добросовестность и адекватность ее выполнения. Это связано с тем, что большая часть типичных ошибок «кочует» из работы в работу. Получая проверенную работу, ученики обращают внимание только на оценку, и только самые ответственные бегло просматривают ошибки. Обязательное выполнение работы над ошибками позволяет не только обратить внимание на ошибку, но и понять ее, проработать, закрепить навык правильного употребления лексики или грамматической конструкции.

В «сильных» работах подчеркивается только строка, ошибки не маркируются и не исправляются – обучающиеся ищут ошибку сами и сами объясняют и исправляют ее в работе над ошибками.

Рисунок 2

Рисунок 3

В работах среднего уровня ошибки также подчеркиваются и маркируются, но не исправляются, что позволяет обучающемуся, руководствуясь маркировкой учителя, самому найти свою ошибку и исправить ее, буквально «научиться на своих ошибках».

После введения и первичного закрепления лексики на уроке в качестве домашнего задания ученики должны выучить слова и словосочетания из упражнения устно. На дом задаются лексические упражнения для закрепления. На следующем уроке проходит устный опрос строго по тексту лексического упражнения по словам и словосочетаниям. На дом задается выучить правописание этих слов и словосочетаний.

На следующем уроке проводится письменный текущий контроль лексических навыков. Перед письменной самостоятельной работой в рамках речевой зарядки в устной речи (в режиме ответов на вопросы) отрабатываются ИМЕННО ТЕ предложения, которые будут в самостоятельной работе. Вопросы составляются таким образом, чтобы учащиеся, отвечая на них, употребляли в устной речи те словосочетания, которые выносятся на контроль (входят в активный вокабуляр «юнита»). В случае с активной лексикой 10 урока это могут быть следующие вопросы:

Have you ever seen a thief? When did you see a thief?

What did you do when you saw a thief?

When did you scream at the top of your voice last?

Have you got a twin brother? A twin sister?

Do you earn your living?

Does your elder brother (sister) earn his (her) living?

Do you always act as you please? Who does it in your family? и т.д.

Затем проходит письменная работа, основанная на проработанных лексических единицах. В данном случае это будут следующие предложения:

1. Она закричала изо всех сил, когда увидела вора.

2. Она не была довольна своим братом-близнецом – он не мог заработать себе на жизнь.

3. Очень глупо с твоей стороны нарушать закон.

4. Поступай, (действуй) как хочешь.

5. Я не могу сказать тебе точное время сейчас, позволь мне немного подумать.

Работа проверяет умение использовать слова и словосочетания в предложениях. Контроль усвоения лексики проводится на грамматически «примитивных» предложениях. Грамматические конструкции, изученные в  «юните», на данном этапе в самостоятельную работу не включаются.

В конце работы над «юнитом» проводится итоговый контроль. Он совмещает в себе как грамматический, так и лексический материал. Для слабых учащихся на этом этапе совмещаются тексты двух первых проверочных работ. Например:

1. Я бы хотел, чтобы ты сказала мне точное время.

2. Мы не хотим, чтобы вы нарушали закон.

3. Он хочет, чтобы я вел себя соответственно возрасту.

4. Никто не ожидал, что близнецы будут кричать изо всех сил.

5. Все родители  хотели  бы, чтобы их дети  зарабатывали себе на жизнь.

В этом случае регулярное выполнение работ над ошибками позволяет слабым обучающимся продемонстрировать более высокие результаты, которые мотивируют их на дальнейшую работу и повышают уверенность в собственных силах.

Для сильных учащихся создается новый вариант проверочной работы. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к контролю и, как следствие, к обучению. (Для экономии времени учитель может воспользоваться дополнительными материалами, разработанными авторами издательства «Просвещение» и размещенными на сайте издательства «Просвещение» на странице УМК в разделе «Методическая помощь – Дополнительные упражнения».)

Для того чтобы сделать работу над ошибками максимально эффективной, мы составили памятку для обучающихся, которая приклеивается на внутреннюю сторону обложки тетради для самостоятельных работ. Памятка по выполнению работы над ошибками (“Corrections”) текущих лексико-грамматических самостоятельных работ выглядит так:

Виды ошибок Маркировка Как исправлять
Орфографические ошибки spelling, sp Прописать слово, в котором допущены ошибки, 2 строчки ПРАВИЛЬНО. При необходимости проверить по словарю.
Грамматические ошибки времена – grammar, артикли – art

порядок слов – wo

предлоги – prep

1. Переписать предложение правильно.

2. Объяснить по-английски правило (можно использовать грамматический справочник на с. 150 в УМК “Laser”).

3. Привести пример на это правило, аналогичный тому предложению, в котором была допущена ошибка.

Лексические ошибки неверный выбор слов и словосочетаний – wrongword, ww Объяснить сочетаемость слов,  используя перевод на русский язык.

В заключение хотелось бы добавить, что в рабочей тетради “Activity Book” данного УМК для закрепления лексики учащимся предлагается самостоятельно сочинить предложения со словами и словосочетаниями. Мы стараемся использовать предложения, сочиненные обучающимися, при составлении текущего контроля. Это позволяет подчеркнуть важность выполнения домашнего задания и делает учебный материал личностно-значимым для учеников, что положительно сказывается на результатах обучения.

Список литературы:

1. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
2. Английский язык. Рабочая тетрадь для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка. ФГОС. М.: Просвещение, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.